Хафец Хаим — Законы лашон а-ра и рехилут — 12 — Правило 3

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

2298

Законы лашон а-ра: Правило 3

Это правило разъясняет, что нет различия в законе о лашон а-ра – «злоязычии» – между ситуациями, когда присутствует тот, о ком рассказывают, и когда он отсутствует. Разъясняется также запрет злоязычия даже в виде шутки, и даже если говорящий не говорит ясным образом во время рассказа, кого он имеет в виду, а также другие детали. В правиле этом – восемь пунктов.

(1) Насколько же суров запрет на злоязычие, если Тора запрещает его, даже когда оно – истина, и во всех его разновидностях! Запрет этот есть не только, когда человек остерегается, рассказывая о ком-то втайне и стараясь, чтобы тому человеку это не открылось, и тогда рассказчик навлекает на себя еще и проклятие (Дварим, 27:24): «Проклят поражающий ближнего тайно». Но и когда он сам полагает, что говорил бы и в присутствии того, о ком его рассказ, и даже действительно рассказывает в присутствии его, – во всех этих ситуациях рассказ запрещен и именуется злоязычием. И «в присутствии» хуже, чем «не в присутствии», с другой стороны, тем, что рассказчик, помимо самого по себе злоязычия, выказывает при этом наглость, пробуждая еще больше вражды и ненависти. И вдобавок часто  доводит обсуждаемого до позора перед многими, о чем мы подробно говорили выше, во Введении (Запреты, п. 14), обсуждая запрет Торы: «Не возводи на него [вину] греха», см. там.

(2) Что же касается разрешения, которое дают иногда наши мудрецы, – сказать то, от чего человек не воздержался бы также и в присутствии обсуждаемого, – то это относится к авак лашон а-ра [буквально «пыль злоязычия»]. Имеются в виду слова, которые можно понять двояко, и можно истолковать их так, что не будет в них никакого осуждения. Известно, что дело зависит здесь от желания говорящего в тот момент, когда он говорит. Если захочет – покажет своим голосом и движениями, что речь идет о вещах невинных, в которых не усматривается ничего дурного по отношению к ближнему. А если захочет – будет рассказывать так, что слушатели поймут, что он имеет в виду другое истолкование своих слов – в котором есть осуждение ближнего. И в этом деле очень трудно дать четкие определения.

И вот как сказали наши мудрецы: если характер движений, которыми сопровождает сейчас рассказчик свой рассказ, [и интонации голоса его] таковы, что человек [как правило] не стесняется рассказывать подобным образом даже в присутствии того, о ком идет речь, – это доказывает, что у рассказчика нет намерения осуждать его, и тогда рассказ разрешен. Не таков закон, если заметно по движениям [и интонациям], что есть намерение осуждать, и по природе своей человек [как правило] стесняется говорить подобным образом в присутствии ближнего. Пусть даже само повествование, даже при неблагоприятном истолковании, всего лишь авак лашон а-ра, и притом рассказ правдивый, и рассказчик знает о себе самом, что говорил бы и в присутствии обсуждаемого. При всем этом рассказывать запрещено.

(3) И вот, смотри, в чем еще проявляется строгость запрета: даже если рассказывают без ненависти и без намерения осуждать, а только чтобы посмеяться и по легкомыслию, – там не менее, поскольку в действительности в словах содержится осуждение, есть здесь запрет Торы.

(4) Злоязычие запрещено, даже если в процессе рассказа не поясняют конкретно, о ком идет речь, а просто рассказывают, однако из услышанного становится понятно, кого имели в виду, – на это распространяется понятие [запрещенного] злоязычия. Более того, запрещен даже рассказ, в котором не было совершенно ничего дурного о человеке, и только вследствие рассказа ему причиняется зло или появляется повод для осуждения, а рассказчик именно того и желал, действуя обманно. И на это распространяется понятие [запрещенного] злоязычия, и на языке наших мудрецов это называется лашон а-ра бе-цинъа – «скрытое злоязычие».

(5) Есть еще множество разновидностей злоязычия с обманом среди людей, привычных к этому греху. Сюда относятся ситуации, когда рассказывают простодушно о товарище своем, будто не зная, что это злоязычие, или что «таковы дела такого-то» [как будто не осуждая его], – на все это и подобное ему распространяется понятие [запрещенного] злоязычия.

(6) И знай, что даже если не случилось ничего плохого с человеком из-за злоязычия – например, слушавшие не приняли его, не поверили и т. п., – тем не менее, оно не перестало быть злоязычием и требует искупления. Более того: даже если человек с самого начала полагает, что сказанное им не причинит никакого вреда тому, о ком он говорит – все равно запрещено говорить о нем дурное.

(7) Знай также великое и важнейшее правило. Ты видишь человека, говорившего или сделавшего что-то в отношениях между Всевышним и человеком или в отношениях между людьми, и есть возможность судить эти слова или поступки в сторону добра и заслуги. Если тот человек – Б-гобоязненный, ты обязан судить его в сторону оправдания, – даже если наш разум и понимание близки к тому, чтобы осудить его. А если тот человек – из числа средних, которые остерегаются греха, но временами оступаются и грешат, – тогда, если согласно логике и доводам разума трудно отдать предпочтение одной из сторон, нужно избрать сторону добра и заслуги, как сказали наши мудрецы (Шаббат, 127): «Того, кто судит ближнего, стремясь оправдать его, Всевышний [тоже] будет судить, стремясь оправдать его». И он исполняет тем самым сказанное в Торе (Ваикра, 19:15): «В лучшую сторону суди ближнего твоего». И даже если дело больше склоняется в сторону осуждения, очень правильным будет оставлять его для себя под сомнением и не решать окончательно к обвинению. А там, где дело склоняется к оправданию, и наверняка по закону запрещается выносить решение к обвинению ближнего, а человек все-таки сделал это и принялся осуждать его [в разговорах с другими людьми], он преступил не только повеление: «В лучшую сторону суди ближнего твоего», но также и запрет на злословие.

(8) Но даже там, где сторона обвинения сильнее, и с точки зрения закона нет такого уж строгого запрета – если решил человек для себя самого, что ближний его поступил неподобающе – пусть не торопится идти и позорить его перед другими людьми, пока не будет цельная картина во всех деталях, о которых говорится ниже, в правилах 4, 5 и 10. Ибо есть много таких случаев, что если даже осуждаемый поступил не по закону, его все же запрещается позорить.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=7693