Благословение после трапезы – Биркат а-мазон — часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

88

Перед благословением Биркат а-мазон произносят или поют соответствующий псалом царя Давида.

В будние дни (когда читается Таханун) хорошо прочесть 137-ой псалом из книги Теилим:

На реках вавилонских – там сидели мы и плакали, вспоминая Сион.

На ивах, у реки, мы повесили наши лютни.

Ведь там пленившие требовали от нас песнопений и глумящиеся над нами – веселья: «Спойте нам из песен Сиона!»

Как нам петь песни Г-спода на чужой земле?!

Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть потеряет память моя правая рука.

Пусть присохнет мой язык к нёбу, если не буду помнить о тебе, если не вознесу Иерусалим на вершину своего веселья.

Припомни, Г-сподь, сынам Эдома день разрушения Иерусалима, когда они говорили: “Крушите, крушите его до основания!”

Дочь Вавилона разоренная! Блажен, кто отплатит тебе по заслугам за то, что ты сделала нам.

Блажен, кто схватит твоих младенцев и разобьет их о скалу (Теилим 137).

«Если я забуду тебя, Иерусалим…». В этом псалме царь Давид пророчески говорит о разрушении Иерусалимского Храма, который он только собирался построить. В Талмуде сказано: «Творец показал Давиду разрушение Первого и Второго Храмов. Первого – как написано: «На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, вспоминая Сион». Второго – как сказано: «Припомни, Г-сподь, сынам Эдома (т.е. римлянам) день разрушения Иерусалима» (Гитин 57б).

Псалом написан от имени левитов, взятых в плен вавилонянами. В мидраше рассказывается, как вавилонский царь Невухаднецар, восседавший в ладье посередине Евфрата со своими вельможами, обратился к пленным левитам, рыдавшим на берегу: «Что вы сидите и плачете? Приготовьтесь, и пока мы пируем, встаньте и играйте передо мной и перед нашими богами на лютнях, как вы играли перед своим Б-гом». И тогда, чтобы избежать осквернения имени Всевышнего, левиты прямо на глазах нечестивого царя отсекли себе пальцы (Шохер тов 137).

Мудрецы рекомендовали, чтобы из века в век евреи читали этот псалом в конце каждой трапезы в память о разрушенном Храме – и очень важно произносить этот псалом осознанно, с соответствующим сердечным настроем (Мишна брура 1:11).

В Субботу, праздники и в другие дни, когда не читается Таханун, а также после трапез, посвященных обрезанию, и на свадебных торжествах (включая шева брахот), произносят или поют 126-ой псалом:

Песня ступеней. Когда возвратит Г-сподь пленников Сиона, мы будем как во сне.

Тогда наполнятся наши уста смехом и язык ликованием. Тогда скажут народы: „Великое чудо совершил Г-сподь с ними!»

Когда великое чудо совершит Г-сподь с нами, мы будем радоваться!

Возврати, Г-сподь, наших пленников, как потоки вод – в пустыню Негев.

Сеявшие в слезах будут жать с ликованием.

Тот, кто в слезах нес суму с семенами, возвратится с ликованием, нагруженный своими снопами (Теилим 126).

Воспоминание о будущем. Псалом «Песня ступеней. Когда возвратит Г-сподь пленников Сиона…» (Теилим 126) был составлен царем Давидом еще до возведения Первого Храма. И тем не менее, это пророческое предсказание, в котором говорится об окончательном избавлении, когда после долгих веков изгнания евреи вновь возвратятся на свою землю и отстроят Храм. Тогда «наполнятся наши уста смехом и язык ликованием» – а двухтысячелетние изгнание покажется промелькнувшим коротким сном.

Этот псалом был предназначен для песнопений в Храме. В наше время его произносят (а чаще поют) в завершение праздничных трапез (Мишна брура 1:11 и 267:1).

Не убирают со стола скатерть и хлеб до окончания Биркат а-мазон.

Почему оставляют хлеб на столе? Заповедано оставить на столе хлеб до конца послетрапезного благословения, чтобы было ясно, что мы благословляем Всевышнего, который дает пропитание всему живому. Кроме того, «благословение не опускается на пустое», но для восприятия благословения с Небес необходимо, чтобы на столе что-то было. А поскольку Биркат а-мазон произносят после трапезы с хлебом, то для восприятия благословения оставляют именно хлеб. Третья причина – хлеб оставляют также на случай, если в это время придет бедный и голодный человек, и тогда его можно будет сразу накормить (см. Шулхан арух 180:1-2, Мишна брура 1-2).  

Перед Биркат а-мазон принято убрать со стола или прикрыть чем-либо ножи. Но в Шабат и в праздники ножи не убирают и не накрывают.

