Законы молотьбы в Субботу — Выжимать сок и другие запреты

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1917
выжимать

Общие сведения

Молотьба является одной из тридцати девяти запрещенных в субботу работ. Все субботние работы выводятся из действий, которые были необходимы для постройки переносного Храма. Источником запрета молотьбы в субботу послужило обмолачивание растений, предназначенных для изготовления тканей и красок, которые использовали для создания Мишкана (переносного Храма). Суть работы молотьба заключается в отделении продукта от ненужного вещества, к которому он прикреплен. В качестве примера работы молотьба среди более известных нам на практике действий можно привести извлечение зерна из колоса или горошин из стручка. Запрет молотьбы включает в себя также выжимание сока и доение животных (изучая законы молотьбы, очень важно помнить, что во многих случаях необходимо учитывать также определенные условия, связанные с работой отбор, «борер»).

Основными источниками, которые легли в основу статьи, являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шаббат ке-Илхата», «Орхот Шаббат» и некоторые другие книги.

Отделение плодов от грозди

Даже если гроздь фиников была снята с пальмы до субботы, запрещено в субботу отрывать от нее отдельные плоды. Это запрещено потому, что обычно финики отделяют от ветви до того, как их поставляют потребителям. Отделение плодов от несъедобной ветви является важным производственным процессом, что соответствует определению запрета молотьбы.

А вот, например, обобрать в субботу виноградную гроздь или сорвать ягоды вишни с черенка – разрешено (при условии, что их срезали с дерева до субботы). С ветки, которую до субботы срезали с дерева, разрешено снимать находящиеся на ней плоды. Эти действия обычно совершают непосредственно перед едой, поэтому они расцениваются как часть процесса принятия пищи, а не как важный производственный процесс по подготовке плодов для потребителей.

Принцип, которым мы должны руководствоваться, чтобы решить, разрешено ли то или иное действие, в данном случае следующий. Действия, связанные с отделением плода от ненужной части, к которой он прикреплен, и которые обычно принято совершать непосредственно перед принятием пищи, разрешены. Поэтому снимать виноград или бананы с грозди разрешено, т. к. это делается обычно непосредственно перед едой, а отрывать финик от грозди запрещено, т. к. это делают заранее. Разрешено колоть орехи, очищать семечки, срезать кожуру с овощей и фруктов. Когда говорится о том, что разрешено колоть орехи, имеется в виду процесс извлечения ядра из твердой скорлупы. Устранение зеленой оболочки ореха запрещено, т. к. это делают заранее, еще до того, как плоды попадают в продажу.

Зубчики чеснока обычно отделяют от чесночной головки непосредственно перед использованием. Поэтому и в субботу разрешено перед едой отделить зубчики чеснока друг от друга или от общей головки.

Извлечение плода из съедобной оболочки

Исходя из сказанного выше, когда извлекают плод из его природной оболочки, происходит нарушение запрета молотьбы только в случае, если речь идет о несъедобной оболочке. Если же оболочка плода пригодна в пищу, разрешено извлекать из нее плод в субботу. Так, например, разрешено извлекать в субботу свежую фасоль или горох из пригодного в пищу стручка. Если стручок в пищу не пригоден, это запрещено.

Если стручок обычно варят вместе с находящейся внутри него фасолью или горохом, стручок является продуктом питания, и из него разрешено вынимать плоды. Но если стручок обычно удаляют и не употребляют в пищу, а в этот раз его сварили вместе с фасолью или горохом, их запрещено вынимать в субботу из стручка.

Извлечь продукт из его внешней, непригодной в пищу оболочки, к которой он прикреплен, запрещено в субботу, даже если это сделать измененным способом. Например, если это действие обычно совершают с помощью специальной техники или орудий труда, в субботу его запрещено совершить даже вручную. 

Выжимание сока

При выжимании сока из твердого продукта образуется жидкость, которая до этого была частью плода, а теперь представляет собой отдельный продукт. Данный процесс по отделению качественно нового продукта питания и подготовки его к употреблению в пищу уподобляется работе молотьба. Выше было оговорено, что запрет молотьбы распространяется только на ситуации, при которых съедобный продукт отделяют от несъедобной части. Почему же выжимание сока запрещено, ведь в этом случае один съедобный продукт (сок) извлекают из другого (плод)? Дело в том, что разрешение отделять один съедобный продукт от другого распространяется только на ситуации, когда оба продукта имеют твердую консистенцию. Но в случае с выжиманием сока дело обстоит иначе: сок – жидкость, а плод, из которого его выжимают, – твердый продукт. В результате выжимания из твердого продукта создается жидкость, что представляет собой изменение, которое больше подобно отделению продукта от прикрепленной к нему несъедобной части, нежели отделению одного продукта от другого.

