Глава Ки Теце — Изьян чревоугодия

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

473

«Если у человека будет отходящий (от правильного пути) и непокорный сын…» (Дварим, 21:18).

В недельной главе Ки Теце приведена заповедь: если у человека есть сын, который не слушается ни отца, ни матери, объедается и пьёт – его бьют палками в бейт дине. Если он продолжает вести себя так же, «Пусть все жители города забросают его камнями до смерти. Искорените зло из своей среды, и пусть весь Израиль услышит и ужаснется».

Чтобы выполнить этот закон забивания камнями непокорного сына даже во время Храма, когда бейт дин имел право выносить смертные приговоры, требовалось выполнение множества деталей и условий, как приводится в Гемаре и у Рамбама. Это настолько редкий случай, что некоторые мудрецы говорили: «Такого непокорного сына не было и не будет, а для чего о нем сказано? Учи об этом и получишь награду». То есть это написано в основном для того, чтобы мы выучили алахот, которые приведены здесь. Так Тора и заканчивает: «Пусть весь Израиль услышит и ужаснется», т. е. чтобы мы выучили отсюда не вести себя так, как этот испорченный сын.

Давайте изучим одну из деталей, приведенных в Гемаре, которая является характерным признаком «отошедшего и непокорного сына», чтобы мы сумели отдалиться от этого.

Пишет Рамбам: «Отошедшего и непокорного сына убивают именно за отвратительное обжорство, ведь сказано: “он обжора и пьяница”. “Обжора” означает, что он жадно обжирается мясом, а “пьяница” – что жадно напивается вином».

Получается, что Тора обвиняет его не в том, что он совершил какой-то грех, ведь речь идет о кашерном мясе и вине. Но поскольку жадно набрасывается на еду, Тора уже предвидит, что этот юноша будет тянуться от зла ко злу, и поэтому лучше ему умереть еще невинным, чем полным грехов.

Также приведено у Рамбама, что этот сын настолько жаден до еды, что даже не может дождаться, пока мясо сварится до конца, а хватает его полусырым и ест. Это урок нам для нашей повседневной жизни. Конечно, каждый должен есть досыта, чтобы быть здоровым телом и душой для служения Творцу, но очень важно следить за тем, чтобы есть деликатно, а не набрасываться на еду.

Уже говорил об этом рав Элияу Лопьян: когда человеку приносят вкусную еду, но она очень горячая, он зачерпывает ложкой и начинает дуть на нее, а иногда и это не помогает, и в итоге обжигает язык. Но ведь на самом деле – что за спешка? Почему нельзя подождать несколько минут, пока еда не остынет? Что, кто-то отнимет тарелку? Это не что иное, как путь того «отошедшего и непокорного сына», у которого нет терпения подождать, а он хватает и ест!

Один праведник сказал, что проверенное средство остудить суп – это сказать перед ним несколько глав Мишны. Попробуйте и убедитесь!

А наши святые мудрецы (Гитин, 70б) сказали: «Если трапеза вкусна тебе – убери руки от нее». Они сказали не «не ешь ее», а «убери руки от нее»: подожди пару минут, а потом ешь!

Если же мы будем есть в святости, о нас исполнится сказанное: «Израиль, которым Я прославлен».

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=54409