Ножи на столе. Наши мудрецы уподобляют наш стол храмовому жертвеннику, а про жертвенник в Торе сказано: «И постройте там …жертвенник из камней, которых не касалось железо» (Дварим 27:5). Ведь жертвенник, на котором искупаются грехи, продлевает жизнь человека, а оружие из железа укорачивает ее. Поэтому в час благословения ножи принято прикрывать или убирать (Шулхан арух 180:5, Мишна брура 11). Если на столе много ножей, которыми пользуются другие участники трапезы, то тому, кто собирается благословлять Биркат а-мазон, нужно убрать или прикрыть только нож, находящийся рядом с ним. И достаточно прикрывать только острую, режущую часть ножа (Диршу 9).

Омывают пальцы рук (маим ахроним).

Завершающее омовение. В Талмуде и кодексе «Шулхан арух» указано, что после трапезы все обязаны омывать руки (см. Хулин 105; Шулхан арух 181:1). Такое омовение называют маим ахроним – «завершающая вода».

Это омовение было обусловлено тем, что после еды руки не чисты, и нельзя благословлять с такими руками. Кроме того, во время еды использовали соль из Сдома, которая была очень вредна для глаз, и поэтому было необходимо ее сразу смыть. И в наше время тоже существует опасность, что используемая соль имеет такое же воздействие на глаза, как и соль из Сдома (Мишна брура 181:1).

Достаточно омыть только два конечных сустава пальцев, так как грязь, в основном, скапливается на них. Но если грязь распространилась по всей кисти руки, то следует омыть ее целиком (Шулхан арух 181:4, Мишна брура 10). «Но меня огорчают случаи, которые я видел, – писал по этому поводу Хофец Хаим. – Есть люди, которые стараются всегда делать завершающие омовение, но при этом вообще не выполняют эту заповедь, так как они только увлажняют несколькими каплями воды кончики пальцев, не доходя даже до конца первой фаланги, а порой просто легко прикасаются к воде, так что их руки остаются грязными и запачканными едой, как и были» (Мишна брура 181:10). Но необходимо действительно омыть, т.е. очистить руки (там же 11).

В наше время, когда не используют соль из Сдома, некоторые законоучители полагают, что нет необходимости в омовении (см. Тосафот, Брахот 53б; Шулхан арух 181:10). Но Виленский Гаон считал, что все причины для этого омовения остаются, и кабалисты особенно устрожают в отношении этой заповеди (Мишна брура 181:22).

Некоторые авторитетные законоучители (в частности, р. Ш.-З. Ойербах и р. Й.-Ш. Эльяшив) указывают, что и женщины должны делать маим ахроним (см. Алихот бат Исраэль 3, с. 11), но это не принято (см. р. Ш. Вознер, Шевет а-леви 4:23). Однако следует приучать к этому мальчиков, достигших возраста воспитания (Диршу 181:2:16 от имени р. Х. Каневского).

Если омывали пальцы прямо за столом, то у многих принято убрать со стола или хотя бы прикрыть сосуд, в который стекла вода, и так поступал рав Х. Каневский (Диршу 181:2:7).

После завершающего омовения не прерываются даже для слов Торы, но сразу переходят к Биркат а-мазон (Мишна брура 181:24). Поэтому тому, кто читает Биркат а-мазон над бокалом вина, следует налить вино до маим ахроним, чтобы потом не прерываться (Кицур Шулхан арух 45:2; Диршу 181:24:18).

Если человек, который обычно делает маим ахроним, забыл это сделать и вспомнил только во время чтения Биркат а-мазон, ему разрешено прерваться и омыть пальцы (Диршу 181:2:4 от имени р. Х. Каневского).

У некоторых принято произносить:

Вот, я готов исполнить заповедь о послетрапезном благословении, как сказано: «И ты будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, твоего Б-га, за землю добрую, которую Он тебе даровал», – во имя единения Святого, благословен Он, и Его Шехины, с трепетом и любовью, силой Того, Кто сокровенен и скрыт, от имени всего народа Израиля.

«И да будет милость моего Г-спода, нашего Б-га, – на нас. И упрочь для нас дело наших рук – дело наших рук утверди» (Теилим 90:17).

Если в трапезе участвовали трое или более взрослых мужчин (от тринадцати лет и старше), они объединяются для совместного благословения.

«Возвеличьте Г-спода вместе со мной». Мудрецы установили, что трое или больше евреев, которые вместе участвовали в трапезе, обязаны объединиться для совместного послетрапезного благословения (Шулхан арух 192:1, Мишна брура 1). Эта обязанность «опирается» (асмахта) на стих Торы «Когда имя Г-спода провозглашу, воздайте величие Б-гу» (Дварим 32:3). Соответственно, благословляющих должно быть не менее трех, ведь «воздайте» – множественное число (т.е. как минимум двое) и еще один призывает их воздать величие Творцу – всего трое. Другая «опора» для этого установления мудрецов – это стих псалма «Возвеличьте Г-спода вместе со мной» (Теилим 34:4). «Возвеличьте» – как минимум двое, а вместе с призывающим – трое (Брахот 45а; Мишна брура 192:1).

