Шмини — Корень греха – излишняя близость

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

701
на равных

Недельная глава Шмини

«Близкими Мне Я буду освящен» (Ваикра, 10:3).

День первого Нисана был днем великой радости для народа Израиля, как сказали наши мудрецы, «это день получил десять корон». И именно в этот день погибли Надав и Авиу.

Сказано в мидраше («Ваикра Раба», 20:2): «Элишева бат Аминадав видела пять корон в один день: ее свояк (Моше рабейну) был царем, ее брат – наси (предводителем колена), ее муж – первосвященником, двое сыновей были двумя заместителями коэна, Пинхас, сын ее сына – коэн, который выходил вместе с войском на войну. А когда ее сыновья вошли в Мишкан, чтобы воскурить благовония, и сгорели, ее радость превратилась в скорбь…»

Элишева была счастливейшей из женщин, и именно посреди этой великой радости ее постигла скорбь, когда умерли двое сыновей. Здесь мы тоже видим, что Тора подчеркивает – смерть Надава и Авиу обрушилась именно во время радости и состояния величия.

И действительно, в стихе Торы сказано об этом: «Близкими Мне Я буду освящен», то есть, что именно в близости скрывалась беда. Именно это вызвало особое освящение Имени Всевышнего. Нужно понять, какое именно освящение это было.

В простом понимании, принцип, которому Всевышний обучает нас здесь – что даже в состоянии близости следует находиться в страхе, ведь «разве можно относиться к Всевышнему, как к другу?» (Брахот, 34а)

Однако мне кажется, что следует немного углубиться в понимании, ведь о сказанном в Торе «принесли чуждый огонь», наши мудрецы объясняют, что они добавили любовь к любви, т.е. что корень их греха заключается в их высочайшем уровне любви к Творцу.

Основа любви – это единение. Двое, которые любят друг друга, соединяются в одно, и чем больше любовь – тем сильнее и полнее это единение.

Но именно здесь есть возможность ошибиться: порой, из-за того, что любящий ощущает великое единение с любимым, он вовсе не чувствует, что имеет дело с кем-то другим. Наоборот, ему кажется, что есть здесь только единое целое, и, поскольку, в конце концов, человек чувствует больше всего себя, он берет все себе и вовсе не считается с другим. Он вообще не ощущает, что есть здесь кто-то еще, ведь они двое – это одно, а именно – он один.

Видимо, именно это произошло с Надавом и Авиу: они настолько любили Всевышнего, и так сильно ощущали единение с Ним, что именно в силу этой любви они принесли чуждый огонь (т. е. принесли воскурение, которого Всевышний не просил – прим. пер.). Из-за силы ощущения единства они не выполнили желание Творца. Получается, что именно их близость и величие были причиной их промаха. Об этом и сказано: «близкими Мне Я буду освящен» – чтобы не ошибались в этом моменте.

Эта идея относится и к бен Тора. Порой в его сердце может закрасться мысль, что он настолько соединен с Торой, что может позволить вести себя с ней по своему желанию, например, не усердно учиться в каникулы и т. п. Но следует помнить, что Тора предъявляет нам свои требования, в соответствии с которыми мы должны себя вести.

Еще этот момент может проявиться в семейных отношениях.

Именно тот, у кого отношения крепкие и близкие, может сделать эту ошибку. Ведь он настолько чувствует себя соединенным с супругом, что поступает по своему желанию, и забывает, что имеет дело с другим человеком, обладающим своими собственными желаниями. Следует жить соединенной жизнью, считаясь и принимая во внимание желания второй стороны.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88901