Адар — радость обновления

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

430
вода

Радость – благодаря обновлению

Тема радости в месяц Адар, и, в особенности, в дни Пурима – очень непростая и глубокая тема. Адар – последний из месяцев года, поскольку, когда мы говорим о праздниках, началом года считается месяц Нисан, как сказано: «Этот месяц будет вам началом всех месяцев». А если по порядку праздников первый месяц – Нисан, получается, что в Адаре мы заканчиваем и подытоживаем работу всего года. Поэтому нам стоит хорошо изучить вид духовной работы этого времени, и как следует подготовиться к радости, достойной и подходящей для праздничных дней Пурима.

Без ясного понимания и подходящей подготовки можно дойти до состояния «чем больше святость – тем больше разрушение», дни конца учебного семестра в месяце Адар становятся днями духовного расслабления и упадка, и люди не используют, как следует, свойства этих особенных дней.

Если мы задумаемся над общим понятием «радость», то увидим, что суть радости основана на силе обновления. Каждый человек любит новые вещи и интересуется ими. Например, встречаются два мудреца Торы, и один просит другого сказать ему слова Торы. Если тот скажет: «Вначале создал Всевышний небо и землю», первый будет разочарован. Почему? Разве это не истинные слова Торы? А дело в том, что человек желал услышать что-то новое, хидуш. Новые знания, новый взгляд на изучаемое пробуждают интерес более, чем просто стих из Торы.

Да и вообще любая нестандартная, необычная вещь притягивает к себе внимание. Когда дети видят пожарную машину, они бегут за ней с большим воодушевлением – ведь ее не видят каждый день. Даже обычный жучок, если он будет странного вида – вызовет к себе интерес и будет иметь особое значение. То, что особенно пробуждает интерес – это необычная вещь. Человек получает большое удовольствие от обновления, не зря установлено отдельное благословение шеехияну за наслаждение, которое человек ощущает от нового фрукта, новой одежды или прихода праздника.

Великая сила, заложенная в обновлении, вызывает у человека радость. Основу этого мы находим в зимуне (приглашению благословить) перед Биркат а-мазон одного из семи благословений, которые установили наши мудрецы произносить на свадьбе – «Благословен Тот… в Чьей обители радость». В книге «Коль бо» объясняется, что радость царит у Всевышнего оттого, что каждое мгновение создаются все новые и новые ангелы. Обновление ангелов-служителей пробуждает радость в Его обители.

Стих из «Мишлей» (8:30) «и стала я усладой для Него» объясняют наши мудрецы в «Мидраш Танхума» (гл. «Ваешев», 4) что речь идет о Торе. Конечно, у нас нет никакого представления и постижения в этом, но мудрецы объясняют, что есть понятие радости и веселья (услады) у Всевышнего, и это происходит благодаря Торе. Великая сила Торы, и в особенности – открытия в Торе, которые делают сыны Израиля, пробуждают радость и веселье в месте, где «мощь и радость на месте Его», поскольку нет силы, более вызывающей радость, чем сила обновления. Самая маленькая, но новая идея, пробуждает радость более, чем уже известный стих Торы или отрывок из Гемары. Нас особенно притягивает новое, его влияние очень велико.

Будущий мир – «тогда наполнятся наши уста смехом»

Как маленькие дети представляют себе Ган Эден? Это мир удовольствий и наслаждений. Однако, когда человек взрослеет, и его разум развивается, он должен нарисовать себе другую картину сущности Ган Эдена. Нельзя оставаться с мелкими, детскими представлениями. Мы обязаны постараться изучить и понять, насколько можем, что представляет собой Будущий мир. Сказали наши мудрецы: «Пожелал Всевышний удостоить Израиль (Будущим миром), поэтому приумножил им Тору и заповеди». Рамбам комментирует эти слова так: цель служения Всевышнему, благословен Он, — удостоиться причастности к Будущему миру, а чтобы получить удел в Будущем мире, нужно выполнить одну заповедь в совершенстве. Чтобы мы смогли удостоиться выполнить одну заповедь совершенным образом, Всевышний приумножил заповеди для народа Израиля.

Я слышал от великих мудрецов мусара замечательный пример, демонстрирующий нам вечность Будущего мира: давайте нарисуем себе в воображении огромную, высокую гору, состоящую из миллиардов песчинок. Один раз в пятьдесят лет прилетает птичка и берет одну песчинку. Представьте, сколько времени понадобится ей, чтобы сровнять эту гору с землей? И все это невероятно долгое время – все равно еще не вечность, поскольку у любого количества есть конец, и когда оно кончится – горы больше не будет. А Будущий мир – безграничен, это и есть то, что мы называем «веки вечные».

