Беерот Ицхак daily (8-е Ава 5774) — Законы кануна 9 Ава

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1897

Ежедневная цитата
«Познай же сегодня и прими сердцем своим, что Господь есть Б-г на небесах вверху, и на земле внизу, нет другого». 
(Дварим 4, 39)

Законы кануна 9 Ава

1.Разделы Письменной и Устной Торы, которые разрешено изучать в канун 9-го ава (и в сам день поста).
Со второй половины 8-го ава – кануна поста – и до завершения поста принято изучать только те разделы Письменной и Устной Торы, которые повествуют о разрушении Храма и побуждают к раскаянию и исправлению грехов, из-за которых были разрушены наши святыни. Разрешено учить книгу Йова, разделы из книги Йирмиягу, повествующие о бедах еврейского народа, «Свиток Эйха», мидраш «Эйха», главу «Элу мегалхин» из трактата «Моэд Катан» Вавилонского Талмуда, истории о разрушении Храма из главы «Аназикин» трактата «Гитин» (с 55 листа и далее), разрешено читать книгу Йосефа Флавия «Иудейская война».
Несмотря на то, что изучение Торы 9-го ава запрещено (кроме разрешённых отрывков), не следует отвлекаться от скорби по Храму, читая светские книги и газеты.

2. «Разделительная трапеза». 
В те годы, когда канун 9-го ава не приходится на субботу, на исходе дня 8-го ава принято устраивать «разделительную трапезу», которая устанавливает границу между временем, когда разрешено есть и пить, и постом. Завершить данную трапезу необходимо до захода солнца. Трапезу эту проводят, сидя на полу или низком стульчике (ниже 30 см.). Едят не больше одного вида варёного блюда.

Даже если продукт можно есть сырым, а его сварили, он считается варёным блюдом. Несколько продуктов, которые обычно варят вместе как одно блюдо, считаются одним видом варёной еды.
Во время разделительной трапезы не стоит есть рыбу. Желательно воздержаться во время этой трапезы от продуктов, вызывающих удовольствие: солений, приправ, спиртных напитков и т.д. Желательно воздержаться во время этой трапезы от продуктов, вызывающих удовольствие: солений, приправ, спиртных напитков и т.д. Принято устраивать обычную трапезу за некоторое время до минхи, а разделительную трапезу делать после минхи – с хлебом и варёным яйцом, которое обмакивают в пепел. Перед разделительной трапезой следует сказать: «Это трапеза 9-го ава». Принято приобщать детей хотя бы за два-три года до бар-мицвы к разделительной трапезе.

Недельная глава «Ваэтханан»

«Слушай, Израиль, Г-сподь Б-г наш, Г-сподь един». (Деварим, 5:1)

Рамбам в «Сефер а-Мицвот» определяет эту заповедь следующим образом: «знать, что Всевышний един и не существует богов, кроме Него».
С первого взгляда эта заповедь может показаться легко исполнимой, ведь от нас только требуется знать, что нет богов кроме Всевышнего. Однако Рамхаль в книге «Даат Твунот» пишет, что одного знания недостаточного. Мы должны также понимать, что Он — единственная сила, которая управляет всем миром и каждым из творений, и нет другого Властителя и Правителя, кроме Него, и нет у мира и у любого из творений иного Хозяина, кроме Него; и нет никого, кто мог бы помешать Ему выполнить свою волю. Рамхаль пишет, что тот, кто верит в единство Творца и понимает смысл этого единства, должен осознавать, что Святой, благословен Он, один, единственен и един. Что нет для Него никаких препятствий и никого, способного противостоять Ему в любой форме и с любой стороны. Мало того, что нет никакой власти, способной противостоять Ему — Он сам создает добро и зло, как сказал Йешаяу (45:7): «Образующий свет и сотворивший тьму, делающий мир и сотворивший зло. Я — Создатель, делающий все это». Нет никого под Ним, кто обладал бы властью в мире, нет никаких наместников или другой силы, как считали идолопоклонники. Более того, Он Сам непосредственно управляет всеми созданиями, все происходящее в мире происходит по воле Его и делается руками Его, не случайно, не по законам природы или судьбы. Он Сам судит всю землю и все находящееся на ней, и постановляет все, что произойдет в верхних и нижних мирах, до самой нижней ступени Творения.
Абсолютное единство Его, утверждает Рамхаль, включает также невозможность принудить Его каким-либо способом. Весь порядок правосудия и законы, Им установленные, все без исключения —есть порождение Его воли, они целиком и полностью зависят от воли Его, а не Он подчинен им. По Своему желанию Он как бы подчиняет Свою волю делам человеческим, как мы учим в трактате Авот (3, 19): «Все судится по большинству дел [плохих или хороших]», а если хочет, то вообще не принимает в расчет ничего и несет добро в доброте Своей тому, кому хочет, как было сказано Моше: «И проявлю милость к тому, к кому будет милость Моя» (Шмот 33, 19). Объясняет Талмуд (Брахот, 7а): «даже если он не достоин». Это утешение нам, продолжает Рамхаль, поскольку не по делам воздастся нам, и не будет Он ждать заслуг наших, и не заменит нас за недостатком таковых, а свершит все в силу клятвы, которой поклялся праотцам, и союза, Им заключенного. И даже если не будет заслуг у Израиля, когда придет назначенный срок, в любом случае освободит нас, без всякого сомнения, ведь Он — Господин всему и может сделать все, что угодно Ему.
Ещё утверждает Рамхаль, что, поскольку Творец совершенно независим в своих действиях, то ни одно из его созданий не может противостоять Ему даже посредством законов и порядков, Им же установленных. Ведь Он — Тот, Кто их установил, и Он же может изменить и упразднить их в любой момент по Своей воле. И это смысл сказанного в трактате Санедрин (67б): «Нет других, кроме Него… — даже колдовство». Несмотря на то, что, в соответствии с законами системы, созданной Творцом в высших мирах, колдовство способно на эту систему влиять (см. Санедрин, там же). Но как только Создатель пожелает этого — властвует Сам и колдовство теряет всякую силу, как будто его никогда и не существовало. И только наивные могли заблуждаться и считать, что могут воспользоваться против Него инструментами, Им же созданными. Все их ухищрения — ложь, и не помогут они им, ведь Он — Господин всего, и нет другого, кроме Него.


http://www.beerot.ru/?p=4200