Семейная психология — или Дети есть дети

Дата: | Автор материала: Зисси Скаржинская

1609

Дети, они и есть дети. Ломают, но не хотят за это отвечать. И по еврейскому закону не обязаны. Ничего удивительного, природа у них такая, они исследуют, делают ошибки. И чтобы не ругаться с ними постоянно, нужно вспоминать свое детство. Мы тоже ломали, мы тоже играли, исследовали и пытались. И еще мы рассуждали. Мы все хотели кем-то стать, вырасти в кого-то важного.

Помню, в детстве мне очень нравилась книга Джеймса Барри «Питер Пен», где дети улетают от родителей в детскую страну. Но меня смущало, что для того чтобы улететь, дети должны быть «веселыми, непонимающими и бессердечными». Весело улетая, они причинят родителям боль, поэтому непонимание этого, с одной стороны, и бессердечие – с другой, просто необходимы. Для меня было неприемлемым стать «непонимающей и бессердечной» по отношению к родителям, ведь они меня так любят, и я не хочу их ранить.

Герой вышеупомянутой книги сбежал от мамы, как только понял, что ему предстоит вырасти. А он категорически не хотел расти и становиться кем-то. Это было еще одним спорным пунктом для меня. Я-то хотела быть врачом или учителем и приносить людям пользу. Но для этого нужно было вырасти, выучиться, подготовиться морально, научиться принимать ответственные решения. Именно ее – ответственности – боятся в большинстве случаев. А брать на себя ответственность учатся в подростковом возрасте, когда кажется, что все по плечу.

На этой неделе я ходила на первый урок из курса лекций рабанит Ципоры Харитан про подростков. Лекция, как всегда у данного преподавателя, содержательная и интересная, однако я выделила для себя один интересный факт: действительно, Тора не говорит ни про каких «подростков». Ребенок, достигший 12-13 лет, становился взрослым, зарабатывал на жизнь, строил семью. Так было раньше.

А сейчас, в наше время, все очень резко изменилось. Как будто Питер Пен победил, желание быстрее вырасти сегодня стало не доминирующим, как в начале 1990-х, а подчиненным чувством; на первое место вышло переживание детского счастья. В наши дни все, от психологов и социологов до маркетологов, придумывают название для феномена «поколения Питера Пена». Одно из таких слов – kidult – «взрослый ребенок» (от kid — ребенок и adult — взрослый, впервые использовано Эндрю Калькуттом в его работе «Задержка развития: поп-культура и эрозия взросления» в 1998 году). Это взрослые люди, которые покупают себе игрушки, аксессуары, увлекаются мультфильмами и сказками – в общем, не желают взрослеть. Целый пласт таких людей выявили современные «исследователи потребительского рынка», и на них работает индустрия всяческих гаджетов-безделушек, а точнее, они работают на нее, они управляемы ею. Для них делаются компьютерные игры и виртуальные сообщества, где люди остаются вечными одноклассниками. Ностальгия помолодела, вспоминать молодость можно все время, обмениваясь игрушками, теперь уже компьютерными. Создавать семью не нужно, это можно сделать без последствий – «он-лайн», и даже можно завести совместную собачку, которая будет есть нарисованную еду, и, соответственно, за ней не нужно убирать, и ее не надо выгуливать. Никакой ответственности.

Продление детства и молодости становится общемировым трендом (направлением развития). С одной стороны, страх старения и, как следствие, стремление к вечной молодости были всегда, поскольку юность – это наслаждение этим миром в полную силу, и это – мировоззрение Эсава, вкупе с присущими Эсаву же отрицанием будущего мира и безнаказанностью. С другой стороны, видимо, инфантилизм еще никогда не был так доступен – есть время, и есть средства. В наш век прогресса, действия, которые требовали больших усилий, выполняются нажатием на кнопку. Например, стирка: вместо многократного таскания из колодца и нагревания воды, кипячения белья и оттирания на доске, а потом полоскания его на речке, нужна максимум сортировка, засыпали порошок и другую «химию», нажали на кнопку – и оно само крутится. А все остальное время свободно.

Кроме того, наши дни – время относительного благоденствия, то есть потребительства. Вся мировая экономика рассчитана на постоянное потребление. Вещи изначально сделаны так, чтобы они не продержались долго, максимум 5 лет, а потом сломались, чтобы вы купили новую, усовершенствованную модель того же самого и обеспечили работой производителей данного агрегата.

Следовательно, есть свободное время, работа и, соответственно, деньги. И современное общество растит потребителей. У них завышенные потребности, которые им формирует окружающая медиа-среда (буквально, они хотят то, что им навязывают). «Как же я могу чувствовать себя счастливым человеком, если у меня еще нет рекламируемого продукта?». Ведь ощущение детского счастья – главное. Но часто они не ориентируются в элементарных вещах из реальной жизни. И такими они очень выгодны, потому что легки в манипулировании.

Потребители склонны к эгоизму, поскольку каждого оценивают с позиции «что он мне даст». И это также мешает поступать по-взрослому, то есть создавать семью. Кроме того, семья ограничит свободное время, возможности получать удовольствия. И поэтому большая часть современного общества не создает семью, или делает это, когда вырастет, то есть далеко за тридцать – наигравшись.

Кроме того, инфантилизм, «впадение в детство» позволяет уйти от реальности – ведь от ребенка ничего не зависит. Известно, что различные психологические зависимости (например, игромания) могут быть проявлением отсутствия ответственности за свою жизнь и здоровье. Любая из них дает возможность уйти от действительности, почти не прикладывая усилий – просто найти занятие, которое поглотит человека, не оставит ни времени, ни возможностей обратить внимание на реальные проблемы. В компьютерном мире он построит целую страну, зато в реальной жизни не создаст и не построит ничего, поскольку выдохнется, столкнувшись с первыми же трудностями. В реальной жизни есть стрессы, в «зазеркалье» экрана их нет – уйдем же от стрессов!

Современные психотерапевты учат взрослых находить контакт со своим внутренним ребенком, а психологи убеждают, что зрелость наступает лишь после 35 лет… В принципе, быть ребенком – тайная мечта любого взрослого, но тем и отличается взрослый, что умеет оценивать ситуацию и знает, когда может позволить себе «играть в детство».

Мы как родители хотели бы «подложить соломки» детям, если бы только знали, где они могут упасть. Мы бы охраняли и ограждали их от взрослого мира, сколько получится, чтобы они не поранились раньше времени. Но разве нам нужны проблемы «недорослей» современного мира? Нужно дать детям вырасти, повзрослеть, стать ответственными. Значит, давайте по возможности оградим их от медиа-источников, чтобы они не стали объектами грязной манипуляции, от гаджетов, чтобы они не управлялись индустрией развлечений, от компьютерных игр, чтобы они не ушли от нас в «зазеркалье». Пусть среди их настоящих, реальных переживаний будет больше часов, наполненных общением с нами и с хорошими друзьями. И, да, дети должны быть заняты: занятиями Торой («ее свет переориентирует человека к лучшему») сверх учебной программы – только не из-под палки (как легко им получить то, чего мы были начисто лишены в их возрасте! – прим. ред.); помощью по дому, кружками и дополнительными занятиями. «Безделье приводит к скуке, скука – к прегрешению» (Ктубот 59б), не дай Б-г.


http://www.beerot.ru/?p=14207