Хинух – Равновесие в воспитании

Дата: | Автор материала: Рав Элиэзер Папо

1964

Написано в Мишлей (22:6): «Воспитывай юношу согласно пути его, тогда даже в старости не отступит от него». Это заповедано отцу в отношении сына, чтобы воспитать юношу в духе Торы и заповедей, ведь именно в этом плоды усилий отца в воспитании сыновей, верных Торе и служению. А если вырастут, не дай Б-г, нечестивцами – лучше полное отсутствие, чем наличие плохого («лучше никак, чем как попало»).

И так же, как нужно вырастить их в Торе и святости, так нужно воспитать их в дерех эрец, привить им хорошие черты характера и исправить плохие, так, чтобы «все видящие их признали их, ибо они – потомство, благословенное Г-сподом» (Йешаяу, 61:9). И воспитает их, и приучит довольствоваться тем, что есть, чтобы не тяготели к вкусной еде и лучшей одежде. Даже если наделил его Г-сподь богатством, приучит сыновей довольствоваться немногим хорошим, чтобы они не так страдали в тяжелые времена. И пусть не обращается с ними чересчур мягко, но пусть наказывает их и отчитывает за проступки, чтобы они не возгордились и, с другой стороны, не выросли изнеженными и плаксивыми. И даже если это единственный сын, лучше пусть всегда выкажет ему «явное порицание, проистекающее из скрытой любви» (Мишлей, 27:5). И пока не вырастет, <действует правило> «Берегущий свою палку (т. е. не наказывающий, не порицающий) ненавидит своего сына, а любящий его старается в наставлениях» (там же, 13:24). И пойди выучи, что произошло с царем Давидом и сыном его Адонияу, поскольку «Отец его никогда не огорчал его вопросом: почему ты так делаешь?», и «Руки милосердных женщин варили собственных сыновей» (Эйха, 4:10). Потому что «Блажь прикипает к сердцу отрока, строгие наставления отдалят ее от него» (Мишлей, 22:15).
И все должно соответствовать уровню восприятия сына, по возрасту его пусть обращается с ним. Когда нужно, шлепнуть, а когда – достаточно урезонить, иногда строгими словами, иногда – мягкими, иногда – оделяя подарками и другими хорошими вещами.

И пусть воспитывает в них уважение к людям, и чтобы не были дети его грубыми и упрямыми, чтобы не были ни обижающимися, ни обижающими. И пусть родитель отдалит детей от плохой компании, и убережет от (ложных) клятв и (пустых) развлечений, и от неприглядного и подобного ему. Требуется мудрость и знание, чтобы проникнуть до глубины души сыновей и вести себя с ними соответственно их уму и возрасту.

И обо всем этом пусть изольет сердце свое в молитве перед Всевышним, чтобы грехи его не помешали хорошим вещам произойти, чтобы все его потомство было «родом святым», настоящими людьми.

Так же и в отношении дочерей – есть обязанность воспитать и приучать их к труду, к целостности и хорошим качествам, и чтобы умели довольствоваться малым. И чтобы были все поступки их красивы (совершенны), чтобы не были они ленивыми и болтливыми. Чтобы вставали рано утром, чтобы все действия их были энергичными и опрятными, наполненными еврейским духом, кашерными, как полагается кашерным еврейским женщинам. Так, чтобы «восхваляли дела ее во вратах», и чтобы она приобрела милость и благоволение.

Необходимо быть весьма осторожным с девочками, потому что не знаешь, что будет с ними в будущем. Если, не дай Б-г, муж ее будет тяжелым человеком, если свекровь и все домочадцы будут нелегкими людьми, а она выросла высокомерной, с плохими душевными качествами – горе ей и горька судьба ее! «А жена, боящаяся Г-спода, будет прославлена» (Мишлей, 31:30).

На отце и матери лежит обязанность обучить ее благословениям и молитвам, перед свадьбой – заповеди отлучения (ниды) [так, от родителей к детям, происходила передача этих законов вплоть до последних поколений – прим. перев.], отделению халы, солению (кашерованию) мяса, чтобы она разбиралась в них до мельчайших подробностей. И пусть будет образована во всех законах и заповедях, касающихся женщин, во всех аспектах их пусть будет сведущей.

И чтобы была скромной: «Вся слава дочери царской – внутри» (Теилим, 45:14).

Это – «отправные точки» путей воспитания, и «Послушает мудрый – и умножит познания» (Мишлей, 1:5). И от этого возрадуется отец потомкам своим в этом мире, и возликует душа его в мире грядущем.
[Далее автор ссылается на приведенную ниже главу. Связь этих тем очевидна: нет настоящего воспитания там, где не хватает родительской любви – прим. перев.]

ЛЮБОВЬ К СЫНОВЬЯМ И ДОЧЕРЯМ (ВЫДЕРЖКИ)

Любить сыновей и дочерей обязывает нас природа, поскольку это кость от кости и плоть от плоти его, и даже «ворон интересуется своими детьми» (Ктубот, 49б). <…>
И известно, что бьющий взрослого ребенка преступает запрет «перед слепым не ставь препятствия» (Ваикра, 19:14). Не имеется в виду именно взрослый человек, это скорее оценка его зрелости и качеств. А если ребенок старшего возраста не воспринимает окрик, «мягкий язык переломит кость» (Мишлей, 25:15). И пусть не пренебрегает его достоинством перед другими, чтобы не опорочить его. И еще более осторожным нужно быть в том, о чем предупреждали наши учителя: «Чтобы не выказывал особого расположения к одному из сыновей, ибо тяжела ревность, как преисподняя» (Шаббат, 10б). И правило таково, что отец должен вести себя с сыном сообразно его склонностям и качествам его характера, чтобы тот не согрешил. А если провинится перед ним, пусть скорее простит его, чтобы не был наказан сын из-за него. Не нужно придираться к детям. И иногда пусть сделает вид, что глух и не слышал, что не видел, а иногда уступит их пожеланиям. Это очень важный принцип для того, кто стремится к праведности – своей и сыновей.

Как хороша участь и как замечателен удел того, у кого дети стали мудрецами Торы! Возрадуется он потомкам своим – в этом мире и в будущем. И уж во всяком случае, пусть с самопожертвованием приложит все усилия, средства и способности, чтобы только не выросли его сыновья неучами в Торе, потому что велика беда неуча в силу отсутствия разумения. Потому что «Есть путь, который выглядит прямым перед человеком, но конец его – пути смерти» (Мишлей, 14:12). «Невежда не боится греха, а неуч в Торе не может быть благочестивым» (Авот, 2:5). И если не сможет удостоиться, чтобы все сыновья его были увенчаны короной Торы, то пусть хотя бы один из его сыновей станет мудрецом Торы, для которого Тора – основное его занятие.

И пусть изольет душу перед Всевышним, чтобы приобрели его сыновья Тору, выросли без изъяна в чертах характера, образе мыслей и поведении. И иногда стоит поститься для этого, чтобы грехи отца не воспрепятствовали добру прийти к сыновьям.

Подготовила З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=7846