Однако, кроме самого безграничного времени Будущего мира, там есть еще один глубокий момент: особая грань обновления. В трудах Виленского Гаона на стих «тогда наполнятся наши уста смехом» приводится комментарий, что красота и уникальность мира грядущего – это смех. Когда человек слышит хорошую новость, он получает удовольствие от этого. Например, если человеку сообщают, что он выиграл в лотерею, его первой реакцией будет смех, и только после него приходит радость. Однако это первичное счастье несравнимо сильнее, чем радость, приходящая после него. То невероятное наслаждение, которое получают в Будущем мире – это обновление. В первое мгновение в Будущем мире человек получит такое сильное удовольствие, что засмеется, в следующее мгновение будет другое, новое удовольствие, и снова реакцией будет смех, и так – каждое мгновение. Вся реальность «тогда» подобна обновлению удовольствия – «наполнятся наши уста смехом».

Вечность Будущего мира заключается не только в продолжительности времени, но и, в сущности, различия между каждым из его мгновений. Не будет двух мгновений, одинаковых по своему наслаждению, ведь когда нечто повторяется, раскрывается радость, в которой заключена красота Будущего мира, который весь является «новинкой» – обновлением за обновлением.

Как можно попытаться представить это? Давайте вообразим маленькую мушку, которая в Будущем мире получает награду – право превратиться в птичку. Потом ей разрешают превратиться в маленькое животное, потом – в большого быка, после этого – в человека, в ангела, в ангела-серафима (который ближе к Творцу, чем обычный ангел – прим. пер.), и так далее. Ведь каждое такое превращение – это невероятное обновление реальности для нее, и радость наверняка огромна. Так мы можем попытаться нарисовать в своем воображении суть вечной радости, которую нам доставит жизнь в Будущем мире.

Сила обновления — безгранична

Радость и смех, заложенные в обновлении – это глубокая тайна. Ведь у всего сотворенного есть граница – «говорящий морю: приди до этого рубежа». Законы природы устанавливают предел любой силе. Например, один из законов реальности творения заключается в том, что нельзя поместить большой предмет в маленькое место. В этом и есть сила обновления: по сравнению со всеми силами природы, которые ограничены, у обновления нет предела. Каждое обновление – это выход за существующие границы, что является причиной бесконечной радости, наслаждения и удовольствия, поскольку они не ограничены никаким временем или формой.

Всевышнего «веселят» открытия в Торе

То, о чем говорили наши мудрецы – Тора является «усладой», радостью для Всевышнего, поскольку нет другой вещи в мире, которая обладает такой силой обновления, как обновление в Торе. Это инструмент, посредством которого были созданы небо и земля, когда из «ничто» появилось новое – «нечто». Сказано: «(Он)смотрел в Тору и творил мир». Тора содержит в себе силу творчества и обновления. В особенности существует реальность «открытий в Торе» (слово хидуш означает и обновление, и открытие – прим. пер.). Каждая новая мысль, каждое новое понимание – это другая реальность, которая может быть только в Торе. Поэтому сказано в святой книге «Зоар» о том, насколько любимы Всевышним новые открытия в Торе: «Каждое отдельное новое слово, которое произносит человек, Всевышний целует и украшает, и из него строится отдельный новый мир». Подобное говорил рав Хаим из Воложина в книге «Нефеш а-Хаим» (врата 4, гл.2): «Благодаря силе открытий в Торе создаются новые миры», а именно – «вот новые небеса и новая земля, которую Я творю». (П.р. безусловно все открытия в Торе были заложены в Торе, полученной Моше на горе Синай, однако есть открытие их)

Радость Пурима – это обновление

Глубинная суть Пурима – это сила обновления, и именно она является источником особой радости этого времени. Народ Израиля совершал разные грехи, и Всевышний наказывал его различными наказаниями. Однако, будучи в Шушане, евреи согрешили, приняв участие в трапезе Ахашвероша, и поскольку насладились трапезой этого злодея, был вынесен страшный приговор: «уничтожить, убить и истребить всех евреев».

