Глава Трума — Полграмма золота

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

599
полграмма

«Передай сынам Израиля, чтобы они взяли Мне приношение… От каждого, кого побуждает сердце, принимайте приношение для Меня» (Шмот, 25:1-3).

Сказано в Иерусалимском Талмуде (Рош а-Шана, гл. 1, алаха 3): так заведено, что когда царь из плоти и крови выносит указ, если хочет – то и сам выполняет его, если не хочет – другие выполняют. Однако Всевышний не так: если Он выносит указ, Он первый выполняет его. Откуда мы учим это? Из сказанного в книге Ваикра (22:9): «Пусть соблюдают соблюдаемое Мной» – т. е. Я первым соблюдал заповеди Торы. Сказал раби Симон, что сказано: «Вставай перед сединой, почитай старца и Б-га твоего бойся, Я – Г-сподь!» (Ваикра, 19:32). Я – Тот, Кто вначале выполнил заповедь встать перед старцем. Объясняется в книге «Матанот Кеуна» («Ваикра Раба», 35:3), что Всевышний ждал нашего праотца Авраама.

В мидраше («Шмот Раба», 30:9) приводится история о рабане Гамлиэле, раби Йеошуа, раби Элазаре бен Азария и раби Акиве, которые пришли в Рим и объясняли там сказанное в Теилим (147:19): «Возвещает Он слова Свои Яакову, законы и установления Свои – Израилю». Всевышний ведет Себя не как человек, который устанавливает закон и велит другим выполнять его, а сам ничего не делает. Всевышний не таков: то, что Он Сам делает, Он велит Израилю соблюдать и выполнять. [Примечание редактора. В словах Теилим заключены сокровенные тайны Торы, однако есть и более открытая часть.]

Нам велено идти путями Творца: как Он милостив и милосерден, так и мы (Шаббат, 133б). Как Он совершает добрые деяния – так и мы (Сота, 14а). Но самая лучшая цдака – это тайное пожертвование, ведь сказано (Бава Батра, 9б), что тот, кто дает цдаку и помогает другим втайне, более велик, чем Моше рабейну. «Как, например, великие мудрецы, которые шли и тайно оставляли деньги на порогах бедняков» (Ктубот, 67б), и «так достойно вести себя, и это большое достоинство» («Шулхан Арух», «Йоре Деа», 249:8).

А если так – нужно понять, как Всевышний выполняет заповедь давать цдаку втайне, ведь все знают, что все – из Его руки, и у нас нет абсолютно ничего своего!

Ответ на этот вопрос дан в начале недельной главы Трума. Г-сподь сказал Моше: «Передай сынам Израиля, чтобы они взяли Мне приношение. От каждого, кого побуждает сердце, принимайте приношение для Меня».

Первый вопрос, который возникает – что значит «взяли Мне приношение»? Ведь «дать» и «взять» – это противоположные понятия.

И далее – «приношение». Комментирует Раши: «Отделят мне пожертвование от своего достояния». Просто чудеса какие-то: мы даем Всевышнему пожертвование? Если бы Раши не написал, этого и сказать нельзя было бы!

И далее: «От каждого, кого побуждает сердце» – Раши пишет, что речь идет о добром желании. Ах, какие мы добрые – изволим дать Всевышнему приношение!

Кто-нибудь это понимает?

А ведь речь даже не о нас! Говорится о поколении Знания, в котором «самая простая (по духовному уровню) женщина была подобна пророку Йехезкелю», как говорят наши мудрецы («Ваикра Раба», 9:1; «Мехильта», гл. Бешалах, 3).

Ведь только полгода назад они были рабами в Египте, тяжело работали с глиной и кирпичами, выполняли тяжелые работы в поле, их жизнь была сплошной горечью. Пока им не открылся Царь всей царей, спас их Своей крепкой рукой и простертой мышцей, чудесами и знамениями, и одарил их великим и огромным имуществом: «Не было ни одного в Израиле, у кого не было бы девяноста крепких ослов, нагруженных серебром и золотом Египта» (Брахот, 5б). И более того, сказано, что насколько золото дороже серебра, настолько добыча на море была больше того, что они вынесли из Египта.