Не на все виды плодов в равной степени распространяется запрет выжимания.

Некоторые из них запрещено выжимать по Торе, другие – специальным постановлением мудрецов, третьи – разрешено. От чего зависит степень строгости закона? От уровня важности данного процесса и ценности полученного жидкого продукта. Те виды плодов, из которых повсеместно принято вырабатывать жидкость и большинство их объема выращивают именно для этой цели, образно говоря, представляют собой искомую жидкость, находящуюся в твердом продукте питания. Поэтому в отношении такого вида плодов мы говорим, что происходит важный процесс отделения жидкости от плода, в котором она находится, что является молотьбой, запрещенной Торой.

Когда речь идет о видах плодов, которые практически в равной степени употребляют как в качестве самостоятельных продуктов, так и для приготовления из них сока, нельзя сказать, что отношение к соку таких плодов – как к отдельной важной жидкости, находящейся в твердом плоде. Поэтому выжимание сока в данном случае расценивается как разделение плода на отдельные части, что по Торе не является молотьбой. Все же, поскольку довольно часто из этих видов плодов выжимают соки, существует опасение, что люди, не заметив разницы между ними и плодами первого типа, будут извлекать в субботу жидкость из видов плодов, предназначенных для жидкости. Поэтому мудрецы в качестве предостережения запретили выжимать плоды тех видов, которые в равной степени предназначены для еды и для получения из них сока.

Есть такие фрукты и овощи, из которых обычно не выжимают сок, хотя теоретически это возможно. В отношении них нет опасения, что, получив разрешение выжимать из них сок, человек посчитает, что разрешено извлекать жидкость из плодов, которые в основном выращивают для получения жидкости. Поэтому выжимание фруктов и овощей подобных видов не ограничено даже постановлением мудрецов.

К первой группе плодов принадлежат оливки и виноград.

Основной объем оливок и винограда в промышленности используется для изготовления масла и вина или сока, что явно указывает на важность процесса получения масла из оливок и вина или сока из винограда. Таким образом, поскольку процесс давки маслин и винограда с целью получения из них масла и вина значителен, давить маслины и виноград в субботу запрещено Торой.

Ко второй группе плодов относятся те их виды, которые принято выжимать, но это не является основным их применением.

Выжимание сока в субботу из таких плодов не запрещено Торой. Однако мудрецы сочли необходимым запретить выжимать сок из таких видов плодов в субботу, т. к. это напоминает выжимание масла из оливок и сока из винограда. В качестве примера таких плодов можно привести яблоки, персики, морковь, ананасы, груши, манго и т. д.

Выжимать сок из апельсинов и грейпфрутов запрещено однозначно.

Существуют лишь разногласия между законоучителями в вопросе, запрещено ли это по Торе или постановлением мудрецов. Некоторые считают, что, поскольку сегодня это стало широко распространенным явлением и большинство плодов этих видов цитрусовых выращивают именно для производства напитков, выжимать их в субботу запрещено Торой. Другие законоучители склоняются к мнению, что выжимание любых фруктов и овощей, кроме маслин и винограда, и в наши дни, как и в прошлые времена, не запрещено Торой, т. к. оливковое масло и вино имеют особенную важность.

Лимон также относится к тем видам плодов, из которых принято выжимать сок. Тем не менее, поскольку лимонный сок не пьют сам по себе, а используют для придания вкуса другим блюдам и напиткам, и в этих блюдах и напитках процентное содержание лимонного сока невелико, выжимание лимонного сока не запрещено Торой.

Существует и третья группа плодов.

Это плоды, из которых обычно не выжимают сок. Хотя при современных технологиях все больше видов плодов принято использовать для производства сока, но и сегодня не из всех фруктов и овощей принято его выжимать. Так, например, и сегодня обычно не выжимают сок из арбузов, тыквы или огурцов. Из таких фруктов и овощей разрешено выжимать сок в субботу, ибо отличие плодов, из которых не выжимают сок, от маслин и винограда, настолько разительно, что мудрецы не сочли нужным запрещать выжимать из них сок в субботу.

Использование соковыжималки

Всякий раз, когда выжимание сока разрешено, имеется в виду только выжимание вручную. Использовать соковыжималку в субботу запрещено в любом случае.

Выделение сока во время приема пищи

Несмотря на то, что, когда едят сочный плод, из него выделяется сок, нарушения не происходит, т. к. это считается частью процесса принятия пищи, а не выжиманием сока. Разрешено даже специально высасывать сок из плода, держа его в руке. Аналогично этому разрешено высасывать бульон, впитавшийся в хлеб, или напиток, впитавшийся в печенье. Исключение составляют ягоды винограда, в отношении которых следует поступать более строго и не высасывать из них сок.

