Недельная глава Итро
«Выбери из народа сильных людей – Б-гобоязненных, правдивых и неподкупных — и назначь их главами тысяч, главами сотен, главами полусотен, главами десятков» (Шмот, 18:21).
Наши мудрецы восхваляют мудрость Итро и его совета. Его великий вклад на пользу народу Израиля в том, что он выдвинул идею назначить судей, которые помогут Моше судить народ.
На первый взгляд, то, что Моше не выдерживает тяжести работы и ему нужны помощники — это простая и понятная каждому идея. В чем тут особая мудрость?
Но на самом деле Итро сделал очень важную вещь: вполне возможно, что Моше рабейну мог бы «нести» народ в одиночку, ведь он был иш Элоким, человеком Б-га, обладавшим сверхъестественными возможностями. Но тогда создалась бы ситуация, что в Израиле был бы один-единственный раввин в каждом поколении, великий гений, подобный Моше рабейну, а все, кто ниже его – кто больше, кто меньше – были бы одинаково равны и достойны быть лишь учениками главы поколения. И невозможно было бы, чтобы обычный человек стремился духовно расти и продвигаться в Торе, Б-гобоязненности и святости, чтобы быть раввином в народе Израиля.
Именно здесь приходит Итро и учит нас, что высокодуховные люди – это не только самые великие. Есть здесь разные уровни: есть главы над тысячами, есть – над сотнями, полусотнями и даже десятками. Каждый в соответствии со своим уровнем может достичь величия! Так что теперь каждая еврейская мама может проливать слезы в молитве, зажигая субботние свечи, чтобы ее сын стал великим в Торе и Б-гобоязненности, чтобы стал большим равом в народе Израиля, ведь величие в Торе – это удел не единиц, а многих.
Сам же Моше рабейну добавил здесь еще больше, ведь Итро сказал: «Выбери из народа сильных людей – Б-гобоязненных, правдивых и неподкупных», т. е. людей очень высокого духовного уровня. А в итоге, когда Моше рабейну не нашел таких величайших людей, сказано: «Моше выбрал сильных людей из всего Израиля и поставил их главами над народом…» Подобно этому сказали наши мудрецы: «Нет у тебя другого судьи, чем того, кто есть в твое время». То есть даже если мудрец Торы в твое время не наделен такими величайшими достоинствами, как были мудрецы раньше. Но если он большой человек, который добивается успехов в постоянной и упорной учебе Торы и стремится к Б-гообоязненности, тебе следует уважать его, поставить его во главе и учиться у него Торе.
А во время дарования Торы Всевышний добавил еще одну вещь, поставив нам условие: «А вы будете Мне царством священников, святым народом». Итро научил нас: из каждых десяти евреев как минимум один должен быть особым, он должен посвятить свою жизнь Торе и служению Творцу. Но Всевышний говорит нам, что Его взгляд более широк. Он смотрит на нас по отношению ко всему миру: мы – избранный народ и коэны Всевышнего среди них. Получается, недостаточно, чтобы один из десяти евреев был великим в Торе. На каждые десять человек мира должен быть один великий в Торе еврей. Получается, что весь народ целиком – избранный народ, и каждый еврей должен быть велик в Торе и Б-гобоязненности.
Получается, что наша недельная глава опровергает распространенную в наше время ложь: «Не каждому дано стать равом». Именно поэтому Тора (описывая приход Итро) дает нам «предисловие» к дарованию Торы и будущей реальности еврейского народа. Верно, что не каждый человек может быть равом, но необходимо, чтобы на каждые десять был один рав, а сегодня, если принять в расчет общее количество людей – даже если каждый соблюдающий Шаббат еврей будет великим в Торе, у нас нет даже «глав тысяч»!
Поэтому у каждого из нас есть полная и святая обязанность быть достойным Б-гобоязненным человеком, учить много Торы, насколько мы способны, изо всех сил стараться служить Всевышнему, и тогда у нас исполнится «и будете мне избранным из всех народов».
Перевод: г-жа Лея Шухман