Зимун – приглашение к совместному благословению
Ведущий берет бокал в правую руку и приподнимает над столом примерно на высоту ширины ладони (тефах, 8-10 см.)
Приглашающий к благословению говорит: Господа, давайте благословим!
Все отвечают: Да будет имя Г-спода благословенно отныне и вовеки!
Приглашающий: Да будет имя Г-спода благословенно отныне и вовеки! С разрешения моих господ и моих учителей благословим Того (при десяти сотрапезниках: «Б-га нашего»), Чью пищу мы ели.
Все, а затем и приглашающий: Благословен Тот (при десяти сотрапезниках: «наш Б-г»), Чью пищу мы ели и по Чьей милости мы живы.
Как в шатре Авраама. Слова שֶׁאָכַלְנוּ מִשֶּׁלּוֹ וּבְטוּבוֹ חָיִינוּ («Чью пищу мы ели и по Чьей милости мы живы») восходят к рассказу Талмуда о том, как праотец Авраама принимал и угощал путников. После того, как они насыщались и начинали благодарить гостеприимного хозяина, Авраам говорил: «Разве вы ели моё? Вы ели то, что принадлежит Творцу мира. Так вознесите же вашу хвалу Ему!» И тогда гости произносили: «Благословен Б-г мироздания, Чью пищу мы ели» (см. Сота 10б).
Рамбан подчеркивает, что наш праотец Авраам использовал именно послетрапезное благословение для того, чтобы приближать людей к Б-гу (Рамбан, Шмот 13:16).
После трапезы в честь обрезания и после свадьбы зимун произносят в несколько расширенном виде. Повторив, как обычно, слова «Да будет имя Г-спода благословенно отныне и вовеки!», приглашающий добавляет:
После обрезания
Приглашающий к благословению: Восславим Твоё Имя среди верных Б-гу. Будьте благословенны Г-сподом!
С разрешения страшного и грозного Б-га, нашего оплота в часы бедствия, Б-га, препоясанного мощью, Г-спода, сильного в высотах!
(Все отвечают: Восславим Твоё Имя среди верных Б-гу. Будьте благословенны Г-сподом!)
С разрешения святой, чистой и ясной Торы, завещанной нам в наследие Моше, служителем Г-спода!
(Все отвечают: Восславим Твоё Имя среди верных Б-гу. Будьте благословенны Г-сподом!)
С разрешения коэнов и левитов буду взывать к Б-гу евреев, хвалить Его всюду, благословлять буду Г-спода!
(Все отвечают: «Восславим… и т.д.»).
С разрешения мудрецов, учителей и господ моих, открою уста для песни и всем своим существом воскликну: Благословен грядущий во имя Г-спода!
(Восславим… и т.д.).
Далее произносят «С разрешения наших мудрецов и наших учителей благословим…и т.д.»
После свадебной трапезы (а также после трапез шева брахот)
Приглашающий к благословению: Отведи скорбь и гнев, чтобы запел даже слабый голосом; веди нас стезёю правды, обратись с благословением к сынам Йешуруна, сынам Аарона.
С разрешения мудрецов, учителей и господ моих благословим нашего Б-га, в обители Которого радость и Чью пищу мы ели.
Все отвечают: Благословен наш Б-г, в обители Которого радость, Чью пищу мы ели и по Чьей милости мы живы.
Приглашающий к благословению повторяет:
Благословен наш Б-г, в Чьей обители радость, Кто приготовил нам пищу и по Чьей милости мы живы.
(по завершении Биркат а-мазон произносят семь свадебных благословений – шева брахот).
Продолжение следует
Перевод и комментарии: рав Александр Кац