Законы изучения Торы — 6 — По материалам «Шулхан арух а-рав»

Дата: | Автор материала: Рав Шнеур-Залман из Ляд

1586

В качестве основы для знакомства с законами изучения Торы, мы предлагаем посвященные этой теме главы из книги «Шулхан Арух а-Рав», написанной величайшим мудрецом Торы равом Шнеуром-Залманом из Ляд (автором известной книги «Тания»). Мы постараемся кратко прокомментировать места, нуждающиеся в пояснении, а также укажем источники, на которые полагался великий законоучитель при создании своего бессмертного труда.

Часть вторая

Тот, кого отец не обучал Торе, достигнув сознательного возраста, обязан учиться самостоятельно, как сказано (Дварим, 5:1): «И обучайте им и бережно исполняйте их (имеются в виду, конечно, слова Торы)». Это повелительная заповедь, которая обязывает каждого изучать всю Тору, как Письменную, так и Устную, как это было объяснено выше (часть первая, пункт 4-ый) и выводят эту обязанность из стиха (Дварим, 11:22): «Но только храните всю заповедь эту».

В случае, когда человек начинает изучение Торы уже в сознательном возрасте, он не должен сначала прочитать всю Письменную Тору, затем изучить Мишну, и только после этого приступить к изучению Талмуда, как это было объяснено выше (часть первая, пункт 1-ый). Такой порядок верен, когда речь идет об обучении подростков, которые в самом начале еще не в состоянии понимать Мишну или Талмуд. Но взрослый человек, умственное развитие которого позволяет ему изучать и понимать Талмуд, не может позволить себе начать учить его только после того, как он завершит изучение Писания и Мишны, ведь он не знает, сколько проживет. Поэтому он должен составить план изучения Торы так, чтобы треть времени ежедневных занятий Торой посвящать Писанию, треть – Мишне и треть – Талмуду (Кидушин, 29б).

Под Мишной подразумевается свод принятых законов без особого углубления в их суть и выяснения того, из каких источников их выводят. Эти законы записаны в кодексе Мишны, в Брайте, в словах амораим (мудрецов Торы периода Талмуда), то есть объяснение шестисот тринадцати заповедей Торы со всеми условиями, необходимыми для их исполнения, их деталями и дополнительными указаниями мудрецов. А в наше время это изучение включает также установленные законы, которые приведены в кодексах «Арбаа Турим» и в «Шулхан Арухе», включая примечания Рамо. Все это считается Мишна.

Талмуд – это объяснение внутренней логики законов, приведенных в своде Мишны, Барайте, словах амораим, а в наше время – также и комментарии мудрецов-ришоним (Рош, Бейт Йосеф), изучая которые можно постичь логику постановлений «Арбаа Турим» и «Шулхан Аруха». Ибо тот, кто не знает внутренней логики закона, не сможет понять истинное его значение. Такой человек считается буром – не сведущим в законах Торы (Сота, 22а).

Не изучив досконально сути, только на основании того, что он прочитал формулировку, человеку запрещено решать, даже только для себя самого, как следует поступать на практике. Поэтому объяснение следует изучать параллельно со знакомством с самим законом, и человек не вправе откладывать изучение, пока не ознакомится со всеми.

Сказали мудрецы (Шаббат, 63а): «Сначала следует изучить, и только потом понять суть изученного». Имеется в виду особо глубокое изучение причин и смысла законов, выведение одного из другого, уподобление одного другому, выявление кажущихся противоречий и поиск решения этих противоречий, пока человек не дойдет до полного осознания закона. Все это не делают в самом начале изучения, а только после того, как в сжатом виде завершили изучение всех постановлений с пониманием их логики, но, не особо углубляясь в их причины и смысл и не занимаясь решением кажущихся противоречий. Именно таким изучением, цель которого постичь в сжатом виде основные объяснения законов, которые предлагают нам Талмуд и поским (законоучители), без особого углубления в его тонкости, обязан человек заниматься ежедневно треть учебного времени.

Изучение объяснений Писания и толкование стихов Торы – Агада – входят в треть учебного времени, посвященного изучению Мишны, так как Мишна – это комментарий к шестистам тринадцати заповедям Торы. А тайное учение – Каббала – входит в треть времени изучения, которая выделена для Талмуда.

Сказанное выше касается того, кто только начинает изучать Тору. В продолжение своего пути, когда человек уже вырос в мудрости, нет больше потребности в изучении Писания и в постоянных занятиях Устной Торой, которые после многократного повторения прочно укоренились в его памяти. Нужно лишь время от времени повторять и Письменную и Устную Тору, чтобы не забылись изученные законы, но все остальное время следует посвятить углубленному исследованию Талмуда (Рамбам, «Яд а-Хазака», глава первая «Законов изучения Торы», закон 12-ый). То есть постигать логику законов, выявлять кажущиеся противоречия и разрешать их, углубляться в суть объяснений и причин законов, выводить одно из другого, выявлять подобия, совершать открытия в законах в соответствии с широтой взглядов, которой наделен человек. И именно это имели в виду наши мудрецы, когда говорили (Шаббат, 63а): «Пусть человек вначале изучит, а затем будет постигать смысл изученного».

