Глава Шлах — Есть ли там дерево?

Дата: | Автор материала: рав Яаков Галинский

623
дерево

Моше рабейну приказывает разведчикам: «Проверьте эту землю, какова она… есть ли в ней дерево, или нет».

Почему сказано «дерево» в единственном числе?

Кроме того, ведь если земля, как сказал Всевышний, хороша и плодородна, – наверняка там будут деревья. Тем более, что потом сказано: «И укрепитесь и возьмите плодов земли». Так что уж точно есть там деревья. Что же имел в виду Моше рабейну? Сказано: «Ведь человек – дерево полевое». Раши объясняет, что он хотел выяснить, «есть ли там праведный человек, который (своими заслугами) может защитить их». То есть, жив ли еще Иов.

Это же просто поразительно! Кнаанейцы докатились до положения «Да не будет жить ни одна душа» и переполнили чашу терпения Творца. Раши говорит, что деяния кнаанейцев были испорчены больше, чем у всех других народов, а племена, что овладели Землей Израиля, были самыми худшими из всех. Рамбан в своем комментарии (Берешит) пишет, что Сдом был разрушен «из-за достоинства Земли Израиля, поскольку она – удел Всевышнего и не терпит разврата».

С одной стороны — порочные кнаанейцы, которые уже были приговорены Всевышним к уничтожению. Пришел их час. А с другой стороны – народ Израиля с Моше рабейну во главе, Ковчег Завета находится с ними, они – поколение Знания, которых окружают облака Славы Творца, и они желают войти и унаследовать землю, которая обещана им лично Всевышним.

И тем не менее, если бы там был хотя бы один праведник, он защитил бы всех испорченных жителей Кнаана, настолько, что сыны Израиля не могли бы получить эту землю в удел!

Доказательство этому – сама история со Сдомом. В Талмуде (Санедрин) говорится о тех, кто пренебрегает мудрецами Торы, говоря: какая мне польза от мудрецов, они сидят и для себя учатся! То есть он признает, что они духовно растут в Торе и удостаиваются обоих миров – этого и будущего — но не понимает, какая ему польза от них.

Так вот, такой человек не просто апикойрес, но еще и отрицает Тору, в которой сказано: «И прощу всему этому месту ради них». Ор а-Хаим пишет, что, если бы в Сдоме было десять местных праведников, весь город был бы спасен. Но если бы сам праотец Авраам жил в Сдоме, он один спас бы их всех.

Как сказано в Мишлей: «Праведник – основа мира».

Известны слова рава Исраэля Салантера: когда аврех, отрешенный от земных забот, усердно учит Тору в Эйшишках (местечко в Литве), то ассимилированный еврейский студент в Париже не делает последнего шага, который полностью отрежет его от еврейства — не идет креститься.

Насколько нас это обязывает! Ведь есть закон (Бава Кама, 55б), что тот, кто наносит другим ущерб или вред косвенным путем, освобожден от ответственности в суде людей, но считается виновным в Небесном суде!

Гемара приводит пример о человеке, которого загрыз лев в месте, расположенном на расстоянии 12 километров от дома большого праведника раби Йеошуа бен Леви. После этой трагедии пророк Элияу, который до этого постоянно навещал этого праведника, не приходил к нему в течение трех дней.

Непонятно! Раби Йеошуа бен Леви виноват, что кого-то загрыз лев? Ведь сказано, что животное может броситься на человека, только, если он кажется ему… скотиной! Так что, раби Йеошуа виноват, что человек довел себя грехами до того, что потерял человеческий облик и стал похож на скотину?

Ответ – да, на самом деле так. Раби Йеошуа должен был охранять окружающих, влиять на них и молиться за них!

Матери первосвященников приносили изгнанным в города-убежища одежду, еду и другие подарки, чтобы те не молились об их сыновьях, желая им смерти, и тогда изгнанные смогли бы вернуться домой. [По закону Торы смерть первосвященника искупает грех тех, кто совершил непредумышленное убийство, и они возвращаются домой из городов-убежищ.] Гемара спрашивает: а если они будут молиться, что произойдет? Разве Всевышний ответит на такую молитву? И отвечает: может ответить, потому, что первосвященники должны были просить милосердия за свое поколение (чтобы не было в поколении неумышленных убийц), а они не просили.

А откуда мы знаем, что они не просили? Может быть, просили, но Всевышний не ответил им?

Но в этом-то и заключается претензия к ним: почему они не достигли такого духовного уровня, что их заслуги защищали бы все поколение от таких происшествий?!

И так же, как десять праведников в Сдоме могут защитить всех, вместо одного величайшего праведника, как наш праотец Авраам, так и сейчас – множество людей, постоянно изучающих Торы, могут защитить все поколение — как первосвященник или как глава поколения!

В трактате Санедрин сказано, что царь Хизкияу вонзил меч на пороге дома учения и сказал: «Любой, кто не занимается Торой, будет пронзен этим мечом!»

Непонятно: с каких пор за то, что человек не учит Тору (битуль Тора), наказывают смертной казнью? Дело в том, что это был час войны, Санхерив подошел к Иерусалиму, намереваясь завладеть им. Царь Хизкияу знал, что все время, пока голос Яаков слышится в домах учения, руки Эйсава не могут победить евреев. Тора защищает и спасает, и когда учеба ослабевает – это предает людей в руки врагов. Это было время угрозы для жизни, и получается, что тот, кто халатно относится к учебе, подвергает опасности всю общину, и поэтому подлежит смерти.

Однако есть еще один вопрос: почему он вонзил меч на пороге дома учения? Ведь там как раз учатся! Этот меч надо было вонзить среди бездельников, сидящих в трактирах и тратящих время попусту! Ответ же заключается в том, что если учащиеся в доме учения увеличат свое усердие, свет их Торы повлияет и на бездельников, и заставит их тоже прийти в дом учения!

Как же велика наша ответственность, и как много требуют от нас…

Подготовила: г-жа Лея Шухман

http://www.beerot.ru/?p=46713

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here