Шлах — Глаза мудреца – его разум

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

168

Сказано в недельной главе Шлах: «А если впадёте вы в заблуждение и не исполните всех этих заповедей, что говорил Г-сподь Моше, всего, что повелел Г-сподь вам через Моше, с того дня, когда повелел Господь, и впредь в поколениях ваших…, то будет: если от глаз общины (сокрыто) и содеяно было по недосмотру, то принесёт вся община одного молодого быка во всесожжение…» (Бемидбар, 15:22-23). Сказали мудрецы (мидраш «Шир а-Ширим Раба», 4), что под словами «глаза общины» Тора имеет в виду членов Санедрина. А из слов Раши в комментарии на Шир а-Ширим (5:16) видно, что не только члены Санедрина, но и все мудрецы Торы являются глазами для каждого поколения.

Почему же мудрецы Торы считаются глазами?

На это есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что Тора приучает человека к осторожности, как сказано в Талмуде (Авода Зара, 20 б): «Тора приводит к осторожности». Осторожный человек тщательно обдумывает каждую ситуацию и каждое действие, которое он должен делать в соответствии с этой ситуацией, он видит ложность соблазнов и всевозможные препятствия, которые могут предстать перед человеком на жизненной дороге. Мудрец Торы предостерегает других от этих препятствий и указывает им наиболее прямую дорогу к конечной цели.

Один из примеров мы можем увидеть из сказанного в трактате Бава Батра (3б – 4а): Ордус (Ирод) был царским рабом, который восстал против своих господ, и таким образом он пришёл к власти. Вместе с царским родом он истребил также и мудрецов Торы, опасаясь их (по мнению мудрецов, он не мог быть царем Израиля). Только одного мудреца – Баву бен Бута – он оставил в живых, чтобы получать от него мудрые советы. Однако, чтобы Бава бен Бута не восстал против него, Ордус выколол ему глаза.

И всё же самозваный властитель продолжил опасаться Баву бен Бута. Что он сделал? С целью проверить Баву на верность, он подсел к мудрецу Торы, представившись другим человеком, и настойчиво требовал, чтобы тот проклял царя (т.е. – его самого). «Прокляни царя», – сказал Ордус – «ведь он большой грешник и сделал немало зла». Однако Бава бен Бута, осознавая опасность такого действия, решительно отказывался. Несмотря на заверения, что рядом с ними ёникого, кто смог бы доложить властям, Бава бен Бута не согласился, аргументируя свой отказ словами из книги Коэлет (10:20): «Даже в мыслях своих не кляни царя, и в спальных покоях своих не кляни богача, ибо птица небесная донесёт твою речь и крылатая перескажет слово». Поразившись до глубины души такой осторожности мудреца Торы, Ордус отрылся Баве и сказал: «если бы я знал, насколько осторожны мудрецы Торы, я бы их не убивал. Что я могу сделать, чтобы исправить мою ошибку?», – спросил Ордус. «Ты ослепил глаза мира, убив мудрецов Торы, и ты же должен заняться глазам мира – Храмом (поскольку Храм в Танахе называется глазом мира). Ты должен восстановить Храм», – ответил Бава. Что Ордус и сделал.

Как мы видим, осторожность Бавы была его глазами и позволила увидеть опасность и избежать её.

Дополнительная причина заключается в том, что мудрецы Торы знают духовные корни различных событий, что даёт им возможность правильно взглянуть на сущность происходящего и понять в соответствии с этим, каким образом следует себя вести в тех или иных ситуациях.

В трактате Брахот (58а) мы находим один из многочисленных примеров этому. Рассказывается там о великом мудреце Торы раве Шешете, который, несмотря на слепоту, шёл вместе с народом навстречу царю. Саддукей, участвующий в этой церемонии, с издевкой обратился к раву Шешету: «Я понимаю, когда несут целые вёдра, чтобы черпать ими воду, но зачем нести дырявые вёдра». Этими словами он насмехался над равом Шешетом, как бы говоря: «тебе, слепому, нечего делать в этой церемонии». На что рав Шешет ответил: «Подожди, и тебе прояснится, что я вижу лучше тебя».

Когда царь со своей свитой приблизился к шествию, поднялся большой шум… прошёл отряд солдат. Воскликнул насмешник: «Вот… царь подходит!». На что рав Шешет ответил: «Царь ещё не подходит». Прошло время, и снова был слышен большой шум, на что нечестивец сказал: «Вот… царь наконец-таки подходит». Ответил рав Шешет в очередной раз: «Царь ещё не подходит». И только, когда воцарилась тишина, сказал рав Шешет: «Сейчас царь проходит». И, действительно, в тот час проехала царская карета.

Удивился саддукей: «Как ты узнал?» Ответил рав Шешет: «Я выучил в книге Мелахим (1, 19:11-12), как проявляет себя Творец Его созданиям, а мы учили, что Небесное царство похоже на земное.

Подобно тому, как проявляет себя царь своим подданным в земном царстве, таким же образом проявляет себя Царь Царей своим созданиям» (а о Всевышнем сказано, что Он открывается в тишине).

Как мы видим, раву Шешету не нужны были материальные глаза, чтобы понять происходящее. Его мудрость была его глазами. И эти глаза гораздо лучше материальных глаз. И так сказал царь Шломо (Коэлет, 2:14): «Мудрец – его глаза в его голове (т.е. в его мудрости), а глупец в темноте идёт».

Заканчивает Талмуд следующими словами: «В чём было наказание этого саддукея? Есть мнение, что его друзья выкололи ему глаза, а есть мнение, что рав Шешет взглянул на него, и тот превратился в кучу костей». Возможно, эти два мнения зависят от того, в чём был корень греха нечестивца. Либо в том, что он считал себя зрячим, либо в том, что он считал, что мудрецу Торы необходимы материальные глаза, для того чтобы видеть. Согласно мнению, по которому ему выкололи глаза, его основная ошибка заключалась в том, что он считал себя зрячим (а материальные глаза зачастую не только не видят сущности вещей, но и искажают ее), и поэтому он получил наказание «мера за меру» – ему выкололи глаза. Согласно же мнению, по которому взгляд рава Шешета сжёг его, основная ошибка саддукея заключалась в том, что он считал, что рав Шешет не может видеть, и, как наказание за это, глаза рава Шешета сожгли его.

В дополнение приведем слова Аризаля в «Шаар а-Гильгулим» (4-ая часть) о том, что рав Шешет был перевоплощением (гильгулем) Бавы бен Буты.

Подобно тому, как Бава бен Бута, несмотря на свою слепоту, мог видеть лучше всех зрячих, также и раву Шешету было видно то, чего «не видел» саддукей с материальными глазами.


http://www.beerot.ru/?p=53876