Недельная глава Итро
Мы учим в трактате «Макот» (23б), что Моше были переданы 613 заповедей, 365 из них – в соответствии с количеством дней года, а 248 – в соответствии с количеством органов человека. Как сказано: «Тору заповедал нам Моше …» Гематрия слова «Тора» – 611, и еще две заповеди «Я – Г-сподь…» и «Да не будет у тебя других богов…» мы слышали из уст самого Всевышнего.
Дарование Торы было чем-то невероятным, событием, подобным которому никогда не было и не будет, как сказано (Дварим, 4:33): «Был ли народ, слышавший голос Б-га, говорящий с ним из огня, как слышал ты, и остался в живых?» И все это – ради того, чтобы сказать нам эти два речения?
Почему? Ответ мы находим в «Мехильте» (приводит Рамбан на «Шмот», 20:2): «Это подобно тому, что царь вошел в одну страну. Жители сказали ему: «Скажи нам указы свои «. Царь ответил: «Нет. Когда вы примете меня, как царя, я издам указы. Ведь если вы не примете мое царство, то, как будете их выполнять?»
Что я вам скажу? В свое время в нашей ешиве учились сотни ребят, а сколько еще в других ешивах! Каждый из них стремился и желал, возносил молитву: «Одного прошу я у Г-спода, одного ищу: чтобы пребывать мне в Доме Г-спода все дни своей жизни» (Теилим, 27). Но какой шанс у них был? Сколько из них стали главами ешив, духовными наставниками и преподавателями в ешиве? Сколько стали судьями или раввинами? А что со всеми остальными? В те времена не было колелей для аврехов. Те, кому посчастливилось, удостаивались после женитьбы хорошего приданого, и нескольких лет, когда тесть обязывался содержать их. А дальше что?
Однажды, рассказывают, один деревенский еврей пришел в ешиву. Он был грубым, неотёсанным мужиком.1 Он объяснил, что желает побеседовать с главой ешивы. Он ищет зятя-мудреца Торы, такого, чтобы был, по его словам, «самым роскошным этрогом«. У него, слава Б-гу, имущества много, большое просторное поместье, есть и коровник, и козы, и сад, и огород. Он может построить для зятя отдельную пристройку к дому, закажет красивую мебель, книги ему купит, какие нужно – пусть напишет список. И обещает содержать его, сколько тот пожелает, пока не выучится на раввина. Но кота в мешке он не хочет. Он желает сам поговорить с юношей, получить первое впечатление. А потом приведет понимающих людей, которые его проверят, насколько он хорошо знает Тору. Ну и, конечно, он должен быть приятным вежливым человеком, с хорошими душевными качествами.
Глава ешивы стал мысленно перебирать своих лучших учеников. Кто удостоится такого идеального предложения? Еды вдоволь и дом, полный книг, что еще нужно для счастья?
Попросил позвать самого лучшего, а тем временем, расхваливал его всеми способами в глазах крестьянина. Юноша пришел, и, действительно – сосуд полный Торы и хороших качеств! Пожал будущему тестю руку, начали сердечно беседовать. Крестьянину он сразу понравился: «Знаете что, — сказал, — вот такой мне и нужен! Если вы, рав, так его хвалите, то я вам доверяю. Не будем экзаменовать. Можно договориться, когда он приедет».
Глава ешивы немного встревожился. Что-то тут странно. «Подождите, что спешить. Давайте назначим встречу, посмотрим, понравятся ли друг другу…»
«Какая встреча, зачем? Все уже готово. Только список книг напишите!»
Это уже звучало совсем подозрительно. Известно же, что писал рав Йонатан Айбешиц: что раньше каждый желал выдать дочь замуж за бен-Тора, все знали, что «тот, кто выдает дочь за невежду, как будто связывает ее и кладет перед львом» (Псахим, 49б). И что пророки говорили свои пророчества о великом воздаянии в мире Грядущем только о тех, кто выдавали дочерей за мудрецов Торы и обеспечивали их из своего имущества. Но с тех пор пришли времена, когда слава Торы угасла, и почет к изучающим ее снизился. Богачи ищут женихов, которые приумножат семейный капитал. Пришлось Всевышнему посылать этим родителям девочек с изъяном, некрасивых или увечных, их-то и выдавали замуж за бней-Тора, которым приходилось жениться на таких в обмен на обещание содержать их несколько лет, чтобы могли спокойно трудиться над Торой.
«Так что, — подумал глава ешивы, — кто знает, что там за «товар»? Может, она калека или умственно отсталая? Может горбунья, или старая дева? А на мне ведь ответственность перед мальчиком».
«Знаете, что, — обратился он к крестьянину, — скажите, для начала, сколько вашей дочери лет?»
«Дочь? Какая дочь? – удивился тот, — Нет у меня дочерей!»
«Так… что вы тогда хотите? Объясните, пожалуйста!»
«Да все просто, уважаемый рав. Понимаете, Всевышний благословил меня богатством. Все, что есть у моих соседей, есть и у меня, и даже больше. У них есть стада коров – мои коровы крупнее и здоровее. У них стада гусей – у меня стада больше, и гуси более упитанные. Урожай с полей я всегда собираю больше, чем у остальных. И дом у меня более просторный и роскошный. И тут вдруг мой сосед хвастается, что у него появился зять: бен-Тора, умный и ученый, трудится над Торой, и такой приятный человек с хорошими душевными качествами! Все вокруг только о нем и говорят, завидуют его счастью и желают такого же зятя. Ну, и я тоже: думаю, что за нахальство! Я поеду в город и привезу себе такого зятя, чтобы он того за пояс заткнул! Заплачу́, сколько потребуется!!»
Крестьянин перевел дух, и глава ешивы поспешил задать вопрос: «Все это замечательно, но что ему у тебя делать?»
Тот пожал плечами: «Я знаю?! Места много! Коровы у меня бродят, гуси бродят, ну и зять будет бродить…»
Вся эта история выглядит сплошной бессмыслицей, верно? Не может быть жениха без невесты.
То же самое – с Торой и заповедями. Первым делом, прежде всего – «примите Мое царство», чтобы Всевышний был в центре, чтобы мы всегда представляли Его перед своими глазами. После этого уже можно спрашивать, как служить Ему и как выполнять Его волю. Однако если делают все, вплоть до «дома, полного книг», а невесты нет – то вообще ничего нет!