А теперь давайте посчитаем. Сколько евреев вышли из Египта? Шестьсот тысяч мужчин в возрасте от двадцати до шестидесяти лет. Сорок лет жизни. Очевидно, чтобы подсчитать общее количество мужчин, нужно увеличить эту цифру вдвое. А в пожертвовании на постройку Мишкана участвовали и женщины: «Приносили мужчины и женщины» (Шмот, 35:22). Сколько всего получается? Около двух с половиной миллионов человек. А сколько золота они принесли? «Золото, использованное в этом священном труде, составило: золото приношений – двадцать девять кикаров и семьсот тридцать шекелей, в священных шекелях». По подсчету Раши, кикар – это примерно сорок два с половиной килограмма. Тридцать кикаров – это тонна с четвертью золота. Разделить на два с половиной миллиона – получается, что каждый человек принес… половину грамма золота.

Полграмма, из девяноста ослов, нагруженных серебром и золотом, каждый из которых – чистый подарок Свыше.

А когда Всевышний просит их принести приношение, причем ради них же самих – чтобы Его Шехина пребывала в народе Израиля и искупить грех золотого тельца, — они отвечают на Его просьбу «по своей великой доброте», от всего сердца… И Тора хвалит их: ах, какие молодцы! Какие щедрые!

Кто-нибудь это понимает?

Однако, если задумаемся, увидим, что и мы – точно такие же…

Конечно, мы не настолько дерзки и упрямы, чтобы сказать перед Всевышним, что мы праведники и не грешили. Но, вместе с тем, мы уверены, что место в Ган Эдене нам уже приготовлено, и по праву. Ведь сказано, что даже «пустышки» из народа Израиля полны заповедей, как гранат – зернышек. А уж мы-то – тем более! Какие заповеди, к примеру? Первым делом – сто благословений в день.

Ну, давайте посмотрим. Всевышний даровал нам жизнь, здоровье, хороший аппетит. Зубы, которые жуют, горло – глотает, и желудок переваривает пищу, разлагает ее на составляющие и рассылает по всему телу, давая ему жизнь. Всевышний также дал нам заработок, мы купили продукты и приготовили вкусную еду. И за все это мы даем Ему благословение.

И за это нам полагается Ган Эден.

Что такое одно благословение по сравнению с жизнью, здоровьем и изобилием, если не полграмма золота по сравнению с девяноста нагруженными ослами? (Не говоря уж о том, как это самое благословение выглядит… Далеко от чистого золота.)

И за это мы ожидаем награды! «Приношение, по доброму желанию…»

Об этом и сказано: «И возьмут Мне приношение». Мы задавали вопрос: нужно было бы сказать «и дадут Мне», ведь давать и брать – это противоположные вещи. Это верно.

Но все же мы должны усвоить как следует: мы все время только берем и берем! Мы постоянно получаем из Его полной, открытой, святой и широкой руки – а даем так мало!

Пусть хотя бы эта малость будет «по доброму желанию», с готовностью!
Пусть она хотя бы будет «чистым золотом»!

Однако давайте вернемся к нашему первому вопросу: как Всевышний выполняет заповедь «давать цдаку втайне»? Вот так Он ее и выполняет. Он дает и дает, и позволяет нам думать, что изобилие приходит само по себе, или в результате наших действий, из-за приложенных нами усилий и нашей силы. Что здоровье – это нечто само собой разумеющееся. А сама жизнь – уж тем более. Заработок – по нашей инициативе, из-за наших талантов и способностей. А еда – на заработанные нами деньги. А где во всем этом Всевышний? «Ты, действительно, Б-г скрывающийся» (Йешаяу, 45:15). Как филантроп, который посылает ящики, полные продуктов, к дому нищего и прячется под окном, чтобы услышать радостные возгласы.

Однако на нас возложена обязанность «обнаружить» Его и поблагодарить. Как рассказывается в трактате Ктубот (67б), что Мар Уква каждый день клал четыре монеты на пороге двери нищего, чтобы дать ему цдаку втайне, а тот нищий решил подкараулить его, чтобы узнать, кто его благодетель.

Обнаружим и поблагодарим. И поймем, насколько много мы получаем и как мало благодарим. Ведь «если бы наши уста были полны гимнами, как море водой, а на языке нашем была бы песнь, звучная, словно шум волн, и на губах наших была бы хвала, беспредельная, словно ширь небосвода… все равно не смогли бы мы отблагодарить Тебя… даже за одно из тысяч и мириад благодеяний…» (из молитвы «Нишмат коль хай»).

И поймем еще кое-что: насколько ценятся на Небесах каждые «полграмма золота» нашей благодарности!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=61565