Бо — Утрата веры в последний момент

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин | версия для печати версия для печати
утрата веры

«И так ешьте его: ваши чресла препоясаны, ваша обувь на ваших ногах и ваш посох в вашей руке; и ешьте его с поспешностью, — Песах это Г-споду» (Шмот 12:11).

Хорошо известны слова Аризаля: причиной поспешного выхода евреев из Египта было то, что они уже опустились до сорок девятой ступени нечистоты. И если бы остались там, даже совсем немного, то могли опуститься до пятидесятой ступени, откуда уже не было возврата. Поэтому и вышли поспешно.

Шла а-Кадош подобным образом поясняет сказанное в Пасхальной Агаде: «Если бы не вывел нас Всевышний из Египта, то были бы мы и сыновья наши порабощенными фараону», — если бы не поспешил Всевышний вывести в те мгновения, то евреи погрузились бы в пятьдесят врат нечистоты, из которой уже невозможно выйти никогда.

Нечистота, о которой идет речь – это нечистота идолопоклонства и недостаток веры. Как следует из многих комментариев Рамбана на Тору, евреи в Египте много грешили: поклонялись идолам, не выполняли заповедь обрезания. За эти грехи Всевышний наказал их тридцатью дополнительными годами пребывания в Египте. Известно, что во время чуда рассечения моря ангелы выступали с обвинением: евреи недостойны чуда. Ведь они, как и египтяне, поклоняются идолам и приносят жертвы духам. И поэтому еще до выхода из Египта Моше строго приказал евреям отстраниться от идолов. И состояние евреев имеет признаки пятидесятого уровня нечистоты, а именно – отрицания единства Творца.

В свою очередь, о Моше известно, что он поднялся до сорок девятой ступени святости, и лишь пятидесятая, соответствовавшая понятию постижения Всевышнего, осталась для него недосягаемой («Хидушей а-Ран», Недарим, 38а).

Сказано в книге «Лешем Шво ве-Ахлама» (рава Шломо Эльяшива), что это относится не ко всему египетскому изгнанию, а только к последним мгновениям периода порабощения перед 10 казнями. Ибо если бы утрата веры постигла их под властью египтян, тогда они не смогли бы исправиться, но опустились бы до пятидесятой ступени нечистоты. Однако после прекращения порабощения, а тем более — после двенадцати месяцев египетских казней (порабощение прекратилось с Рош а-Шана, см. Рош а-Шана, 11а) все должно было измениться. Так как же можно объяснить то, что начало долгожданного избавления стало началом падения их веры, и что они чуть не опустились до пятидесятой ступени нечистоты?

Сказано в мидраше, что евреи не делали обрезание. И даже отказывались приносить пасхальную жертву, пока не учуяли чудесный запах жертвоприношения Моше, и тогда согласились на обрезание и на свое собственное жертвоприношение. Из этого следует, что вплоть до самого выхода из Египта евреи испытывали недостаток веры, даже отрицали истинную веру. Как можно объяснить это состояние, когда глаза их видели столько чудес в Египте, видели руку Всевышнего, стоявшего за всем происходящим, — и при этом они сами продолжали оставаться в безверии?

Можно ответить на этот вопрос так. Когда община Израиля находилась под властью египтян, а фараон ежедневно резал еврейских детей, чтобы омывать  проказу их кровью, и бросал еврейских детей в замес для кирпичей, – именно в те моменты евреи не утрачивали веры. У них было предание от отцов о порабощении в Египте. И когда Моше отправился в Египет, он сказал Всевышнему: «…но ведь они не поверят мне и не послушают голоса моего, ибо скажут: не являлся тебе Г-сподь» (Шмот, 4:1). Однако сразу после его прихода в Египет говорится: «…И поверил народ. И услышали, что вспомнил Г-сподь о сынах Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они, и поклонились» (Шмот, 4:30-31). Это произошло в силу того, что у них было предание от отцов о приходе избавителя, как заклял их Йосеф, сказав: «И заклял Йосеф сынов Израилевых, говоря: верно вспомнит Б-г о вас, тогда вынесите кости мои отсюда» (Берешит, 50:25).

Однако вот пришел избавитель, а Всевышний наслал на притеснителей, одну за другой, казни. Евреи увидели, что все эти казни, посланные на египтян и на фараона, никак не влияли на его упрямство, ведь рабы его говорили: «И сказали слуги фараона ему: до каких пор будет это для нас преткновением? Отпусти этих людей, чтобы они служили Г-споду, Б-гу своему. Неужели еще не знаешь, что погиб Египет?» (Шмот 10:7). Но фараон продолжал упрямствовать, чтобы не отпускать евреев. И именно на этом этапе была подорвана вера евреев, ведь казни не оказывают никакого воздействия на фараона, и они остаются под властью египтян.

Подобное этому мы видим и в словах Моше, когда он обратился с претензией к Творцу: «Владыка! Для чего Ты сделал такое зло этому народу, зачем послал Ты меня?» (Шмот, 5:22). И даже после начала казней Всевышний был вынужден успокаивать Моше: «Войди к фараону, ибо Я отягчил его сердце и сердце его рабов…» (Шмот, 10:1), потому что Моше опасался войти к нему.

Из всего этого следует, что именно после того как Всевышний сделал чудеса и знамения, в сердца евреев начали закрадываться сомнения в вере. И к окончанию периода десяти казней они дошли до такого катастрофического состояния, что если бы Всевышний не избавил их, то они начали бы утверждать, что Творец не может их спасти. Поэтому Всевышний поспешил вывести их из Египта, пока они окончательно и бесповоротно не погрязли в пятидесятой степени нечистоты — в неверии в силу Творца.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

награда за мацу
| рав Яаков Галинский

Ты со мной
| рав Яаков Галинский

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Поздравляю с праздником! То же самое происходит и в Мире грядущем. Мистические источники утверждают, что там духовный статус человека остается таким же, каким был в момент его прихода из земной жизни. Не средним арифметическим всех жизненных взлетов и падений; речь идет о состоянии, зафиксированном лишь в последний момент. Как ни удивительно, это означает, что плохо прожитую жизнь можно исправить перед самой смертью; один такой момент может нейтрализовать все то плохое, что совершил человек за прожитые годы. (Мы вовсе не рекомендуем возлагать надежду на этот момент: может получиться так, что у грешника просто не будет возможности или не хватит способности сделать полную тшуву искренне раскаяться за миг до ухода в Мир грядущий.) И наоборот, хорошо прожитая жизнь может быть основательно подпорчена, если человек изменит себе на последнем рубеже.

Добавить комментарий