На двенадцать равных частей — Из комментариев Рамбана к недельной главе Пинхас

Дата: | Автор материала: Рамбан

1256

«Многочисленным дай больший надел» (Бемидбар, 26:54).

Многолюдному колену давали больший надел. И хотя наделы не были одинаковы, так как землю делили в соответствии с численностью каждого колена, – тем не менее, все решалось только по жребию, а жребий выпадал согласно духу пророчества (аль-пи руах а-кодеш). Так комментирует Раши.

Но наши наставники толкуют эту строку Торы иначе. Так, в «Сифри» говорится: «Многочисленным дай больший надел – если человек вышел из Египта с десятью сыновьями, а при вступлении в Землю Израиля оказалось пять…». Т.е., если те десять братьев, которым при выходе из Египта уже исполнилось двадцать лет, умерли [ведь в пустыне умерли все мужчины, которым было при исходе из Египта двадцать лет и больше], а в пустыне у них родилось пятеро сыновей, или же (десять вышедших из Египта умерли бездетными, но их пятеро младших братьев, вышедшие из Египта) в детском возрасте, выросли и (теперь, при вступлении в землю Израиля), им больше двадцати лет, – относительно таких случаев Тора говорит: «Многочисленным дай больший надел». Иными словами, той родовой ветви, которая была многочисленнойпри выходе из Египта, дай большой надел, даже если теперь (т.е. при вступлении в землю) она малочисленна. И наоборот, «когда из Египта вышло пять братьев (старше двадцати лет), а при вступлении в землю оказалось десять (например, вышедшие детьми стали старше двадцати лет или поколение отцов умерло, а в землю Израиля вошли десять их сыновей), – об этом Тора говорит: А малочисленным дай меньший надел» [т.е. в данной строке Торы говорится о разделе земли между «родовыми ветвями», а не между коленами].

И в Талмуде также указывается, что, по мнению наших мудрецов, в этой строке Торы вообще не говорится о разделе страны между коленами, ведь написано: «Слова Торы «Многочисленным дай большой надел…» подкрепляют мнение того, кто считает, что земля Израиля была разделена (по числу) вышедших из Египта». [Бава Батра, 117б. Т.е. подразумевается раздел земли внутри каждого из колен.] И я уже упоминал, комментируя главу Ваехи, что в Талмуде, в главе «Еш нохалин», ясно сказано: земля будет разделена не по количеству людей в каждом колене, а на двенадцать равных частей, и каждое колено возьмет надел, который выпадет ему по жребию.

И поэтому «говорили сыны Йосефа с Йеошуа, сказав: Почему ты дал нам надел по одному жребию и один участок, мы же – народ многочисленный?!» (Йеошуа, 17:14). Но Йеошуа им ничего не добавил, а лишь сказал: «Если вы народ многочисленный, то войдите в леса, которые в земле перизеев и рефаимов, и расчистите их для себя – раз тесны вам горы Эфраима» (там же, 17:15). Т.е. он рекомендовал им захватить те части (выделенной им) земли, которые еще не были освобождены, и за счет этого расширить свое жизненное пространство.

И об этом сказано: «По именам колен их отцов получат они надел, по жребию выделены будут уделы каждому, многолюден ли он или малочислен» (Бемидбар, 26:55-56) – т.е. каждое из колен получит равный участок независимо от того, много ли в нем людей или мало. А в словах «многочисленным дай больший надел» подразумевается (учет численности людей в каждой родовой ветви) при разделе участков внутри колена. И в соответствии с мидрашем, согласно которому земля была разделена по числу вышедших из Египта, следует сказать, что, если человек вышел из Египта с десятью сыновьями, а при вступлении в Землю Израиля (в его роду) оказалось пятеро мужчин, то об этом и сказано: «Многочисленным дай больший надел», как и приведено в мидраше «Сифри».

Но если предположить, что, земля была разделена (между коленами) по количеству мужчин в каждом из колен, как объясняет Раши, то возникает вопрос: на что же жаловались «сыны Йосефа», если Йеошуа дал им, как и всем остальным коленам, надел, соответствующий их многочисленности?! А в Талмуде сказано, что сыны Йосефа жаловались из-за того, что «среди них было особенно много юношей».

