Где граница между верой и безверием?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1507

Здравствуйте!
Я Вам благодарна за Ваши ответы. У меня столько вопросов, и Вы так развернуто на них отвечаете, спасибо.
Один из насущных вопросов больше не может ждать. Не вспомню точно, в каком Вашем ответе прочитала про то, как Йосеф проявил малодушие и недоверие к Б-гу и попросил замолвить слово о нем фараону, и за это был наказан. Меня интересует, где же грань, когда нужно полагаться всецело на милость и провидение Б-га и не предпринимать ничего, а когда и самому нужно приступать к действию. В каком случае самодеятельность 
и амбиции уже грех? Ведь сидеть, сложа руки, нельзя, нужно и самому трудиться. Вот Йосеф, видя шанс спасти себя (эту возможность Г-сподь ведь не просто так послал), попросил помощи.

С уважением,
Анастасия Ф.


Уважаемая Анастасия!

Я думаю, что Вы имеете в виду рассылку на недельную главу Дварим «Вера и упование». Там приведены слова мудрецов о том, что Йосеф был наказан за то, что проявил недостаточную веру, обратившись к виночерпию с просьбой замолвить за него слово перед фараоном.

Но в той же статье содержится также ответ на Ваш важный и правомерный вопрос: какова грань между обязанностью полагаться на Творца и обязанностью прикладывать усилия? Несмотря на необходимость «стараться», человек должен четко осознавать: сами действия, как таковые, не могут ему помочь, и только Творец дает желаемое (после того, как человек приложит необходимые для этого усилия). И осознание того, что сами по себе наши действия не могут нам помочь, что мы их совершаем только для того, чтобы выполнить обязанность прикладывать усилия, должно отражаться и в нашем поведении, в наших делах.

Также там приведено объяснение комментаторов, за что Йосеф был наказан, ведь, казалось бы, прося виночерпия напомнить о себе фараону, он лишь выполнял обязанность прикладывать усилия, которая возложена на каждого. В той статье приводится мнение рава Шимона Шкопа, который объясняет, что Йосеф был наказан за то, что прикладывал усилия чересчур. Ведь таким образом человек показывает, насколько большое значение имеет для него само действие. Его поведение свидетельствует, что он полагает, будто его бурная деятельность может ему помочь. Первой части просьбы Йосефа: «Если же ты вспомнишь обо мне…» было достаточно. За то, что он добавил: «и напомнишь обо мне…», он был наказан. Из-за этих слов возникло впечатление, что Йосефу недостает веры.

Также там упоминается мнение Хазон Иша, который пишет в книге «Эмуна у-Битахон», что запрещено прикладывать усилие, которое явно не может помочь. Творец нам заповедал совершать только те действия, которые по природе своей способны помочь. Египетская аристократия тех дней была известна своей неблагодарностью, поэтому не было сомнения, что виночерпий забудет про Йосефа и не станет ходатайствовать за него перед фараоном.

В заключение приведу слова наших мудрецов в мидраше «Берешит Раба» (89:3) о том, что стих (Теилим 40:5) «Счастлив муж, который Г-спода сделал опорой своей» говорит о Йосефе, который обратился с просьбой к виночерпию. Спрашивают комментаторы: если Йосеф проявил недостаточную веру тем, что обратился с просьбой к виночерпию, почему мидраш называет его «мужем, который Г-спода сделал опорой своей». Отвечают мудрецы так: каждого Творец судит в соответствии с его духовным уровнем; если Йосеф был наказан за такие, казалось бы, «мелочи», это показывает, что он сам был на очень высокой ступени в уповании на Г-спода. И, если так, он был, несомненно, счастливым человеком, ведь, по словам царя Давида, «счастлив муж, который Г-спода сделал опорой своей».

http://www.beerot.ru/?p=8182