Что такое «Шма»?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

3433

Первый трактат Талмуда, Трактат Брахот, начинается с заповеди чтения «Шма». Она заключается в произнесении дважды в день двух отрывков из книги Дварим (6:4-9 и 11:13-21). Идея, которая их объединяет — это утверждение веры во Всевышнего и принятие на себя ответственности за исполнение заповедей Торы. В традиционный текст «Шма» включается также отрывок из книги Бемидбар (15:37-41). Произнося его, мы исполняем также заповедь вспоминать Исход из Египта днем и ночью.

Комментарий «Тиферет Исраэль» объясняет, почему трактат начинается именно с заповеди произносить Шма.

«Я считаю, что первая заповедь, которая была заповедана народу Израиля — это занятие Торой, ибо изучение приводит к действию. [Не изучая Тору и не зная законы, невозможно выполнять никакие заповеди, поэтому изучение Торы является необходимым условием для исполнения заповедей.] А если нет изучения, откуда возьмется выполнение? А заповедь, из которой выводится обязанность изучать Тору, — это произнесение Шма, как сказано (Дварим, 6:7): «и повторяй их» …

Текст, который необходимо произнести, чтобы выполнить заповедь произнесения Шма, включает в себя следующие отрывки: (Дварим 6:4-9): «Услышь, Израиль: Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь один. [После первого стиха «Услышь» шепотом произносят: «Благословенно Имя Славы Царства Его во веки веков». И продолжают:] И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим и всею душою своею, и всем имуществом своим. Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем. И повторяй их сынам своим, и говори о них, сидя в доме своем, и идя дорогою, и когда ты лежишь, и когда ты встаешь. И навяжи их как знак на руку твою, и да будут они начертанием между глазами твоими. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».

Потом произносят отрывок (Дварим 11:13-21): «И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам ныне, любить Г-спода, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею, то дам Я дождь земле вашей своевременно, ранний и поздний; и соберешь ты хлеб твой и вино твое, и елей твой. И дам Я траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться. Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить богам иным, и не поклонялись им. И возгорится гнев Г-спода на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих; и вы скоро пропадете с этой хорошей земли, которую Г-сподь дает вам. Поместите же эти слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они начертанием между глазами вашими. И учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме своем и когда идешь дорогою, и когда лежишь, и когда встаешь. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих, дабы длились дни ваши и дни ваших детей на земле, которую Г-сподь клялся дать отцам вашим, — сколько дней небо над землею».

Однако для полноценного исполнения этой заповеди желательно произносить этот текст на Святом Языке, так как у нас нет адекватного перевода всех слов этих отрывков.

Вместе с этими двумя отрывками произносят еще один, который говорит, в частности, об Исходе из Египта (Бемидбар, 15:37-41): «И Г‑сподь сказал Моше, говоря: Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в кисть края бирюзовую нить (подразумевается нить, покрашенная особой краской тхелет). И будет она у вас в кисти, и увидите ее, и вспомните все заповеди Г-спода и исполните их, и не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, за которыми вы блудите, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Б-гу вашему. Я Г-сподь, Б-г ваш, который вывел вас из земли Египетской, чтобы быть вам Б-гом. Я Г-сподь, Б-г ваш».


http://www.beerot.ru/?p=20942