А объяснение (этих слов Талмуда) заключено в следующем. Сыны Йосефа получили два надела: один – потомки Эфраима, а другой – потомки Менаше, как и написано об этом. И ни одно из этих двух колен не превосходило по своей численности все другие колена, но потомки Йеуды, Иссахара, Звулуна и Дана были многочисленнее их. [При втором пересчете, перед вступлением в Землю Израиля, в колене Йеуды было 76500 мужчин, в колене Иссахара – 64300, Звулуна – 60500 (см. Бемидбар, 26:22-27), а Дана – 64400 (там же, 26:42-43), в то время, как в колене Менаше насчитывалось 52700 мужчин, а в колене Эфраима – лишь 32500 (там же, 26:28-37).] Так почему же сыны Йосефа предъявили свои претензии, а более многочисленные колена молчали?! И уж тем более, если Земля Израиля была разделена по количеству вышедших из Египта, как указано в мидраше, то при первом пересчете, (проводимом вскоре после выхода из Египта), колено Йеуды превосходило по численности оба этих колена вместе взятых! [При первом подсчете в колене Йеуды было 74600 мужчин (см. Бемидбар, 1:27), а в коленах Менаше и Эфраима вместе взятых – 72700 (там же, 1:33 и 1:35).] Но сыны Йосефа жаловались именно потому, что среди них было особенно много молодых. Ведь при выходе из Египта в колене Менаше насчитывалось более тридцати двух тысяч (мужчин старше двадцати лет), а ко второму подсчету, (проведенному в конце сорокалетних скитаний по пустыне), их стало уже более пятидесяти двух тысяч – и не было другого колена, численность которого умножилась бы в подобной степени. И хотя ко времени раздела земли у них умножилось число сыновей, те, кому при исходе из Египта еще не исполнилось двадцати лет, не должны были ничего получить. И поэтому они возопили (к Йеошуа), но никто не стал их слушать – ведь таков закон: участок земли получают только двадцатилетние (т.е. те, кому было двадцать лет при исходе).

А строку, в которой сказано: «Почему ты дал нам надел по одному жребию и один участок, мы же – народ многочисленный?!» (Йеошуа, 17:14), согласно всем мнениям, невозможно объяснить в соответствии с простым смыслом. Ведь если земля была разделена по числу мужчин (в каждом колене), как объясняет Раши, то они получили, сколько необходимо: так как они многочисленное колено, то и получили больший надел. А если землю делили по коленам (т.е. на двенадцать равных участков), то невозможно предположить, будто Йеошуа не дал им двойной надел первенца, – ведь иначе он нарушил бы завещание Яакова. Да и Святой, благословен Он, повелел в Торе дать по наделу коленам Эфраима и Менаше. К тому же, ясно указано, что они получили два различных надела, как написано: «И был надел сынов Эфраима по семействам их» (Йеошуа, 16:5) и «Вот надел колена сынов Эфраима по семействам их» (там же 16:8), а далее «И был жребий колена Менаше…» (там же, 17:1), «И вышла граница Менаше…» (там же, 17:7) – всё, как написано и про остальные колена.

Но сказав «Почему ты дал нам надел по одному жребию и один участок?», они имели в виду, что полученные ими два надела годились бы лишь для одного колена, а не для двух. И они выразились именно таким образом, потому что сначала Йеошуа, действительно, бросил один жребий для них обоих, как написано: «И вышел жребий сынам Йосефа: от Иордана, возле Иерихона, …и вышел конец его (т.е. рубежа) у моря» (там же, 16:1-3). А далее сказано: «И надел получили сыны Йосефа – Менаше и Эфраим» (там же, 16:4) – т.е. оба колена получили (большой участок) по одному жребию, а затем, так же по жребию, разделили его между собой, как там и написано: «И был надел сынов Эфраима…» (там же, 16:5), а далее «И был жребий колена Менаше…» (там же, 17:1). И поэтому они сетовали: «Вот, тот один участок, выпавший нам по первому жребию, годился бы для каждого из нас по отдельности, ведь мы – народ многочисленный! Почему ты потом разделил его на две части?!» И они предъявляли эти требования из-за множества молодежи, как и объяснено в Талмуде.

