«Поднял Бильам глаза и увидел, что народ Израиля сидит по своим коленам, и опустился на него дух Б-га» (Бемидбар, 24:2).
«Бильам увидел, что входы в шатры расположены один не напротив другого, чтобы люди не подглядывали в чужие шатры, и тогда он решил не проклинать их» (Раши, там).
Это – один из фундаментов красоты и святости еврейского народа, и отсюда мы учим несколько важных практических заповедей.
Первая – скромность, в самом простом смысле: не заглядывать в чужие дома.
Человек по природе очень любопытен, и его глаза сами ищут что-то новенькое, так что часто бывает, когда человек поднимается по лестнице и видит открытую дверь в соседском доме, или идет по улице и видит открытое окно на первом этаже – глаза сами косятся в ту сторону. Следует приучить себя – так, чтобы это стало второй природой – в таких случаях не заглядывать, а отворачиваться в другую сторону или смотреть в пол.
Бывает, что люди громко спорят друг с другом и даже кричат. Тому, кто в гневе проявляет свои дурные качества, очень неприятно, что кто-то видит это, поэтому следует не разглядывать спорящих, и не уподобляться тем бессердечным людям, которые специально подходят поближе, чтобы полюбоваться на происходящее. Следует отойти от этого места как можно дальше, чтобы не вторгаться на личную территорию других, задевая их чувства.
Второй урок, который мы можем выучить – что нельзя желать то, что есть у другого.
Это прямо-таки распространенная «болезнь», которая очень усилилась в наше время: все, что человек увидел дома у друга или соседа – ему тоже это обязательно нужно, даже если на самом деле его доходов не хватает, чтобы купить эту вещь. В особенности нужно воспитывать домочадцев не завидовать другим и не желать купить такую же вещь, как обычно говорят: «Но ведь у всех это есть!» Еврейское качество – не заглядывать в дом ближнего.
Еще один принципиальный закон из законов скромности – не выведывать чужие тайны и секреты.
Запрещается рассказывать тайну, которую тебе доверил ближний, другим, как сказано у рабейну Йоны («Врата тшувы», врата 3, п. 225): «Человек обязан хранить тайну, которую ему доверил другой, даже если ее раскрытие не будет считаться сплетней, поскольку раскрытие тайны наносит ущерб ее владельцу и становится причиной разрушить его замыслы. Тот, кто раскрывает тайну – удаляется от пути скромности и нарушает волю того, чья эта тайна». Точно так же, как нельзя раскрывать чужие тайны – так нельзя и стараться выпытывать чужие тайны. А ведь это очень распространено среди людей, что ищут и стараются узнать, что происходит в такой-то семье.
Однако святые сыны Израиля не подглядывают в шатер своих ближних, и тем самым удостоятся великого благословения во всех своих деяниях.
Перевод: г-жа Лея Шухман