Численность народа Израиля — Из комментариев Рамбана к недельной главе Бемидбар

Дата: | Автор материала: Рамбан

304

После того, как в третьей книге [Т. е. в книге Ваикра] были разъяснены законы жертвоприношений, в этой книге приводятся заповеди, связанные с Шатром Откровения. Ведь уже был упомянут запрет заходить в Святилище или есть от святых жертвоприношений в состоянии ритуальной нечистоты – а теперь Тора как бы обозначает границы вокруг Шатра Откровения в пустыне, подобно тому, как была проведена граница вокруг горы Синай, на которой пребывала Слава Всевышнего.

Всевышний повелевает: «А (если к Шатру Откровения) приблизится посторонний, он будет предан смерти» (Бемидбар 1:51) – подобно тому, как у горы Синай было сказано: «Всякий, кто прикоснется к горе, неминуемо умрет, …камнями будет он побит или сброшен вниз» (Шмот 19:13). И еще здесь приведен запрет: «Не войдут смотреть, как покрывают Святилище, а то умрут» (Бемидбар 4:20) – подобно сказанному там: «Предостереги народ, чтобы не порывались они к Б-гу, желая увидеть Его, а то падут из него многие» (Шмот 19:21).

И Всевышний повелел: «А вы (т.е. коэны) понесете ответственность за Святилище и ответственность за жертвенник, и тогда не обратится более гнев на сынов Израиля» (Бемидбар 18:5) – подобно тому, как сказано там: «И также священнослужители, приближенные к Б-гу, должны освятить себя…» (Шмот 19:22).

И Всевышний заповедал, каким образом следует охранять Святилище и его утварь, как именно располагаться станом вокруг Шатра: народ поодаль, а коэны – ближе к Б-гу. И также заповедано, как вести себя в отношении Шатра на стоянках, как переносить его и как охранять – всё это во славу Святилища и в его честь, как сказано нашими мудрецами: «Дворец, вокруг которого нет стражи, не сравнится с дворцом, вокруг которого есть стража».

Большинство заповедей, приведенных в этой книге, связано с пребыванием сынов Израиля в пустыне и с чудесными событиями, которые произошли с ними, – здесь рассказывается о великих деяниях Б-га, совершившего для них удивительные чудеса. И также повествуется о том, как Всевышний начал покорять врагов сыновей Израиля их мечом и каким образом Он повелел разделить святую землю между коленами.

В этой книге почти нет заповедей, которые распространялись бы и на следующие поколения, кроме нескольких законов, связанных с жертвоприношениями. Ведь поскольку Тора уже начала разъяснять их в предыдущей «Книге коэнов», но не завершила там, – поэтому подобные законы дополнены в этой книге.

«И было всех исчисленных сынов Израиля – по их отчим домам – …всех выходящих на службу в Израиле» (Бемидбар, 1:45).

После того, как была установлена численность каждого колена, Тора должна указать и численность всего народа Израиля, ибо Моше и Аарону было заповедано установить как общее «число пересчитанных людей», так и численность каждого колена, подобно тому, как цари пересчитывают своих поданных.

Но в чем же смысл данной заповеди? Понятно, что для того, чтобы каждое колено могло расположиться в стане под своим знаменем, было необходимо установить принадлежность каждого к определенному колену – но для чего Святой, благословен Он, повелел установить их численность?! И возможно, это было сделано для того, чтобы подчеркнуть проявленное к ним милосердие, ведь, когда они спустились в Египет, их было всего «семьдесят душ», а теперь они стали многочисленными, как песок на дне моря, – столько-то и столько-то мужчин старше двадцати лет. И после каждого мора и бедствия Всевышний пересчитывал их вновь, чтобы показать, что «Он возвеличивает народы и губит их», «Он поражает, и Его же руки врачуют». И об этом сказали наши наставники: «По Своей великой любви к ним Он пересчитывает их каждый час».

И еще: для каждого, кто проходил перед величайшим из пророков и перед его святым братом и сообщал им свое имя, – само это было для него заслугой и продлевало жизнь. Ведь таким образом каждый человек был как бы зачислен в состав общины и занесен в «список дома Израиля» – и теперь каждого защищали заслуги всего народа. И пересчет увеличивал заслуги каждого, ведь даже сам взгляд Моше и Аарона даровал благо, и они молились о народе, чтобы Г-сподь, Б-г их отцов, добавил бы к числу сыновей Израиля «тысячекратно против того, сколько (теперь)», и никогда бы не убавлял их численности, – а приносимые полушекели искупали народ (перед Б-гом).

[См. Шмот 30:12, где сказано: «Когда будешь ты проводить всеобщий подсчет сынов Израиля для определения их числа, перед подсчетом их пусть каждый принесет Б-гу искупительный дар за душу свою, и не будут поражены они мором при их подсчете».

В книге Зоар объяснено, что, хотя, «как правило, благословение с Небес не пребывает на том, что пересчитано», в данном случае от сынов Израиля «был получен искупительный дар, …и пересчет не производился до тех пор, пока не собрали все (полушекели, приносимые) для искупления, – а затем уже произвели подсчет. А перед подсчетом (Моше и Аарон) благословляли сынов Израиля, затем они произвели подсчет и вновь благословили народ – таким образом, сыны Израиля были благословлены и до и после подсчета, и поэтому в народе не было мора» (Зоар, Бемидбар 117б). См. также комментарий на Шмот 30:12.  (Здесь и далее – комментарии переводчика)]

А в (сборнике мидрашей) «Бемидбар Синай раба», как я видел, толкуют так: «Всевышний повелел Моше пересчитать сынов Израиля, проявляя к ним уважение и возвеличивая их этим подсчетом, – каждого еврея по отдельности. Не следовало спрашивать у главы семьи: «Сколько мужчин в твоей семье?» или «Сколько у тебя сыновей?» – но каждый должен был пройти перед Моше, с почтением и в трепете, а он совершал подсчет, как написано: «По числу имен – от двадцатилетних и старше – поголовно» (Бемидбар 1:18)».

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству Пардес за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=53729