И согласно простому смыслу, мне кажется, что эти претензии выдвигали именно сыны Менаше, но явились к Йеошуа оба этих колена. И подобно этому сказано: «И подошли сыны Йеуды к Йеошуа в Гилгале, и сказал ему Калев, сын Йефунэ…» (там же, 14:6) – т.е. просьба была у одного, но к Йеошуа подступило вместе с ним всё колено.

Но в конце концов Йеошуа не внял их жалобам и не добавил им ничего – потому что всё было сделано по закону. И по необходимости мне пришлось здесь разъяснить это подробно, и смотри также комментарий к главе Ваехи. А вывод таков: закон, приведенный в Талмуде, – истина, и на его основе следует объяснять строки Торы.

И вот, объяснение этого отрывка Торы: земля будет разделена между перечисленными здесь родовыми ветвями народа Израиля. «По числу имен» (Бемидбар, 26:53) – каждому вошедшему в пересчет мужчине дадут его долю. «Многочисленным дай большой надел» – т.е. землю колена Реувена разделят на четыре части: например,многочисленной родовой ветви Ханоха дадут больший надел, а малочисленной родовой ветви Палу – меньший, так как каждому, согласно подсчитанным у него, будет дан надел. И члены каждой родовой ветви получат свои наделы в одном местности, и поэтому все перечислены здесь по родовым ветвям.

«Только по жребию будет разделена земля» (Бемидбар, 26:55-56) между коленами Израиля, по именам колен их отцов, т.е. по именам двенадцати родоначальников колен, получат они надел.

[В Талмуде рассказывается, как именно происходил раздел земли по коленам: «Йеошуа и весь народ Израиля стояли перед первосвященником Элазаром, на нагруднике у которого были урим ве-тумим, – а рядом с ним находились два ларца: один – с записками, на которых начертаны имена колен, второй – с записками, на которых начертаны названия наделов. Преисполнившись духом пророчества, Элазар говорил: «Колену Звулуна достанется округ Акко». Записки смешивали, затем доставали жребий из первого ларца – и на записке была надпись «Звулун», а на записке из второго ящичка была надпись «Акко». …И так повторялось с каждым коленом» (Бава Батра, 122а).

Однако, в отличие от точки зрения Рамбана, некоторые комментаторы полагают, что жребий указывал лишь на местность, в которой каждое из колен должно было получить свой надел. А затем для каждого из колен отмеряли размер участка в зависимости от его численности – многочисленному колену отмеряли больший участок, а малочисленному – меньший (Раавад, цит. по «Шита Мекубецет», Бава Кама, 17б; Мальбим, «Нахалат Йеошуа», 14:1 и 18:10). А есть объясняющие, что земля, действительно, была разделена на двенадцать равных частей, но не в соответствии с их площадью, как можно заключить из комментария Рамбана, а в соответствии с денежной стоимостью каждого участка, установленной в зависимости от его климатического положения и качества земли. При этом многочисленное колено получало больший по площади надел, а малочисленное – меньший (Сфорно к Бемидбар 26:54).]

И еще раз сказано: «По жребию выделены будут уделы каждому» – внутри надела колена. «Многолюден ли он или малочислен» – ведь и раздел земли между родовыми ветвями будет проводиться по жребию, и родовая ветвь Ханоха получит свой надел в той стороне света и в том месте, на которое укажет жребий, а родовая ветвь Палу – в том месте, на который ей укажет жребий.

[И поскольку раздел проводился при помощи урим ве-тумим и на основе пророчества, то каждый получил участок, предназначенный именно для него – и этот жребий невозможно было изменить («Хидушей рабейну Хаим Алеви», «Илхот шхеним», 2:11). Таким образом, каждый участок Земли Израиля изначально предназначался определенной семье и определенному человеку, но было лишь неизвестно, кому какой именно, – и жребий выявлял принадлежность каждого из наделов («Сде Ицхак», Бава Батра, 12б).]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=27130