Письмо гаона рава Исраэля Бунима Шрайбера

молитва в миньяне
                       С Б-жьей помощью!
Дорогие друзья!
Слава Б-гу, на Святой земле и во многих других местах заново открылись синагоги и дома учения. У нас первое, о чем говорили раввины после этого открытия в своих выступлениях, это необходимость укреплять себя в подобающем поведении в святых местах. Именно сейчас мы можем не просто принять к сведению, но практически осуществить важнейшие законы о поведении в местах присутствия Шехины. Поэтому письма главы поколения рава Хаима Каневского (שליט״א) и главы ешивы «Нетив Даат» рава Исраэля Бунима Шрайбера (שליט״א) очень актуальны именно сейчас.
Игаль Полищук

С Б-жьей помощью!

Вот, одна из страшных вещей, которые случились с нами из-за коронавируса — закрытие «малых Храмов» [синагог и домов учения]. Мы не можем приходить в дома учения, чтобы учиться, и в дома молитвы, чтобы молиться. Перестали функционировать «малые Храмы». Но разве можно заподозрить, что Всевышний наказывает несправедливо? Несомненно, в этом есть обвинение против нас, связанное с поведением в домах учения и в домах собрания (синагогах), из-за которого их забрали у нас.

По установленному закону («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 151) запрещено вести пустые разговоры в синагоге и доме учения. Это часть заповеди «и перед святынями Моими трепещите». И даже мудрецам Торы, которым там можно есть и пить, всё равно запрещено заниматься пустыми разговорами… Объясняется в книге «При Мегадим», и приводится в качестве постановления в книге «Мишна Брура», что данный закон относится даже к разрешённым разговорам, например, о заработке и т. п. В любом случае, просто болтовня очевидно запрещена. И это даже не во время молитвы!

Тем более во время молитвы это категорически запрещено. И даже в тех местах [в молитве], где разрешено прерываться, в любом случае, разговор во время молитвы, — это великий грех, как объясняется во многих местах.

И в наше время, когда появилось кошерное поколение, трудящееся над Торой в ее шатрах, а основная часть нашей жизни проходит в домах учения, чрезвычайно трудно исполнить этот закон — весь день и всю ночь следить за тем, чтобы не говорить просто так в доме учения. И из-за этого исполнение данного закона немного ослабло. Но если примем на себя остерегаться этого и приложим усилия ради чести дома Всевышнего, это будет причиной того, что — мера за меру — мы получим обратно «малые Храмы».

Известно, что во времена автора комментария «Тосфот Йом Тов» произошли трагические события 5408-5409 (1648-1649) годов. Открыли нам мудрецы того поколения, что это произошло из-за разговоров в синагогах во время молитвы. И из-за этого автор «Тосфот Йом Тов» установил специальное благословение тем, кто не говорит.

В древней книге «а-Ган» (дерех Моше, день 9) написано, что во время мора совет, который поможет спастись — принять на себя не вести будничные разговоры в синагогах.

Известно, что наш учитель адмор из Гур, автор книги «Имрей Эмет» сказал, что с его точки зрения, в странах Востока не было Катастрофы в заслугу того, что там вообще не разговаривают в синагогах.

И в святой книге «Зоар» (гл. Трума, 126 [131б]) приводится: «Тот, кто говорит в синагоге о будничном — горе ему, ибо показывает, что есть разделение в высших мирах; горе ему, ибо уменьшает веру, которая — единство; горе ему, ведь нет у него удела в Б-ге Израиля, — ведь он показывает, что у него нет Б-га, так как не стыдится прерваться в восхвалении Его. И даже если у него есть вера, он думает, что там, в синагоге, нет Всевышнего, или думает, что Он там, но не боится Его! Такой человек уменьшает Высшее исправление молитвы Израиля, ведь прерывая пустым разговором молитвы посередине, он показывает этим, что восхваления и молитвы ничего не исправляют Свыше». И в книге «Харедим» (гл. 9, пункт 19) доказано из этого, что запрещено (разговаривать) даже не в час молитвы. И смотри ещё в святой книге «Зоар» (гл. Ваякель, 205), насколько строг закон в отношении разговоров в синагоге в святой Шаббат.

В книге «Хафец Хаим» в предисловии подробно обсуждается строгость запрета — настолько, что это также запрещено мудрецу Торы. И см. там в разделе «Беэр маим хаим», является ли это запретом из Торы. В книге «Шмират а-Лашон» («Шаар а-Тора», гл. 10 в примечании) написано, что привычка не разговаривать в синагоге будет большой помощью человеку, чтобы не злословил вообще. Ибо одна из основных причин, по которой говорят — это то, что рот человека произносит слова без привычки сдерживаться. И всё, что приходит в голову, выплескивается наружу. Когда человек привыкнет несколько часов в день удерживаться и не говорить, тогда и вне синагоги привыкнет думать прежде, чем говорить.

Еще одна причина, которая мешает соблюдать это — тот, кто остерегается разговоров в синагоге, выглядит, как будто ведёт себя чрезмерно праведно. Но если это будет принято всем обществом, то каждому станет очень легко соблюдать.

Необходимо принять на себя остерегаться в этом с настоящего момента и далее. И Всевышний услышит наши мольбы о выздоровлении больных и о том, чтобы здоровые не заболели. И пусть наши глаза увидят «малые Храмы» и восстановление Храма большого.

Исраэль Буним Шрайбер


http://www.beerot.ru/?p=52143