Мы должны понимать, что приговор был подписан на Небесах, что на Небесном суде было постановлено, что у народа Израиля нет больше права на существование. Это не просто еще один проступок, за который следует наказать. Участие в трапезе Ахашвероша и получение удовольствия вместе со злодеями – это отрыв от связи со Всевышним и святостью. Евреи как бы продемонстрировали, что они, не дай Б-г, принадлежат злодеям, и за это был вынесен смертный приговор всему народу Израиля.

Чудо Пурима – это самое настоящее воскрешение из мертвых. Здесь не было провала, требующего исправления, и позволяющего совершить исправление. Порча была на таком уровне, что ее исправление требовало полного уничтожения евреев. Так что продолжение существования еврейского народа было совершенным обновлением, как сказано: «И созданный народ прославит Всевышнего». Обновление – это создание заново. А если народ Израиля – новый, то и дарование Торы должно было произойти заново, как сказано: «исполнили и приняли» – исполнили то, что уже приняли. Величайшая сила обновления, прорывающая границы и ломающая принятые рамки, проявилась и прояснилась в чуде Пурима.

Когда приходит месяц, в котором горе превратилось в радость, а смерть – в жизнь, радость прорывается и умножается без всяких границ. В месяц Адар, в особенности в дни Пурима, весь народ Израиля ликует от радости обновления.

Наша духовная работа в месяц Адар – начать с начала!

В соответствии со сказанным нами выше становится ясно, что Пурим, на самом деле, не случайно находится в конце года – он является конечной целью всего года. Песах – это период выхода из египетской скверны и очищение от идолопоклонства, потом идет отсчет дней Омера до дарования Торы, возвышенного и освящающего весь народ Израиля, поднимающего его до уровня получателей Торы. В Рош а-Шана мы приходим к трепету перед Творцом благодаря Его суду, а в Йом-Кипур – удостаивается очиститься от грехов и в этом состоянии подняться к близости к Творцу в Суккот. В темные зимние дни, дни тяги к Греции и падению в эллинизм мы нуждаемся в свече Хануки, чтобы осветить тьму галута.

Однако пиком года, когда в его конце кажется, что мы находимся в совершенно безнадежном состоянии, является эта чудесная сила обновления, которая заново пробуждает жизнь. Несмотря на все причины и обстоятельства, несмотря на окружение и его влияние, несмотря на постоянную слабость и падения, каждый в состоянии начать с самого начала, создать в себе нового человека, обновить в себе дарование Торы. Возможность воскрешения из мертвых в духовном смысле – это великая радость месяца Адара и дней Пурима.

Намеком на это является созвездие Адара – Рыбы. У рыб есть особая сила размножения. К концу года, когда человеку кажется, что его жизнь просто закончилась, приходит месяц Адар, в котором заложена живительная сила обновления, приносящая нам невероятную радость.

Против ощущения усталости, ведущего к смерти, приходит обновление Торы и пробуждает радость жизни и надежду на новую реальность – «как новорожденный», новое духовное возрождение.

Мы знаем, что Ковчег Завета состоял из золота и дерева акации. Внутри и снаружи он был покрыт золотом, но суть его, его середина была сделана из дерева. В Торе он называется Ковчегом из дерева акации, поскольку преимущество дерева перед золотом в том, что оно является растением. Неживая вещь может закончиться, быть уничтожена, а достоинство растения в том, что, даже если дерево срубят, в земле останутся его корни, которые в силах расти и вырастить новое дерево.

Святость Торы в том, что в ней есть это достоинство роста и умножения, новые открытия, которые делают в Торе, радость пробуждения заново. Поэтому она и является «усладой» как Творца, так и всего народа Израиля. В Торе, и только в ней, заложена сила творения и творчества, чудо рождения заново.

Достоинство Пурима и особое свойство месяца Адар – это обновление и духовное возрождение. Великая радость, прорывающая все границы жизни – это радость обновления.

После всех духовных достоинств остальных праздников приходят дни Пурима. В этот день есть заповедь напиться до состояния «не различать» (между Мордехаем и Аманом), и она дана для того, чтобы дать человеку осознать, что в любой ситуации возможно обновление и свежесть. В каждой заповеди Торы, в молитве и учебе, в вере и понимании Б-жественного Провидения, во всех духовных приобретениях возможно обновление.

Это и есть особая духовная работа месяца Адар, и нельзя ее терять. Нам нужно использовать эту чудесную возможность, данную нам Свыше – возможность родиться заново!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90488