Это учение должно включать так же и осознание изученных прежде Агадот (т. е. повествований мудрецов и комментариев на стихи Торы, не связанных с законом), призванных воспитать в человеке высокую нравственность и познание Творца. Об этом сказали наши мудрецы (Мидраш Сифри, глава Экев, пункт 49): «Хочешь познать Того, Кто сказал и возник мир? Изучай Агаду – и через это ты познаешь Создателя и следуешь Его путям». Ибо многие таинства Торы, то есть мудрость каббалистического учения и познание Всевышнего, сокрыты именно в Агаде.

Согласно некоторым мнениям (комментарий рабейну Нисима к трактату Авода Зара, 5б и «Даркей Моше», раздел «Орах Хаим», 226:2), не следует разделять учебу на три равных промежутка. Ведь Мишна более сложна для понимания, чем Писание и, соответственно, требует больше времени, а для постижения Талмуда необходимо еще больше времени, чем для изучения Мишны. Таким образом, наставляя людей разделить учебное время на три части, мудрецы (Кидушин, 29б) имели в виду, что следует ежедневно посвящать Писанию, Мишне и Талмуду столько времени, сколько необходимо пропорционально каждому из них, чтобы завершить их изучение одновременно, а затем всю жизнь заниматься объяснением изученного и  исследованием. И было бы верно учесть данное мнение.

Все без исключения законоучители единодушны в том, что на начальных этапах изучения Торы человек не может ограничиться тем, что он прочитает изучаемый материал два или три раза. Он должен повторять каждую изученную тему такое количество раз, которое, в соответствии с его индивидуальными способностями, ему требуется для того, чтобы хорошо запомнить все изученное. В особенности это верно в отношении Мишны и Талмуда, то есть при изучении установленных законов и их объяснений. Ведь если Письменную Тору запрещено читать наизусть, а необходимо именно читать по написанному, то в отношении Устной Торы дело обстоит иначе. Человек обязан ее помнить так, чтобы, если ему вдруг зададут вопрос по какому-либо из изученных им законов, он смог бы без промедления верно ответить на него – запрещено или разрешено. Причем человек должен владеть материалом на таком уровне, чтобы у него не было никакого сомнения в отношении того, каков закон в ситуации, о которой его спросили, как сказано (Дварим, 6:5): «И повторяй их сыновьям твоим». Из этого стиха выводят наши мудрецы (Кидушин, 30а), что человек постоянно должен помнить слова Торы так, что если его спросят о чем-либо, он не начинал вспоминать и сомневаться, а сразу же дал правильный ответ.

В Писаниях (Мишлей, 7:4) сказано: «Мудрости скажи: сестра ты мне». Поясняют мудрецы (Кидушин, 30а-б), что здесь дается указание на то, чтобы любой закон был известен и ясен тебе, как то, что брак с родной сестрой запрещен. Это актуально и в наши дни, когда Устная Тора записана, и при необходимости можно открыть книгу и изучить или повторить тот или иной закон. Ведь в случае, если человек не может без промедления верно ответить на любой вопрос, который ему зададут, а должен предварительно посмотреть, что написано, и без этого закон этот не ясен ему «как сестра», он не исполнил заповедь «И повторяй их». Поэтому понятно, что Устную Тору необходимо повторять во много раз больше, чем Письменную. И не следует волноваться о том, что из-за многократных повторений у тебя не останется времени на то, чтобы успеть изучить много законов. Мудрецы именно об этом говорят так (Пиркей Авот, 2:16): «На тебя не возложена обязанность завершить всю работу, но ты не вправе отлынивать от нее».

В прежние времена (когда Устная Тора не была записана) на первых стадиях учебы выучивали наизусть две-три главы Мишны или Барайты в неделю, а потом повторяли пройденный материал сто и более раз. Говорят мудрецы (Хагига, 9б): «Не подобен тот, кто повторяет изученное сто раз, тому, кто повторяет сто один раз». Разница между ними велика: один называется истинным рабом Творца, а другой – нет (источник такого уподобления – стих из книги пророка Малахи, 3:18). В наши дни, когда Устная Тора записана, нет необходимости повторять пройденный материал сто один раз непосредственно во время изучения. Но необходимо постоянно повторять все изученные законы так, чтобы они навсегда врезались в память, ясно и четко, и чтобы в отношении них не возникало никаких сомнений – как будто только сейчас их закончили изучать.

Подготовил рав Л. Н. Злотник


http://www.beerot.ru/?p=12076