Недельная глава Тецаве
«Сделай плащ к эйфоду, весь из синей пряжи» (Шмот, 28:31).
Одной из одежд первосвященника были синий плащ, обшитый по краям 72 золотыми колокольчиками, которые звенели, когда коэн двигался.
Рамбан объясняет эту заповедь так: «(Всевышний) повелел сделать их, чтобы они издавали звук, когда первосвященник входит в Святилище, и он вошел бы к своему Господину с Его разрешения, ведь того, кто входит во дворец царя внезапно, по царским законам приговаривают к смерти». То есть первосвященник как бы объявлял о своем приближении и просил разрешения войти, и совершить свою службу.
Возникает вопрос, почему обычному коэну Тора не повелевает пришить колокольчики, которые бы звенели, прося разрешения? Чем так выделяется первосвященник?
Видится, что здесь есть намек на важный принцип. Служение первосвященника намекает на уникальное служение единиц, великих праведников народа Израиля, а служение обычного коэна – на служение, которое обязан выполнять каждый еврей без исключения: цицит, тфиллин, молитва и прочие обязательные заповеди.
Тора учит нас, что каждый, кто хочет служить Творцу особым образом – в благочестии и отрешенности, должен, прежде чем входить в Святилище, попросить разрешения: знать, кто он, каковы его деяния, достоин ли он этого. В трактате Бава Кама рассказывается о раби Элазаре Заира, который надевал черные ботинки и выходил так на улицу, а это был знак траура в то время. Встретили его главы еврейской общины Вавилона и спросили об этом. Ответил: «Я ношу это потому, что скорблю об Иерусалиме». Сказали ему: «А ты вообще достоин скорбеть об Иерусалиме?» Они арестовали его и не отпускали, пока не выяснилось, что он большой мудрец Торы и действительно достоин этого.
С другой стороны, для служения обычного коэна не нужно просить разрешения, ведь каждый еврей, кем бы он ни был, обязан «войти в Бейт а-Микдаш» и выполнять все заповеди, которые нам повелела Тора, и нет тут смысла говорить: «Разве я достоин этого?», поскольку это обязанность каждого.
Тем не менее в Йом Кипур первосвященник входил в Святая Святых в белой одежде, без плаща с колокольчиками.
А ведь, на первый взгляд, именно тогда, входя в Святую Святых, он должен был бы просить разрешения и проверять, достоин ли он войти в чертог Царя.
Отсюда мы учим чудесную идею: в Святой Святых находился арон а-кодеш, вместилище Торы, и наши мудрецы говорят, что изучение Торы равноценно выполнению всех заповедей, вместе взятых. Это и есть святая святых народа Израиля. Это значит, что по поводу учебы Торы никогда не нужно говорить: «Разве я достоин учить Тору Всевышнего? Ведь святость Торы – выше святости всех заповедей, и “учащий Тору окружен стеной пламени”, Шехина опускается на него. Так как же я, простой еврей, полный грехов, могу удостоиться этого?»
Мы видим, что для того, чтобы учить Тору, не нужно просить разрешения.
Каждому, чье сердце пожелает, это разрешено, и он даже обязан учиться столько, сколько в состоянии, и стремиться стать по-настоящему великим в Торе, ведь корону Торы каждый может взять и возложить себе на голову.
Перевод: г-жа Лея Шухман