Законы изучения Торы — 5 — По материалам «Шулхан арух а-рав»

Дата: | Автор материала: Рав Шнеур-Залман из Ляд

1646

В качестве основы для знакомства с законами изучения Торы, мы предлагаем посвященные этой теме главы из книги «Шулхан Арух а-Рав», написанной величайшим мудрецом Торы равом Шнеуром-Залманом из Ляд (автором известной книги «Тания»). Мы постараемся кратко прокомментировать места, нуждающиеся в пояснении, а также укажем источники, на которые полагался великий законоучитель при создании своего бессмертного труда.

Продолжение

8. Когда у отца нет возможности нанять меламеда, а сам обучать сына Торе он не может, но у его отца, то есть у деда ребенка, есть такая возможность, тогда деда обязывают нанять меламеда для внука, а также оплачивать остальные расходы по обучению мальчика Торе. Обучение внука Торе заповедано деду точно так же, как отцу заповедано обучать сына Торе, как сказано (Дварим, 4:9): «И передай их (слова Торы) сыну твоему и сыновьям сына твоего» (Кидушин, 30а).

Для обучения сыновей дочери, а также правнуков – как со стороны сына, так и со стороны дочери – человек не обязан нанимать меламеда. Тем более он не обязан брать на себя остальные расходы для того, чтобы они имели возможность изучать Тору. Только в случае, если они нуждаются, и им можно получать цдаку, он должен помочь им в первую очередь, так как исходя из законов о цдаке, чем ближе человек, тем больше наша обязанность дать ему цдаку. Но в данном случае с него не взимают деньги без его согласия, как это объяснено в законах о пожертвованиях.

Тот, кто сам может учиться с внуками (детьми) дочери или с правнуками – как со стороны дочери, так и со стороны сына – и у него есть такая возможность, обязан это делать. И не только с родственниками есть обязанность учить Тору. На каждом мудреце еврейского народа возложена обязанность обучать Торе учеников, даже если они не являются его родственниками. И так сказано (Дварим, 4:7): «И повторяй сыновьям твоим». Есть у мудрецов объяснение, что, говоря «сыновьям твоим», Тора подразумевает «ученикам твоим». Ведь ученики называются сыновьями, как сказано (Млахим 2; 2:3): «И вышли сыны пророков». Только заповедь обучать детей и других родственников предпочтительнее заповеди обучать других учеников.

9. Согласно некоторым мнениям (Рамбам), дед не всегда обязан нанимать меламеда для внука. Только в случае, если дед мог бы сам обучать его, но он не хочет этого делать, он должен нанять ему меламеда (если у отца мальчика нет возможности). Ведь заповедь возложена на деда так же, как и на отца – обучать самому или найти преподавателя бесплатно или за плату (и отвести его в дом учения, когда тот не хочет идти туда сам).

В отношении сына дочери, а также в отношении правнуков – и со стороны сына, и со стороны дочери – есть только обязанность предпочесть их другим ученикам. Человек, который не обязан обучать Торе других людей (либо в городе есть мудрецы более высокого уровня, которые могут обучать, либо если у него нет достаточных знаний для того, чтобы обучать кого-либо, а должен сам еще учиться) — не обязан обучать ни сына дочери, ни правнуков. Он также не обязан искать для них меламеда, подобно тому, как не обязан делать этого по отношению к сыну ближнего своего, который не является его родственником. (Также в случае, когда он может обучать других людей Торе, и нет в городе преподавателей более высокого уровня, чем он, нет надобности обязывать сына дочери или правнука учиться именно у него, подобно тому, как нет надобности обязывать любого другого человека учить Тору именно у него. Когда речь идет о сыне сына, дед обязан обучать его даже против его воли или отвести его к меламеду, так же как это обязан сделать его отец).

Когда в законах Торы есть спор (в данном случае в отношении внука со стороны сына, когда дед не может его обучать), каждому следует знать более строгое мнение, чтобы по возможности поступить согласно ему, но нет права обязать других платить против их воли, поскольку закон до конца не ясен.

