Глава Пинхас — Пробуждение ненависти

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

558
пробуждение ненависти

Сказано в недельной главе Пинхас: «Враждуйте с мидьянитянами и поразите их» (Бемидбар, 25:17).

В этом стихе есть два предписания: враждуйте и поразите. Поясняет Раши: «враждуйте» — вы должны пробудить в себе ненависть к ним. Но почему нужно пробуждать в себе ненависть? Почему нельзя просто поразить этих нечестивцев, воздав им по заслугам?

В трех случаях в Торе пробуждение ненависти предписано буквой закона.

  1. Требование не забыть о том зле, которое совершил Амалек: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га. …сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь» (Дварим, 25:17-19). Поясняет Рамбам («Сефер а-Мицвот»): чтобы ненависть к Амалеку была на твоих устах.
  2. Требование пробуждать в себе ненависть к мидьянитянам: «Враждуйте с мидьянитянами и поразите их, ибо враждебны они вам в своих кознях, которые они замышляли…» (Бемидбар, 25:17-18).
  3. Так же говорится и о подстрекающих служить идолам: «Если будет уговаривать тебя брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена лона твоего, или друг твой задушевный, тайно говоря: “пойдем и будем служить божествам иным, которых не знал ты и отцы твои”, из божеств народов, которые вокруг вас, близких к тебе или далеких от тебя, от одного края земли до другого, то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, и не жалей и не прикрывай его, но убей его: рука твоя первой да постигнет его, чтобы умертвить его, а рука всего народа после» (Дварим, 13:7-10).

Но почему в этих случаях необходимо пробуждение ненависти?

Если в случае с Амалеком все понятно, то два других требуют разъяснения. Мудрецы обращают наше внимание на два схожих момента — в случаях с мидьянитянами и с подстрекателями.

Во-первых, в каждом из них люди не просто сами грешили, а стремились подтолкнуть к греху других. А это куда более серьезное преступление, чем самостоятельно совершить грех. Когда человек грешит сам, у нас еще есть возможность смягчить к нему свое негативное отношение. Закон обязывает нас искать ему оправдание и спасти его от смертной казни. Кроме того, нельзя исключить, что злое начало один раз одолело этого человека, и сам он уже раскаялся в содеянном. А вот применить эти оправдания к тому, кто стремится ввести в грех других, практически не представляется возможным.

Во-вторых, в обоих случаях существует опасность того, что дело не дойдет до противодействия и наказания. Почему так?

Давайте зададим себе простой вопрос. Кто однозначно возбуждает в нас ненависть: убийца, руки которого по локоть в крови, или тот, кто силой убеждения подтолкнул к греху многих людей? Очевидно, что жестокий убийца почти ни у кого не вызовет сострадания, в то время как с подстрекателем все гораздо сложнее.

Мидьянитяне не выступили открыто против Израиля, а пришли к народу с подарками и предложением о торговле. И лишь спустя какое-то время, прибегая к тонким уловкам, они стали вводить евреев в грех. Похоже дела обстоят и с подстрекателем, который не афиширует свою деятельность, а работает тихо, исподтишка. Свое тлетворное влияние на людские души он оказывает не с ножом в руках, а мирным способом — путем бесед и убеждений. Так что в жизни он может показаться нам вполне обычным, даже миролюбивым человеком.

В этом и кроется опасность того, что ненависть к этому виду зла так и не проснется в нас.

И чтобы нечестивцы из этой категории обязательно получили по заслугам, Всевышний приказывает нам не просто наказать их, а предварительно пробудить к ним ненависть в наших сердцах.

Посмотрите, как царь Давид в точности следует предписаниями Торы. О своих личных врагах, досаждавших ему на протяжении всей жизни, он пишет: «Встали свидетели-злодеи: чего не знаю, о том допрашивают меня. Платят мне злом за добро, гибелью – душе моей.  А я, когда болели они, одевался во вретище, мучил постом душу свою!» (Теилим, 35:11-13). Подумать только! Ведь речь идет о врагах, желающих Давиду смерти. Но даже после этого, когда они сами оказываются в беде, Давид не просто прощает их, а постится ради их выздоровления.

Однако все это только когда речь идет о личных преступлениях отдельных личностей. Когда же дело касается подстрекателей, то пишет царь Давид: «Те, что призывают Тебя с коварством; произносят всуе (Имя Твое) враги Твои. Ведь ненавидящих Тебя, Г-споди, возненавижу я, и с восстающими против Тебя буду бороться! Полной ненавистью ненавижу их, врагами стали они мне» (там, 139:20-22).

[От редакции. Видится важным привести здесь отрывок из «Мишны Бруры» (1 параграф, страница 8, «Биур Алаха», начиная со слов לא יתבייש), который также относится к упомянутому выше стиху из Теилим: «… Если человек находится в месте, где есть отступившие от Торы, которые восстают на Тору и хотят сделать какие-то постановления, касающиеся города (то есть всей общины, а не отдельного человека), и этими постановлениями они отведут народ от воли Творца, пусть обратится к ним с миром (не разжигая ссор и не ругаясь), чтобы они этого не делали. Но если его не послушали, то заповедь – …бороться с ними и отменить их замысел всеми путями, которые только возможны».

К этому стоит добавить, что и наш великий учитель рав Ицхак Зильбер, и глава поколения рав Аарон Йеуда Лейб Штейнман хотя и считали, что сегодня большинство отошедших от Торы – это «плененные дети», — тем не менее по-другому относились к тем, кто вводит в грех других и противостоит Торе. Причина в том, что такое поведение свидетельствует о корне зла в их душах.]


http://www.beerot.ru/?p=47066