Недельная глава Ваеце — Как распознать негодяя?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1869

Ежедневная цитата

[pull_quote_center]Мудрец Торы, который показывает себя снаружи не таким, какой он внутри, – не истинный мудрец Торы[/pull_quote_center]Вавилонский Талмуд (Йома, 72б)

«И было: когда услышал Лаван весть о Яакове, сыне сестры своей, выбежал он ему навстречу, и обнял его, и поцеловал его, и ввел его в свой дом» (Берешит, 29:13).

Передают от имени Виленского Гаона, что сущность любого понятия, приведенного в Торе, следует искать там, где оно упоминается первый раз. Первый раз Лаван упоминается в главе Хаей Сара (Берешит, 24:29). Там сказано: «У Ривки же брат по имени Лаван». Итак, Тора говорит о Лаване как о человеке с «белым» именем (лаван на иврите означает «белый»). Т.е. репутация Лавана была безукоризненна. Все видели в нем честного и праведного человека. И действительно, таким он предстает на первый взгляд из рассказа Торы. Приведем несколько примеров.

Ривка сообщает Лавану о новом госте, Элиэзере. Какова реакция Лавана? «И выбежал Лаван к тому человеку на улицу… И сказал: войди, благословенный Г-сподом, зачем ты стоишь на улице? Я же очистил дом и место (подготовил) для верблюдов» (Берешит 24:31). Какая учтивость, какое гостеприимство!

Когда Элиэзер рассказывает, как Всевышний помог ему найти для Ицхака самую подходящую невесту, Лаван говорит (там же, стих 50-51): «От Б-га пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни плохого, ни хорошего. Вот Ривка пред тобою: возьми и пойди; и пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Г-сподь». Какая сильная вера в Б-га!

И когда Яаков приходит к Лавану, тот также демонстрирует необыкновенное гостеприимство (Берешит, 29:13-14): «И было, когда услышал Лаван весть о Яакове, сыне сестры своей, он побежал ему навстречу, и обнял его, и поцеловал его, и ввел его в дом свой… И сказал ему Лаван: подлинно, ты кость моя и плоть моя. И жил он с ним месяц времени».

Через месяц после прихода Яакова Лаван хочет оплатить работу, которую Яаков и без того делает для него. Более того, он предлагает, чтобы Яаков сам решил, какая плата ему положена (там же, стих 15): «Разве на то ты родственник мой, чтоб служить мне даром? Скажи мне, что заплатить тебе?» Какая прямота, какая честность!

О проявлении подобных прекрасных, на первый взгляд, качеств мы читаем и в других местах, где упоминается Лаван.

Так все выглядит «на поверхности». Но если взглянуть внимательнее, картина окажется совершенно противоположной. Об этом мы уже подробно писали в одном из прошлых выпусков «Беерот Ицхак daily».

Люди, о преступной сущности которых известно всем, представляют значительно меньшую опасность для окружающих, ведь их опасаются и сторонятся. С другой стороны, мошенник, обладающий добрым именем, предельно опасен, ведь люди не остерегаются его.

Поэтому, в частности, Тора так много говорит о Лаване: нам следует знать о существовании таких людей, у которых «белое» имя и «черная» сущность. Необходимо научиться распознавать их.

Об этом говорят мудрецы в Пасхальной Агаде. Там сказано так: «В каждом поколении встают [враги] на нас, чтобы уничтожить нас, но Всевышний спасает нас от их руки. Ступай и учи, что хотел Лаван–арамеец сделать Яакову: фараон приказал (истребить) только младенцев мужского пола, а Лаван хотел уничтожить всех, как сказано: “Арамеец – губитель отца моего” (Дварим, 26:5)» (Раши объясняет, что Тора так называет Лавана за его страшные замыслы).

Интересно привести комментарий Виленского Гаона на это место в Агаде: «Несмотря на то, что мы не чувствуем чудес, которые Он делает постоянно, – несмотря на это, Он постоянно делает огромные чудеса. И “ступай и учи“ это от Лавана, т.е. на первый взгляд не видно зла, которое делал Лаван Якову, и мы не знаем, что он намеривался сделать. Несмотря на это, свидетельствует о нем Тора: “Арамеец – губитель отца моего”. Из этого мы видим, что Лаван намеривался сделать Якову самое худшее, а Творец расстроил его планы и перевернул их к лучшему. И так постоянно Он делает с нами чудеса, несмотря на то, что мы этого не чувствуем».

Мудрецы говорят нам, что в каждом поколении есть у евреев враги, желающие их уничтожить, и не всегда мы можем распознать их, т. к. иногда они ведут себя с нами, на первый взгляд, «порядочно». Мы должны научиться «определять» их на примере Лавана: он выглядел праведником и человеком, любящим Яакова, на самом же деле был хуже фараона. Тора свидетельствует, что он хотел погубить Яакова.


http://www.beerot.ru/?p=7876