Шофтим — Народ, состоящий из колен

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

139

«Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, которые Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, по коленам твоим, чтоб судили они народ судом праведным» (Дварим, 16:18).

В дни, когда будет установлено царство Машиаха и со всего Израиля придут, чтобы слушать его, он укажет своим пророческим духом каждому еврею на то, из какого колена он происходит. Так описывает будущее Рамбам («Илхот Мелахим», 12:3). Источником слов Рамбама является сказанное в трактате Кидушин (71а), где описывается, что будет вновь определена принадлежность всех евреев по их коленам.

Также в последнем пророчестве Йехезкеля (гл. 47-48) упоминается разделение земли Израиля между двенадцатью коленами. Когда сбудется это пророчество, земля будет разделена на равные части. Каждому колену достанутся земли с горами и долинами, равнинами и морским берегом. И вместе с уделом царя-Машиаха земля Израиля будет разделена на тринадцать частей, а Иерусалим, как и прежде, будет находиться в общем владении всех колен. И будут у столицы двенадцать входов, соответствующие каждому колену.

Нередко нам представляют народ Израиля как абсолютно однородное образование. Однако это понятие требует тщательного рассмотрения. Ведь несмотря на то, что еврейский народ действительно является одним целым, внутри него существует очень четкое разделение между двенадцатью коленами.

Нам привычны картины стана еврейского народа, когда у каждого колена было свое отдельное место, а после обретения Святой земли – своя отдельная территория. К этому делению следует относиться со всей серьезностью, не как к случайному явлению, а как к важной идее, за которой кроется желание Творца. А доказательством тому являются не только слова пророков, но и наличие многочисленных заповедей, реализация которых возможна только при четком делении народа на колена.

Одно из доказательств можно привести из первого стиха главы Шофтим: «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, которые Г-сподь, Б-г твой, дает тебе по коленам твоим, чтоб судили они народ судом праведным» (Дварим 16:18). Из комментариев следует, что стих говорит об обязанности создавать самостоятельные суды в каждом колене, состав судей которых должен быть исключительно из уроженцев этого же колена. И если случится так, что жители одного города будут принадлежать к двум коленам, то потребуется создание двух отдельных судов для представителей каждого из колен.

Кроме того, здесь находится приказ создать всю законодательную систему по федеральному принципу. У каждого колена должен функционировать суд, наподобие верховного Санедрина. А на Санедрин возлагаются три основные задачи:

1) прежде всего, обязать всех представителей колена судиться только в судах своего колена;

2) только главный Санедрин колена решает все вопросы, неразрешенные в местных судах;

3) местный Санедрин принимает все жизненно важные решения, касающиеся данного колена.

Из вышеприведенного следует, что у каждого колена есть свой особый путь и свои особые задачи. Это обуславливается тем, что все они отличались ментально в силу обладания разными духовными качествами. Поэтому при решении проблемы представителя конкретного колена был приемлем лишь подходящий ему духовный подход.

По этой же причине появившиеся очаги духовного разложения особенно быстро могут распространиться в среде того колена, где находится источник, то есть в силу благоприятствующей среды.

Равенство колен

Вместе с существующими различиями имеется и равенство между всеми коленами. В трактате Сукка (27б) говорится, что не было колена, от которого не произошел бы судья всего народа (только от колена Шимона не было судьи в наказание за поддержку поступка Зимри бен Салу).

Также говорится, что не было колена, из которого не вышли бы пророки народа Израиля («Ялкут Шимони», 42). И именно наличие разных духовных качеств учит нас тому, что каждому колену Свыше уготована особая роль в общем деле становления и существования народа Израиля. И не вопреки, а благодаря существованию этих отличий все двенадцать сыновей остались верными пути своих отцов, что вселило спокойствие в сердце Яакова перед смертью (Псахим, 56а).

Ярко выраженное качество лидера и военачальника всегда находило отображение в образе жизни и роли колена Йеуды в среде народа Израиля. Колено Звулуна не случайно избрало путь торговли и поддержание учебы в домах учения колена Иссахара. А колено Леви (как и колено Иссахара) приняло на себя роль того, кто несет ответственность за изучение Торы в народе Израиля (Рамбам, «Илхот Шмита ве-Йовель», 13:12-13).

И разве после всего этого не будет правильным предположить, что причины неспособности еврея из одной религиозной группы до конца понять еврея из другой религиозной группы кроются в отличии их духовных корней? Ведь существуют как минимум двенадцать различных вариантов духовного образа и строения евреев. По-видимому, только после прихода Машиаха наступит время, когда каждому еврею будет указан его духовный корень и источник его духовных сил. И когда каждый еврей окажется на своем естественном месте, это привнесет в нашу жизнь мир и взаимопонимание.

Подготовил: рав Нахум Шатхин по книге рав Йоны Мерцбаха «Але Йона»


http://www.beerot.ru/?p=54423