Ки Теце — Подстроить Тору под нас – или нас под Тору?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

548

«Если ты выйдешь на войну… и заметишь среди пленных красивую женщину, возжелаешь ее и захочешь взять ее себе в жены…» (Дварим, 21:10-11).

Рассказывал мне рав Йехезкель Абрамский, что когда занял пост главы раввинского суда в Лондоне, развил деятельность среди молодежи, стараясь приблизить их к Торе и заповедям. Начал давать уроки еврейским студентам. Конечно же, тот, кто слышал его ясные логические выводы, его точные определения, то, как он замечательно освещал разные темы, не удивится, что ему удалось завоевать сердца слушателей и приблизить их к Торе.

Все шло хорошо, пока они не дошли до темы «красивой женщины», которая обсуждается в трактате Кидушин. Пока не дошли до слов Гемары, что Тора в данном случае как бы делает уступку дурному началу. Лучше зарезать умирающее животное, чем есть его мясо после того, как оно умрет, без шхиты. Подобно этому Тора определила, что в пылу битвы человек не сможет обуздать зародившееся желание, и поэтому Тора с трудом разрешила вещь, которой изначально желательно бы было избежать.

Какую бурю подняли эти слова! Если Тора разрешает запрещенное, поскольку дурное начало пылает, тут уже все можно! Одному хочется есть некошерную еду, не дай Б-г, другому – курить в Шаббат, и так далее.

Рав Абрамский улыбнулся и мудро ответил: «Такой вопрос я был бы готов услышать от простых людей, не от вас. Вы ведь образованные интеллигентные люди, люди, которые привыкли размышлять и анализировать.

Ведь поймите: Всевышний дал 613 заповедей, и в одной из них — в одной-единственной — постановил, будучи Создателем человека и зная его природу, что в определенной ситуации человеку будет очень тяжело устоять против дурного начала, поэтому Он изначально дает разрешение. Это означает, что во всех остальных заповедях и запретах Создатель человека и его сил, давший нам Тору, знает, что человек сможет выстоять против дурного начала, справиться с трудностями и победить!»

Я помню, как-то раз один человек спросил меня: «Почему вы не приводите Тору в соответствие с требованиями времени?»

Хороший вопрос.

Я ответил: «Когда ребенок растет, и ботинки становятся ему тесными, есть два варианта: или расширить ботинки – в мои времена делали отверстие спереди, чтобы большой палец торчал – или купить новые. Есть еще два варианта: или ходить босиком, или продолжать ходить в этих же ботинках, которые жмут, трут и причиняют боль.

А почему никто не думает о пятом варианте: обрезать пальцы ног? Ответ прост: потому, что главное – это нога, обувь лишь обслуживает ее. Вы согласны?»

Конечно, согласен. Не вопрос.

«Теперь поймите: у нас есть разногласие в том, что такое обувь, а что – нога. Мы знаем, что Тора предшествует миру, что Всевышний смотрел в Тору и творил мир в соответствии с ней. Один из фундаментальных принципов иудаизма – “эта Тора не будет подменена”, поэтому нам и не приходит в голову задеть Тору, не дай Б-г. Мы должны привести себя в соответствие с ней, и мы на самом деле соответствуем ей, поскольку созданы по ней.

А для вас, человек – это главное, а Тора – как ботинок. Если жмет – давайте ее поменяем…»

«Да нет, я не это имел в виду, — запротестовал он, — но облегчить ее требования в некоторых моментах…»

«Смотрите, — говорю я, — может быть, это и возможно, но не я – автор Торы, да и не вы. Скажите мне ваше имя и имя вашей матери, я помолюсь Всевышнему и скажу, что вы желаете подняться к Нему и высказать свое предложение…»

Он почему-то не согласился…

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=54419