Поэтому один из участников трапезы обращается к остальным, призывая их благословить вместе. Этот призыв, предваряющий Биркат а-мазон в месте с ответом других участников трапезы, называют «зимун» – «приглашение».

Трое и больше. Всем троим, объединившимся для совместного благословения, должно быть не менее тринадцати лет (Рамо 199:10). Имеется в виду, что эти трое участвовали в совместной трапезе с хлебом (они ели на одном столе или, как минимум, в одном помещении), начав или завершив эту трапезу вместе (Шулхан арух 193:2, Мишна брура 19). Трое (а также четверо или пятеро), евших хлеб вместе, не имеют права разделиться так, чтобы каждый прочитал Биркат а-мазон отдельно, но они обязаны сделать зимун. Но шестеро могут разделиться на две группы по три (Шулхан арух 193:1; Кицур Шулхан арух 45:11).

Если один из трех забыл о зимуне и поторопился благословить отдельно, то после того, как он завершит свое благословение, его можно присоединить к зимуну. Но того, кто уже сделал зимун в другой группе, присоединить к еще одному зимуну нельзя (Шулхан арух 194:1, Рамо; Кицур Шулхан арух 45:16).

Если двое уже закончили есть и хотят благословить, то третий обязан прервать еду, чтобы они могли произнести зимун. А когда они закончат первое благословение, он может продолжить трапезу, а затем произнести Биркат а-мазон отдельно. Но двое не обязаны прерывать еду ради одного, хотя им и разрешено так поступить из уважения к третьему (Шулхан арух 200:1, Рамо 2; Кицур Шулхан арух 45:17).

Двое, которые ели трапезу с хлебом, могут присоединить к себе третьего, который ел без хлеба (и даже, если он ел только фрукты или только пил какой-либо напиток, кроме воды и т.п., ведь питье тоже входит в понятие «пищи»). Тогда третий тоже участвует в зимуне, а после того, как первые двое завершили первое благословение Биркат а-мазон, третий произносит то благословение, которое ему следует (в зависимости от того, что он ел или пил) (Шулхан арух 193:1; Кицур Шулхан арух 45:10).

Человека, который публично оскверняет Субботу и намеренно нарушает другие запреты Торы, в число трех не включают, и в таком случае зимун не читают (Кицур Шулхан арух 45:23). И также не присоединяют того, кто ел что-то запрещенное в пищу (Шулхан арух 196:1).

Если несколько человек ели вместе, но каждый – своё, то зимун ведет тот, кто является самым большим из них знатоком Торы. Но он может предоставить это право и кому-то другому. А если трапеза проходила у кого-то в доме, то право вести зимун предоставляется, как правило, кому-нибудь из гостей, чтобы он произнес вслух вставку, в которой гость благословляет хозяев дома. Однако если хозяин дома готов отказаться от этой вставки ради того, чтобы самому провести зимун, то он может так поступить (Шулхан арух 201:1, Мишна брура 1).

У многих принято, что, если в трапезе участвовали трое или более взрослых мужчин, то перед маим ахроним наливают бокал вина (особенно в Субботу и праздники), чтобы благословить на вино после Биркат а-мазон.

На бокал вина. Некоторые законоучители полагают, что, если есть вино, то Биркат а-мазон следует произносить над бокалом вина, – ведь многие благословения произносятся именно над вином (например, кидуш или авдала). Но другие считают, что над бокалом благословляют только в том случае, когда в трапезе участвовало не менее трех взрослых мужчин. И наконец, по третьему мнению, даже для трех благословляющих бокал с вином не требуется (Шулхан арух 182:1). И тем не менее, при трех взрослых мужчинах, которые участвовали в трапезе, предпочтительнее благословлять над бокалом вина (Рамо 182:1, Мишна брура 4). И даже тем, кто не делает это в будни, все же стоит благословлять над бокалом вина в Субботу и праздники, если в трапезе участвует не менее трех взрослых мужчин (см. Арух а-шулхан 182:1-3; Диршу 182:4:3). Однако многие этого обычая не придерживаются (примечание редактора).

Вино должно быть налито специально для благословения, и до благословения его не следует отпивать из этого бокала. А если по ошибке отпили, то можно добавить немного вина из бутылки или даже воды (Шулхан арух 182:3 и 6, Мишна брура 17-18).

Когда начинают благословлять, то берут бокал в правую руку, не дотрагиваясь до него левой, и приподнимают над столом (Шулхан арух 183:4).

Продолжение следует

Перевод и комментарии: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=90399