10. Все учителя, включая и тех, кто обучает детей Письменной Торе и даже те, кто не получают за это плату, обязаны преподавать в течение всего дня и немного в вечернее время суток. Запрещено допускать ситуацию, когда дети отлынивают от учебы. Исключение составляет только время перед наступлением субботы и праздников, а также сами субботы и праздники, когда есть заповедь делать детям то, что им доставляет радость, как например, дать им орешки и тому подобное.

В субботу детям не читают новую главу из Торы, которую не читали прежде, чтобы не слишком утруждать их в Шаббат (Недарим, 37а). С ними повторяют те главы, которые они уже изучали в будние дни. Запрещено отвлекать детей от изучения Торы, даже для исполнения такой важной заповеди, как постройка Храма (Шаббат, 119б).

11. О меламеде, который может позволить себе оставить детей и выйти из класса, или который занимается посторонними делами вместо того, чтобы обучать детей Торе, или халатно относится к своей работе, сказано (Ирмияу, 48:10): «Будь проклят исполняющий миссию Творца недобросовестно» (Бава Батра, 21б). Поэтому на должность меламеда следует всегда выбирать Б-гобоязненного человека, умеющего обучать быстро и точно.

В случае, когда стоят перед выбором: взять на должность меламеда претендента, который обучает детей читать тщательно, без ошибок, или, как принято сегодня, разбирает с ними значения слов, но успевает немного из-за халатности, либо того, кто успевает читать много слов, но не очень точен в прочтении текста, – выбирают первого.

12. Меламеду запрещено бодрствовать ночью, чтобы не быть сонным во время дневного преподавания. Ему не следует истязать себя в вопросах еды и питья, и тем более ему запрещено поститься. Он также не должен и чрезмерно пить и есть. Поскольку все это приводит к тому, что он не сможет качественно преподавать. Всякого, кто нарушает эти общепринятые правила, разрешено уволить без предупреждения, так как считается, что обо всем этом он заранее предупрежден.

13. Ребенка, который отказывается читать, не следует наказывать жестоко. <…> Если ребенок читает – хорошо, но даже если он не участвует в уроке, не следует его прогонять из класса. Пусть он сидит вместе с другими детьми, а в будущем начнет читать.

Меламеда, который чрезмерно прибегает к физическим наказаниям, снимают с должности. Он совершает нарушение, неоправданно причиняя страдания человеку. Неженатый мужчина или тот, чья жена живет в другом городе, не должен обучать детей, поскольку к месту учебы их часто приводят молодые мамы, и есть вероятность, что у него пробудится животное начало. В отношении женатого мужчины, который живет вместе с женой, нет подобных опасений (Кидушин, 82а). Существует мнение, что если меламед женат, то даже если его жена находится в другом городе, ему разрешено обучать детей. И тем, кто полагаются на это мнение, не следует препятствовать.

Женщине не заповедано изучать Тору, как сказано (Дварим, 11:19): «И обучайте им сыновей ваших» – сыновей, но не дочерей (Кидушин, 29б). Подобно тому, как женщине не заповедано изучать Тору, ей так же не заповедано обучать сына Торе. Даже финансово обеспечивать обучение своих сыновей Торе она не обязана. Только в случае, когда речь идет о богатой женщине, исключительно в рамках исполнения заповеди цдака, она обязана обеспечивать обучение своих сыновей Торе. Та женщина, которая физически и материально помогает сыновьям и мужу в изучении Торы, делит с ними их награду за исполнение этой заповеди, и удел ее очень велик. Ведь мужчины, которым заповедано учить Тору, делают это благодаря ей. <…>

Женщины должны изучать законы, которые они обязаны исполнять. Например, законы ниды, окунания в миквэ, высаливания мяса (с целью очистить его от крови), запреты уединения мужчины и женщины и подобные им – повелительные заповеди, независящие от временных рамок, а также все запреты Торы и мудрецов, которые, как правило, обращены к женщинам в той же мере, что и к мужчинам.


http://www.beerot.ru/?p=11600