Недельная глава Ве-Зот а-Браха
Рав Рахамим Хай Хавита Коэн из Джербы (Тунис) рассказывал историю о своем деде, величайшем мудреце раве Моше Коэне, авторе книг: «Нетив Мицвотеха» и «Шай ле-Мора».
Большую часть жизни он провел при дворе царя, и, будучи на такой важной должности, очень много помогал своим собратьям-евреям.
Один из министров, чрезвычайно приближенных к царю, каждый день разговаривал с равом о своей вере и религии, почему, мол, евреи не признают, что иудаизм – это полная ерунда, и почему рав не перейдет в их религию. Рав старался увильнуть от ответа, и ограничивался различными отговорками. Он думал: «Если я отвечу ему, как ему подобает, то, возможно, задену честь его религии, и дело окончится катастрофой – для меня и всех евреев».
Однажды сказал министр: «Я вижу, что вы избегаете ответа. Это приводит меня к выводу, что нет у вас настоящего ответа на мои вопросы. В таком случае мое требование усиливается — перейдите в нашу веру, и увеличится вам почет и в этом мире, и в будущем!»
Ответил рав: «Честно говоря, у меня есть ответы на все вопросы. Но я опасаюсь, что если выиграю в споре, вы в сердце затаите злобу ко мне».
Улыбнулся министр: «А… этого вам не стоит бояться. Я обещаю, что не буду сердиться и гневаться, ведь мы ведем, так сказать, цивилизованный научный спор».
«Если так, — сказал рав, — я готов отвечать на ваши вопросы».
«Что ж, я спрашиваю заново: почему вы не желаете перейти в нашу веру? Ведь тому, кто верует, обещано, что попадет в рай и будет упиваться там наслаждениями, а тот, кто ее отрицает – его будут судить тяжкими и горькими страданиями в аду. Поверьте, я уговариваю вас только потому, что очень хорошо к вам отношусь! Я желаю, чтобы вы удостоились вечного блаженства, и мне очень горько, что после смерти вы будете страдать в аду!»
Ответил рав: «Ваш вопрос очень непрост, и требует длинного ответа. А мои мысли все заняты сейчас одним сложным вопросом, который я прочел сегодня в газете. Автор истории подчеркивает, что тот, кто ответит на этот вопрос – может считаться воистину мудрым человеком, и просит присылать ему ответы с обещанием опубликовать правильный ответ и имя ответившего. Я прочел вопрос, и с тех пор весь в раздумьях…»
У министра пробудилось любопытство: «Ну, расскажите мне, в чем вопрос. Может быть, я смогу помочь…»
«Один царь, — начал рассказывать рав, — захватил некую страну, и назначил правителя — наместника от своего имени. Он лично приказал наместнику вести суд в соответствии с законами его страны – страны царя, и не отступать от них ни вправо, ни влево. Если не послушается – будет отстранен от должности и предстанет перед судом царя.
В захваченной стране был обычай, согласно которому тому, кто попался на воровстве, отрубали руку. Люди страшились наказания, и краж было немного. С тех пор, как новые законы вступили в силу, наказание за воровство было изменено на штраф и тюремное заключение. Страх перед воровством снизился, и количество краж выросло.
Люди были очень недовольны таким положением дел, и стали возмущаться.
Однажды во дворце правителя появился человек, одетый, как один из министров царя, и сказал: “Я послан царем, чтобы изменить законы, которые он дал тебе в свое время. Тебе следует вернуть в действие местный закон, согласно которому вору отрубают руку, и остановить волну краж. Таким способом ты вернешь порядок на место, и народ успокоится. Знай, что если ты этого не сделаешь – царь отстранит тебя от должности, и тебя будут судить”.
Правитель очень растерялся, и не знал, что делать: слушаться ли первого приказа царя, или последнего. Если послушается первого приказа – вдруг царь действительно передумал? Если же послушается министра – а вдруг этот министр – обманщик, и царь ничего ему не передавал?
Вот такой вопрос задает газета. Что делать правителю, чтобы не рисковать своим положением, а то и своей свободой?»
Услышал все это министр, подумал немного, и сказал: «Мне видится, что это вообще не вопрос! Вы ведь, рав, мудрый человек! Даже странно, как вы не поняли, в чем правильный ответ».
Удивился рав: «Я с самого утра думаю об этом, и не нашел решения проблемы, а вы говорите, что ответ легок и прост?»
«Конечно! Давайте-ка, я вас спрошу: в самом начале царь говорил с правителем лично, лицом к лицу, или через посредника?»
«Из написанного следует, — сказал рав, — что царь назначил его лично, и собственными устами указал судить в соответствии с его законами».
«Если так, — воскликнул министр, — нечего и сомневаться! Очевидно, что указание царя, высказанное им лично, предпочтительнее указания министра, на которого невозможно полностью положиться! Ведь даже если предположим, что царь на самом деле передумал, и отправил министра с новым указанием, и слова его истинны, правитель не будет наказан. Ведь он сможет утверждать, что, поскольку перед ним было два пути, он выбрал тот, который более очевиден. И более того, можно предположить, что царь сам знает, что правитель не послушается посланника. Так что, если он желает изменить свое указание, он должен вызвать правителя к себе во дворец, и при личной встрече дать ему новое указание. Приходим к выводу, что министр выдумал все это – либо действительно был послан царем, но только, чтобы испытать правителя, проверить, насколько он верен царю».
Рав искренне восхитился ответом министра: «Все сходится, ответ совершенно правильный! Ну, теперь я успокоился и могу вдумчиво ответить на ваш вопрос! Повторите его, пожалуйста».
Министр повторил вопрос: почему рав не хочет перейти в их веру?
«Неужели вы еще не нашли ответ на ваш вопрос? – удивился рав, — Ведь вы своими собственными устами изложили такой продуманный, убедительный ответ — минуту назад!»
Министр был человеком сообразительным. Он побледнел и смущенно сказал: «Вы были правы, рав. Не стоит нам спорить на религиозные темы…»
Рав согласился: «Ну, именно это я и говорил раньше»
Именно об этом и сказано в главе ве-Зот а-Браха: «Не было пророка в Израиле, равного Моше, которого Г-сподь знал бы лицом к лицу. (Не было равного Моше) по знамениям и чудесам, который совершил он, направляемый Г-сподом…» (Дварим, 34:11-12).
[От редакции. Видится важным добавить следующее объяснение. Весь народ Израиля стоял перед Всевышним у горы Синай и получил от Него первое и второе речение, которые включают в себя всю Тору. Поэтому, а также в силу личного пророческого постижения, евреи постигли истинность пророчества Моше, истинность Торы. Это передавалось от отца к сыну, ведь отцы не обманывают своих детей. Поэтому для всего нашего народа Тора — это то, что мы видели сами глазами наши праотцов. Другие религии строятся на том, что Б-г открывался одному человеку — посреднику. И этот посредник начинал «отменять» Тору, полученную от Всевышнего.]
Перевод: г-жа Лея Шухман