Шмини — Если есть чешуя – значит есть плавник

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

810
рыбные жертвы, рыбы

Мудрецы Вавилонского талмуда в трактатах Хулин (66б) и Нида (51б) задают вопрос. Сказано в главе Шмини: «Таких можете есть из всего, что в воде: всех, у которых есть плавники и чешуя, которые в воде, в морях или в реках, их можете есть» (Ваикра, 11:6). При этом наши мудрецы озвучивают нам правило: «Если есть чешуя, то обязательно есть и плавник» (Хулин, 66б, Нида, 51б). Зачем нужно отдельно писать о плавнике? После чего мудрецы приводят ответ, который является цитатой из пророка Йешаяу: «Г-сподь желал ради правды Своей возвеличить Тору и прославить» (42:21).

Интересный и развернутый ответ приводится в «Драшот Хатам Софера».

Заслуга собак

Пишет Хатам Софер, что в конце «Перек Шира» рассказывается об ученике раби Ханины бен Доса, который постился восемьдесят пять постов, чтобы понять, как собаки удостоились чести возносить восхваления Всевышнему? Ведь о них сказано: «А собаки – с дерзкой душою, не ведомо им насыщение…» (Йешаяу, 56:11). И было сообщено тому ученику, что собакам было позволено восхвалять Всевышнего за то, что они не мешали евреям во время выхода из Египта, как сказано: «А у всех сынов Израиля не оскалится пес ни на человека, ни на скот…» (Шмот, 11:7). И это еще не все. Также собакам была предоставлена еще одна привилегия. При помощи их экскрементов удаляют волосы с кожи, которую используют для производства клафа.

Известно, что раби Ханина бен Доса является наилучшей иллюстрацией понятия «довольствования малым». Рассказывается в трактате Брахот (17б), что ему было достаточно одного кава (не менее 1,380 литра) стручков рожкового дерева, чтобы питаться ими целую неделю. Поэтому именно его ученику мешало то, что собакам — символу ненасытности — было позволено восхвалять Творца. И тогда ему объяснили, что ненасытность собак не является их безусловным качеством, а зависит от внешнего фактора. И этими фактором являются сами люди, а точнее их грехи и проступки. И когда человек грешит, то соответствующая собакам клипа, притягивает к себе образовавшиеся духовные нечистоты. Это похоже на действие огня, который пожирает все то, что способно гореть. Однако, когда огонь подступает к камням и воде, то не в состоянии их сжечь. Так и понятие «собачей клипы» способно навредить лишь когда сам человек способствует этому своими грехами.

Во время выхода из Египта псы не лаяли, потому что весь народ был на высочайшем уровне святости. И пусть собаки не в состоянии ощущать святость, однако, они молчали, потому что не чувствовали нечистоты, которой не было в среде Израиля.

Как упоминалось выше, при производстве клафа для свитков Торы, есть необходимость в устранении волос. Волосы на теле животных являются результатом избавления от духовных шлаков. А устранение этих волос производится посредством экскрементов пса. И это потому, что нечистоты нейтрализуются и устраняются другими нечистотами. И только после этого процесса в клафе остается только святость.

Так было доказано ученику раби Ханины, что даже у псов есть некоторые достоинства и заслуги.

Плавники и чешуя

Сказано в главе Шмини: «Таких можете есть из всего, что в воде: всех, у которых есть плавники и чешуя, которые в воде, в морях или в реках, их можете есть» (Ваикра, 11:6).

Наши мудрецы озвучивают нам правило: «Если есть чешуя, то, обязательно есть и плавник» (Хулин, 66б, Нида 51б).

Поясняет Хатам Софер, что чешуя у рыбы выполняет ту же функцию, что и волосы у животных. То есть, чешуя является индикатором того, что обладающая ими рыба выводит духовные нечистоты из своего тела.

А что с плавниками? Какую функцию (кроме двигательных) выполняют плавники?

Поясняет Рамбан, что рыбы с плавниками обитают в верхних слоях воды. Воды там более чистые и насыщенны кислородом, что позитивно сказывается на их здоровом росте. Также этим рыбам легче избавляться от образующихся в теле отходов. Поэтому они полезны при употреблении в пищу. Рыбы, не имеющие плавников, это, как правило, придонные обитатели. Придонные рыбы питаются падалью и отходами, оседающими на дне. А еще, из-за высокого давления толщи воды, им тяжелее избавляться от образующихся внутри тела нечистот, которые остаются внутри организма. Соответственно, отсутствие плавников является индикатором того, что плоть таких рыб не безвредна для употребления в пищу.

На основании этих пояснений видно, что стих демонстрирует нам две причины кошерности рыб, проистекающие из разных областей Торы.

Первая причина – плавники.

Имеет отношение к области нигле — открытого учения. Ведь благодаря наличию плавника мы можем определить, что плоть рыбы полезна в пищу, потому что избавляется от внутренних отходов.

Вторая причина – чешуя.

Проистекает из области нистар – тайного учения. И обладание чешуей является индикатором того, что эта рыба способна избавляться от имеющихся зоамат Нахаш – духовных нечистот.

Теперь можно ответить на главный вопрос: зачем нужно рассказывать о наличии плавника, когда нам известен принцип «рыба, у которой есть чешуя, обязательно обладает и плавником»? Ведь если бы был указан только один признак – чешуя, этого было бы достаточно, чтобы понять, что рыба чиста в духовном плане. И этого было бы достаточно, чтобы не оступиться. Это точно кошерная рыба. Но в таком случае от нас бы остался скрытым важный момент, касающийся кошерных рыб. А именно: то, насколько велик Творец в своей милости, что разрешает нам есть только те виды рыб, которые не вредят нашему здоровью. Наоборот — укрепляют его для того, чтобы мы могли лучше служить Творцу. Что кошерные виды животных хороши не только для будущего мира, но и для жизни в этом мире.

Подготовил: рав Нахум Шатхин по материалам «Драшот Хатам Софер»


http://www.beerot.ru/?p=87248