Хаей Сара — О бедах и несчастьях — Отношение к ним самого человека

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1393

«И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет – годы жизни Сары» (Берешит, 23:1).

В начале стиха говорится: «И было жизни Сары…», а в конце вновь повторяется «…годы жизни Сары». Поясняет Раши, что это повторение призвано подчеркнуть, что все годы Сары были в равной мере благополучными. Это означает, что все ее годы, без исключения, были приятными. Но разве можно так сказать о ее жизни? Девяносто лет она была бездетной, попадала, как пленница, к фараону, а затем к Авимелеху. А как закончилась ее жизнь? Умерла от известия, что единственный сын, которого она родила в возрасте девяноста лет, принесен в жертву! Разве это жизнь без бед? Приводят от имени Хазон Иша важное правило: то, сколько выпадет человеку бед и несчастий в жизни, установлено Свыше. И человек не в силах повлиять на это. Но то, как воспринимать эти беды и несчастья – это уже зависит от выбора самого человека. Как в Торе определяются различные беды и несчастья, мы обсудим в этой статье.

רעה (раа) – беда, несчастье. רעות (раот) – это внешние беды и несчастья, которые непосредственно посылаются человеку. Сказано в Торе (Дварим, 31:17): «И возгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю Я их, и сокрою лицо Мое от них, и будет он истреблен, и постигнут его многие бедствия (רָעוֹת) и невзгоды (וְצָרוֹת); и скажет он в тот день: не потому ли, что нет Б-га моего среди меня, постигли меня бедствия (הָרָעוֹת)эти?» Комментаторы поясняют этот стих следующим образом. Раот (бедствия) – это непосредственно беды, царот (невзгоды) – это те переживания, душевная боль, которые появились у человека вследствие нахлынувших на него бед. Но если человек живет с верой, то сначала ощущает и раот (беды), и царот (переживания). Но когда он осмысливает происходящее и осознает, что беды посланы Свыше, то остаются толькораот (беды), но для царот (душевных переживаний) больше нет места.

צרה (цара). Так же, как и раа, это беда, несчастье или неприятности. Но, в соответствии с вышеприведенным объяснением, раот всегда остаются бедами, потому что это внешние, реальные события, имеющие реальное влияние на человека. Это могут быть болезни, потеря источников пропитания, физическое преследование. Но станут лицарот для человека горькой реальностью, как раот, или нет, зависит от отношения к ним самого человека.

צוקה, מצוקה (цука, мецука) – беда, неприятность, стесненные обстоятельства. Цука – это тяжелое душевное состояние человека, вызванное разными причинами. Иногда нельзя сказать о человеке, что у него есть проблемы. В его жизни нет видимых внешних причин для беспокойства, все его домашние чувствуют себя хорошо, а сам дом внешне благоденствует. Но внутри человек неспокоен и полон грусти. Его обуревают сомнения и мрачные мысли. Причем часто до такой степени, что ему в буквальном смысле жизнь не мила. О таком человеке и говорится, что он бе-мецука. «И было, когда она докучала(הֵצִיקָה) ему словами своими по целым дням и понуждала его, стало это душе егосмертельно несносным» (Шофтим, 16:16).

Может быть ситуация, когда у человека есть цара – внешняя, но нет мецука – внутренней боли: «Ведь слышу вопль как бы женщины рожающей, будто муки (צָרָה)родящей впервые…» (Ирмияу, 4:31).

Может быть и наоборот: «И собрались к нему все угнетенные (כָּל אִישׁ מָצוֹק), и все теснимые заимодавцем, и все недовольные, и стал он их предводителем» (Шмуэль 1, 22:2).

Но, говорит Мальбим, если в стихе присутствуют оба слова – это говорит о безнадежной ситуации: «День ярости – день тот, день бедствия (צָרָה) и несчастья(וּמְצוּקָה), день разрушения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы» (Цфания, 1:15) или: «…в земле бедствия (צָרָה) и мучения (וְצוּקָה), откуда [выходят] львица и лев, аспид и летучий дракон!» (Йешаяу, 30:6).

Когда же спокойно человеку на душе, сердце его переполняет радость, и нет внешних проблем – о таком состоянии говорится в книге Иова: «Вот так и удалил Он тебя отбедствия (צָר) в простор, где нет теснины (מוּצָק), и содержимое твоего стола наполнится туком» (Иов, 36:16).

 


http://www.beerot.ru/?p=21416