Недельная глава Микец — Понимание святого языка

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин | версия для печати версия для печати

«И сказал фараон Йосефу: сон (חֲלוֹם) мне приснился, но истолковать его некому. А я слышал о тебе такое: ты слышишь сон, чтобы истолковать его» (Берешит, 41:15).

חזון (хазон) – это вид видения, находящийся на более низкой ступени, чем пророчество, потому что при получении хазона (видения) нужно гораздо значительнее задействовать воображение, для того чтобы полученное послание приобрело реальную картину.

חלום (халом) – сон. Сказано в трактате Брахот (55), что сон – это одна шестидесятая от пророчества, но несмотря на это, халом находится на еще более низкой ступени восприятия видений, чем хазон, потому что в нем подмешано гораздо больше неясности, чем в хазоне. И из-за этого гораздо сложнее понять халом и истолковать его.

Среди толкователей снов есть такие, кто расшифровывают их, основываясь на предположениях. В таких случаях погрешность велика, и лишь часть полученной информации раскрывается правильно. Однако Йосеф и Даниэль достигали очень высокой степени понимания, благодаря изобилию духа пророчества, и в точности раскрывали содержание всех получаемых снов без исключения. И не только часть сна, а полностью весь сон, как сказано у Йосефа: «…ты слышишь сон, чтоб истолковать его», а о Даниэле сказано: «… а Даниэль приобрел понимание любого видения (חָזוֹן) и любых снов (וחֲלֹמות (Даниэль, 1:17).

«И как он истолковал нам, так и сбылось …» (Берешит, 41:13).

В трактате Брахот говорится, что есть сны, представляющие собой намек на волю Небес, и их нельзя изменить, а только принять. Но есть сны, которые идут за устами, т. е. в соответствии с тем, как их истолковывают. На это намекает нам стих из нашей главы. Но почему Йосеф растолковал в хорошую сторону только сон виночерпия? Сказал Йосеф: «Ты сообщил мне радостную весть, поэтому и я сообщу тебе радостную вещь». И какую радостную весть увидел Йосеф во сне виночерпия? Сказал раби Йеошуа: виноградная лоза, что во сне виночерпия – это Тора, три ответвления – это Аарон, Моше и Мирьям, распустившиеся почки – это Санедрин, виноградные гроздья – это праведники в каждом поколении. Раби Элиэзер а-Модаи предлагает свой вариант: лоза – это Иерусалим, три ответвления – это Храм, царь и первосвященник, завязь – подрастающее поколение коэнов, виноградные гроздья – это возлияния из вина (Хулин, 92а).

Но тогда почему Йосеф говорит фараону, что только Б-г даст ответ?

Фараон видит в Йосефе человека, обладающего способностью истолковать сон в ту или иную сторону, и, разумеется, желает получить положительный результат. На что Йосеф отвечает, что в данной ситуации он не может направить сон в желательное русло, а может только раскрыть содержание послания. Почему? Потому что это царский сон. Написано в Мишлей (21:1): «…сердце царя в руках Всевышнего». Устроено это так, потому что любой царь имеет власть над жизнями миллионов людей, и если не контролировать его желания, то могут быть тяжелые последствия. Поэтому и ответил Йосеф фараону: «… это не мое; Б-г даст ответ во благо Паро». То есть, я не могу вмешаться, а могу только дать объяснение, ибо это царский сон, а он – в руках Всевышнего.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий