Зимун — 2 — Что делает трапезу совместной?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1765

Трое или более совершеннолетних мужчин, которые ели вместе, в начале благословения после еды ברכת המזון обязаны произнести специальное благословение зимун (זמון). Само слово «зимун» имеет двойное значение — «приглашение» и «объединение». Благословение зимун произносится для того, чтобы люди могли вместе поблагодарить Всевышнего за пропитание.

Что включает в себя понятие «ели вместе»? Объединение людей в группу, обязанную произнести благословение зимун, зависит от нескольких факторов.

Во-первых, необходимо, чтобы как минимум двое из участвующих в трапезе ели хлеб и стали обязаны произнести благословение после еды. Если третий ел печеные изделия, напоминающие по форме хлеб (печение, пироги, и т. п.), то он дополняет зимун до троих. Если же он ел или пил что-то другое, то это является предметом сомнения, поэтому в первую очередь следует предложить ему поесть хлеба. Но если он не соглашается, то в общем случае к зимуну присоединяется и дополняет его любой, кто съел или выпил количество, обязывающее его произнести заключительное благословение. Тот, кто ничего не ел и пил только воду, не может дополнить зимун.

Во-вторых, «ели вместе» означает, что участвующие ели совместно. Для этого они должны есть за одним столом или на одной скатерти. Даже если эти люди никак между собой не связаны, более того, каждый из них ест свое, все равно эта группа должна произнести зимун. Исключением является случай, когда они специально отворачиваются друг от друга во время еды.

Поэтому даже незнакомые люди, оказавшиеся за одним столиком в ресторане, в гостинице, в столовой или в поезде, обязаны произнести благословение зимун. Тот, кто спешит и хочет избежать необходимости ожидать, пока его соседи закончат трапезу и начнут благословение после еды, уже при омовении рук перед хлебом должен специально иметь в виду, что не собирается участвовать в трапезе вместе со своими соседями по столику. Конечно, все это относится только к случаю, когда за столиком сидело трое совершеннолетних мужчин-евреев.

Гости на свадьбе считаются членами одной группы, даже если они не знают друг друга, и даже если они сидят за разными столами, так как все гости участвуют в одной праздничной трапезе. Тот, кто хочет участвовать в трапезе, но не может ждать, пока будет произнесен всеобщий зимун, может поступить точно так же, как было сказано выше: заранее иметь в виду, что не собирается участвовать в зимуне.

(По Мишна Брура 193:18, Диршу)


http://www.beerot.ru/?p=17974