Благословение после трапезы – Биркат а-мазон — часть 2 — зимун

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

286

Зимунприглашение к совместному благословению

Ведущий берет бокал в правую руку и приподнимает над столом примерно на высоту ширины ладони (тефах, 8-10 см.)

Приглашающий к благословению говорит: Господа, давайте благословим!

Все отвечают: Да будет имя Г-спода благословенно отныне и вовеки!

Приглашающий: Да будет имя Г-спода благословенно отныне и вовеки! С разрешения моих господ и моих учителей благословим Того (при десяти сотрапезниках: «Б-га нашего»), Чью пищу мы ели.

Все, а затем и приглашающий: Благословен Тот (при десяти сотрапезниках: «наш Б-г»), Чью пищу мы ели и по Чьей милости мы живы.

Как в шатре Авраама. Слова שֶׁאָכַלְנוּ מִשֶּׁלּוֹ וּבְטוּבוֹ חָיִינוּ («Чью пищу мы ели и по Чьей милости мы живы») восходят к рассказу Талмуда о том, как праотец Авраама принимал и угощал путников. После того, как они насыщались и начинали благодарить гостеприимного хозяина, Авраам говорил: «Разве вы ели моё? Вы ели то, что принадлежит Творцу мира. Так вознесите же вашу хвалу Ему!» И тогда гости произносили: «Благословен Б-г мироздания, Чью пищу мы ели» (см. Сота 10б).

Рамбан подчеркивает, что наш праотец Авраам использовал именно послетрапезное благословение для того, чтобы приближать людей к Б-гу (Рамбан, Шмот 13:16).

После трапезы в честь обрезания и после свадьбы зимун произносят в несколько расширенном виде. Повторив, как обычно, слова «Да будет имя Г-спода благословенно отныне и вовеки!», приглашающий добавляет:

После обрезания

Приглашающий к благословению: Восславим Твоё Имя среди верных Б-гу. Будьте благословен­ны Г-сподом!

С разрешения страшного и грозного Б-га, нашего оплота в часы бедствия, Б-га, препоясанного мощью, Г-спода, сильного в высотах!

(Все отвечают: Восславим Твоё Имя среди верных Б-гу. Будьте благословен­ны Г-сподом!)

С разрешения святой, чистой и ясной Торы, завещанной нам в наследие Моше, служителем Г-спода!

(Все отвечают: Восславим Твоё Имя среди верных Б-гу. Будьте благословен­ны Г-сподом!)

С разрешения коэнов и левитов буду взывать к Б-гу евреев, хвалить Его всюду, благословлять буду Г-спода!

(Все отвечают: «Восславим… и т.д.»).

С разрешения мудрецов, учителей и господ моих, открою уста для песни и всем своим существом воскликну: Благословен грядущий во имя Г-спода!

(Восславим… и т.д.).

Далее произносят «С разрешения наших мудрецов и наших учителей благословим…и т.д.»

После свадебной трапезы (а также после трапез шева брахот)

Приглашающий к благословению: Отведи скорбь и гнев, чтобы запел даже слабый голосом; веди нас стезёю правды, обратись с благословением к сынам Йешуруна, сынам Аарона.

С разрешения му­дрецов, учителей и господ моих благословим нашего Б-га, в обители Которого радость и Чью пищу мы ели.

Все отвечают: Благословен наш Б-г, в обители Которого радость, Чью пищу мы ели и по Чьей милости мы живы.

Приглашающий к благословению повторяет:

Благословен наш Б-г, в Чьей обите­ли радость, Кто приготовил нам пищу и по Чьей милости мы живы.

(по завершении Биркат а-мазон произносят семь свадебных благословений – шева брахот).

Продолжение следует

Перевод и комментарии: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=90401