Выжимание сока в пищу

Выжимать сок запрещено только в том случае, когда это делают для того, чтобы получить напиток в чистом виде. Выжать сок из плода, чтобы придать вкус блюду, при условии, что сок попадает на это блюдо напрямую, разрешено, ибо при этом от еды (плода) отделяют еду, а не жидкость. Так, например, разрешено выжать немного сока из лимона, чтобы придать более изысканный вкус овощному салату, или из апельсина, чтобы сдобрить тертую морковь. При этом должны быть соблюдены следующие условия: выжимать разрешено только такое количество сока, которое требуется для улучшения вкуса еды, а также необходимо проследить, чтобы весь выжатый сок смешался с едой так, чтобы даже небольшая его часть не находилась отдельно от еды. Выжимать сок в емкость, в которой не находятся твердые продукты питания, запрещено, даже если этим соком сразу после этого собираются приправить блюдо.

Выжимать сок в напитки запрещено, поэтому запрещено выжать сок из лимона напрямую в чай. Многие законоучители разрешают выжать лимонный сок на сахар, который собираются положить в чай, а затем этот сахар растворить в стакане с чаем (при этом надо учитывать законы варки в Шаббат). Согласно некоторым мнениям, это запрещено.

Вытекший из плодов сок

Согласно специальному постановлению мудрецов, до исхода субботы запрещено пользоваться соком, вытекшим из плодов в субботу. Данный закон был вызван опасением, что, наслаждаясь вытекшим из плодов вкусным соком, человек неосознанно может продолжить его выжимать. К вытекшему в субботу соку, который запрещен в использование, в полной мере применимы законы о мукце.

Когда речь идет о винограде и оливках, выжимание которых запрещено Торой, данное постановление распространяется даже на случаи, когда плоды были предназначены для еды. Что касается других видов плодов, выжимание которых не запрещено Торой, вытекший из них в субботу сок запрещен только в случае, если они предназначались для получения из них сока. Если же их собирались есть, то разрешено пить жидкость, которая из них выделилась сама по себе. Поэтому сок, который вытек из арбуза, помидоров или клубники, разрешен.

Сок, который собирается на дне посуды с нарезанными кусочками фруктового салата, разрешен. И не только потому, что салат собирались есть и, скорее всего, не станут выжимать из него сок, но еще и потому, что, смешавшись с кусочками фруктов, сок сам становится частью салата. И даже после того, как салат съеден, не возбраняется выпить оставшийся после него сок. Это верно также и в том случае, когда среди нарезанных в салат фруктов и ягод был виноград.

Разрешено положить лимон в чай (с учетом законов варки с субботу), хотя сок, выделяющийся из лимона, растворяется в чае и придает ему вкус, ибо постановление о вышедшем из плодов в субботу соке не распространяется на ситуации, когда вышедший из плода сок сразу перемешивается с каким-либо напитком или продуктом. Выжимать из лимона сок, даже если он при этом сразу перемешивается и растворяется в чае, запрещено.

Разрешено есть арбуз, дыню или грейпфрут чайной ложечкой, хотя при этом происходит выдавливание сока. Разрешено разрезать фрукты (учитывая при этом законы молотьбы в субботу), хотя при этом из них выделяется сок. Сам этот сок разрешен, т. к. плоды предназначались для еды. Разрешено положить плод в рот и во рту выдавить из него сок.

Устранение жидкости из продуктов питания

Иногда люди выжимают из вареных или маринованных овощей или других продуктов впитавшуюся в них жидкость, чтобы ее обилие не мешало получению удовольствия от принятия пищи. Если жидкость выжимают для того, чтобы от нее избавиться, выжимание разрешено. Этот процесс не похож на молотьбу, т. к. цель этого действия – улучшение качества продукта, а жидкость из продукта выжимают только ради улучшения его качества. Примером такого выжимания может служить устранение рассола или маринада из соленых или маринованных овощей, отжимание избытка масла или жира из жареных продуктов. Если жидкость из продукта выжимают также и для того, чтобы ею воспользоваться, такое выжимание запрещено.

Действия, связанные со льдом и со снегом

В субботу запрещено ломать снег и лед, чтобы ускорить переход воды из твердого состояния в жидкое. Аналогично этому запрещено класть лед или снег близко к источникам тепла, т. к. это практически равносильно тому, как если бы их ломали руками. Согласно ряду комментаторов, данный запрет вызван тем, что растапливание снега и льда напоминает выжимание сока из плодов: в обоих случаях из твердого предмета вырабатывается жидкость. Другие комментаторы объясняют, что запрет вызван тем, что процесс превращения твердых тел в жидкость подобен созданию того, чего прежде не существовало, а в субботу запрещено именно созидание, создание чего-либо нового.

