Недельная глава Тецаве
«А ты вели сынам Израиля, чтобы они доставляли тебе чистое масло, выбитое из маслин, для освещения, чтобы зажигать светильник, горящий постоянно» (Шмот, 27:20).
«Чистое масло – для освещения, а не для принесения минхи» (Раши там).
Сказано в «Мидраш Раба» (Коэлет): «Если человек учил и преподавал Тору, соблюдал все заповеди, но при этом не поддерживал Тору, то он – из тех, о ком сказано: “Проклят тот, кто не даст существование словам этой Торы исполнить их!”» Б-же упаси! Всевышний удостоил меня создать семь колелей для замечательных учащихся и трудиться, чтобы содержать их, удостаивать евреев быть поддерживающими Тору. Это очень нелегко, честно говоря. До сих пор есть евреи, которые не понимают, почему молодые здоровые парни, у которых большие семьи, трудятся над Торой, а не зарабатывают деньги. Как-то раз я оказался дома у одного состоятельного еврея, который сказал мне: «Смотрите, рав. Я выполняю сказанное в Торе: “В поте лица своего будешь есть хлеб, с тяготами будешь добывать плоды земли всю свою жизнь”. Слава Б-гу, Всевышний дает все необходимое, и дальше будет давать. Но объясните мне, почему я должен давать из своих денег, которые так тяжело зарабатывал, авреху, который не работал и не трудился. Если убедите меня – дам, не скупясь!»
Нет проблем, для этого я здесь! «Послушайте, — сказал я, — расскажу вам реальную историю». Я знаю по опыту, что хороший рассказ пробивает все стены, расплавляет все преграды.
Я начал рассказывать: однажды в городе появились фальшивые банкноты. Город был буквально переполнен ими. Полиция приступила к делу, началось расследование, и в итоге обнаружили, что фальшивомонетчики находятся в подвале дома на такой-то улице. Полицейские окружили дом, проникли в подвал и обнаружили там печатный станок, специальную бумагу, оттиски и даже уже отпечатанные фальшивые деньги. Хозяин дома, бедный учитель, был задержан. Он возмутился: хотел заработать пару грошей, сдал внаем подвал, он и понятия не имел, что там происходило, и никакого участия во всем этом не принимал! Конечно же, ему не поверили, и отправили под суд. Обвинение – печать фальшивых денег, обман и тяжелый урон экономике страны. Обвинитель требовал смертной казни.
Защитник вызвал обвиняемого на трибуну, и стал расспрашивать:
— Чем ты зарабатываешь на жизнь?
— Я меламед, учитель.
— Объясни уважаемому суду суть твоей работы.
— Я собираю семь-восемь учеников и обучаю их Торе, с восьми утра до восьми вечера, не считая двух часов – перерыва на обед.
— Десять часов в день, — отметил защитник, — и сколько ты зарабатываешь?
— Сколько уж можно требовать от малоимущих родителей, у которых, не сглазить бы, есть семь-десять детей? Половину динара в неделю.
— И на это ты живешь? – удивился защитник. На эту зарплату можно жить лишь впроголодь!
— На это я живу? Если бы! Не все платят, многие задерживают, просят подождать…
— А работа тяжелая? — продолжил защитник.
— Всем ненавистникам Израиля такую работу! Вы себе представляете, что такое усадить восемь озорных мальчишек и обучать их десять часов, изо дня в день?! Да еще и стараться, чтобы они что-то запомнили, чтобы знали выученное. А отцы проверяют, и критикуют еще… Если не оправдаешь их ожидания, у тебя будет плохая репутация, и на следующий год учеников не найдешь…
Защитник обратился к судьям:
— Если бы эта типография была его, и он бы печатал фальшивые деньги, неужели бы так старался ради такого крошечного заработка?
И меламеда оправдали…
«Настоящая история, — говорю, — что Вы об этом думаете?»
«Интересно…» — отвечает.
«А теперь скажите, — продолжаю я, — если бы у Вас в подвале была такая машина, конечно, без нарушения закона, например, если бы Вы обнаружили у себя в подвале алмазную шахту, неужели бы Вы стали работать учителем?»
«Конечно, нет!»
«Почему, из-за маленькой зарплаты?»
Он засмеялся: «Да, во-первых, потому, что у меня бы не было времени! Я бы просто не вылезал из подвала!»
«Верно. А теперь поймите, что Вы и есть этот учитель. Всю жизнь работаете, чтобы собрать свои гроши. А они, трудящиеся над Торой, работают в алмазной шахте! Причем добывают алмазы не только для себя, а и для всего народа Израиля! Ведь если бы не Тора – земля и небо не могли бы существовать, как сказано у пророка Ирмияу: “Если бы не Мой Союз днем и ночью, законы небес и земли Я бы не установил”.
В Мишлей прямо сказано: “Тора лучше жемчуга, никакая вещь с ней не сравнится”, и Иерусалимский Талмуд (Пеа) объясняет: “Никакая вещь – это драгоценные камни и алмазы”. А Вы спрашиваете, почему мы не выходим из подвала, почему не прекращаем добывать алмазы, чтобы поработать учителями…
Я Вам предлагаю стать компаньоном в алмазной шахте!»
Хозяин согласился и пожертвовал приличную сумму.
Но, более того – у каждого еврея есть такая шахта в подвале, жаль ее не использовать! А если уж ему приходится работать «учителем», пусть позаботится о том, чтобы Тора стала его постоянным занятием, а работа – второстепенным, чтобы добывал как можно больше алмазов!
Ктав Софер писал, что его отец, Хатам Софер, нашел это указание в начале нашей недельной главы: «А ты вели сынам Израиля, чтобы они доставляли тебе чистое масло, выбитое из маслин, для освещения, чтобы зажигать светильник, горящую постоянно». Раши пишет: «Чистое масло – для освещения, а не для принесения минхи». Потому что сказано в Гемаре (Бава Батра, 25б), что тот, кто хочет обрести мудрость, пусть немного повернется к югу (во время молитвы), поскольку менора – на юге, а тот, кто хочет разбогатеть – пусть повернется к северу, поскольку стол – на севере. То есть менора и ее свечи – это символ Торы, а стол и его хлеба, а также менахот (хлебные приношения) – это символ богатства, заработка. На это и намекает Тора: «чистое масло» – чтобы человек тяжело трудился, как трудятся, добывая масло – «для освещения», для света Торы, чтобы сделал свою Тору постоянной, трудясь над ней, «а не для принесения минхи» – чтобы его ремесло стало второстепенным, и это наверняка исполнится, как пообещали наши мудрецы в трактате Брахот (35б).