Разрешено класть в субботу кубики льда в стакан с напитком, чтобы его охладить, т. к. при этом лед растворяется сам, без участия человека, а также потому, что лед, превращаясь в воду, сразу же растворяется в содержимом стакана. Более того, некоторые законоучители полагают, что разрешено даже колоть лед или разминать снег прямо в напиток, т. к. продукт их таяния сразу же смешивается с напитком. Однако желательно не делать этого, а просто положить лед в стакан с напитком, чтобы он растаял сам.

Разрешено ходить по снегу в субботу, хотя от этого он превращается в воду. Разрешено сломать кромку льда, чтобы воспользоваться водой, которая под ним. Разрешено в субботу посыпать лед солью, чтобы предотвратить скольжение, хотя соль способствует более интенсивному таянию снега. Разрешено замораживать в субботу жидкости, которые планируют использовать в субботу.

По многим мнениям разрешено поставить замороженную жидкость на солнце или около источника тепла – работающей плиты, печи, отопления (с соблюдением законов варки в субботу) и т. п. И так постановил рав Йосеф Каро в кодексе «Шулхан Арух», и так поступают представители сефардских общин. Ашкеназский законоучитель Рамо в примечаниях к «Шулхан Аруху» пишет, что если нет особой необходимости, следует учесть мнения, запрещающие это. Поэтому ашкеназским евреям только в случае необходимости разрешено ставить замороженную жидкость в теплое место, чтобы она оттаяла. При обычной комнатной температуре по всем мнениям разрешено размораживать пищу и напитки, которые собираются употреблять в субботу. В любом случае, даже если при размораживании льда или напитков не было учтено мнение, приведенное Рамо, полученную жидкость разрешено использовать в субботу.

Растворение сахара, кофе и других растворимых продуктов в воде (с соблюдением законов варки) не рассматривается как создание чего-то нового и не возбраняется в субботу.

Дойка животных в субботу

Дойка животных является одной из разновидностей работы молотьба: из животного извлекают находящийся в нем продукт. Поскольку запрещено допускать, чтобы животные страдали, а избыток молока вызывает страдания, разрешено попросить нееврея подоить животное в субботу. Надоенным в такой ситуации молоком запрещено пользоваться до исхода субботы. Еврею перемещать такое молоко в субботу необходимо строго в соответствии с законами о мукце, но в случае вероятности значительного ущерба, ему разрешено попросить нееврея поместить надой в холодильную камеру.

Когда не удается попросить нееврея, то во имя предотвращения страданий животного еврей обязан подоить его сам. При этом доить он обязан исключительно вручную. Молоко, которое доит еврей в субботу, должно обязательно проливаться на землю или в емкость с веществом, которое приводит в негодность смешавшееся с ним молоко, как-то: кислоты, сильнодействующие моющие средства и т. п.

Молоко, которое надоили в субботу, нарушив закон, запрещено использовать, и его запрещено перемещать в субботу. Если нарушение было непреднамеренным, после выхода субботы молоко разрешено всем. В случае преднамеренного нарушения, тому, кто его совершил, а также членам его семьи молоко запрещено навсегда, а всем остальным – до исхода субботы.

Вскармливание грудных младенцев

Кормление грудью в субботу разрешено, ибо оно является процессом кормления, а не совершением работы. Разрешено даже руками стимулировать грудь для облегчения выхода молока. Разрешено сцедить немного молока на губы младенца, чтобы побудить его начать сосать самому.

Кормящей матери запрещено сцеживать молоко в какую-либо емкость, чтобы покормить ребенка. Однако в некоторых случаях, если этого не сделать, здоровью ребенка будет угрожать опасность. В подобных случаях это разрешено.

Женщине, которой избыток молока причиняет физические страдания, разрешено сцедить молоко. Для этого ей разрешено пользоваться специальными механическими (но не электрическими) приспособлениями. При этом молоко должно либо напрямую выливаться в раковину, либо в емкость, где содержится вещество, которое испортит смешавшееся с ним молоко (химикаты, моющие средства и т. п.). Согласно мнению некоторых законоучителей, разрешено сцеживать молоко так, чтобы его невозможно было использовать, с целью сохранить упорядоченную лактацию.

Заметим, что в случае даже небольшой вероятности угрозы для жизни человека, не только разрешено, но даже существует великая заповедь совершать любые действия, которые могут привести к спасению. В Торе сказано: «Вот те заповеди, которые будет исполнять человек, и жить в них» (Ваикра, 18:5). Говорят мудрецы: «Жить в них, но не умирать в них» (Йома, 85б). То есть в случае, когда жизни человека грозит опасность, разрешено в субботу совершать любые действия ради его спасения, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены в субботу Торой.


http://www.beerot.ru/?p=50088