Хафец Хаим — Законы лашон а-ра и рехилут — 18 — Правило 5 — Часть 3

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1482

Законы лашон а-ра: Правило 5  (продолжение 2)

(6) Знай еще и следующее простое правило в законе о злоязычии, согласно которому запрет зависит от человека, о котором говорят. Рассказывающий говорит одно и то же о двух людях, и по отношению к одному слова его – похвала, а по отношению к другому он нарушает запрет. Например, говоря о человеке, которого другие обеспечивают всем необходимым для жизни, и он не имеет забот, что он занимается Торой три или четыре часа в день, рассказчик позорит и осуждает его, и это называется злоязычием; но если он говорит то же самое о главе семейства, который трудится ради заработка, то это большая похвала. И точно так же – в других повелительных заповедях, где оценка того, как человек их исполняет, зависит от его имущественного положения. Так, например, обстоит с почитанием субботы: если скажут о главе бедного семейства, что он тратит на это такую-то сумму, и это будет для него похвальным, то буквально то же самое, рассказанное о богатом, станет для него большим позором перед людьми, а сам рассказ – злоязычием.

И то же самое – с цдакой [помощью бедным], где тоже все зависит от имущественного состояния исполняющего заповедь: то, что в похвалу одному, будет в осуждение другому. И то же – в сфере отношений между человеком и ближним его: то, что простительно обычному человеку в его обращении с наемными работниками, непростительно человеку важному в Израиле, и так же – в подобных ситуациях.

И потому очень трудно написать в книге обо всем, в чем оступаются люди в связи с запретом злоязычия; приведу только сказанное у Рамбама (Илхот деот, 7:5): «Усвой это и помни постоянно: всякая вещь, которая, будучи разглашенной, может причинить вред ближнему, телу его или имуществу, или огорчить, или напугать его, – это злоязычие».

Берегись, брат мой, чтобы не обмануло тебя дурное побуждение, напомнив: «Сказали наши мудрецы (Шаббат, 31а): “То, что ненавистно тебе, – не делай ближнему своему”», – и тогда ты скажешь себе по ошибке: «Ну, что я сказал о нем? Что он занимается Торой не более трех или четырех часов в день? Но ведь нет у меня заповеди любить его больше, чем себя, – а я могу лишь мечтать, чтобы обо мне говорили, что я занимаюсь Торой три или четыре часа в день!», – и то же с пожертвованиями на бедных, расходами на субботу и т. п. Во всех такого рода рассуждениях есть ошибка, поскольку в словах Гемары «то, что ненавистно тебе, и т. д.» имеется в виду следующее: если бы ты был на ступени того ближнего, и оно было бы тебе ненавистно. Ведь в действительности все зависит от человека, которого обсуждают, от места и времени: если с учетом всех обстоятельств сказанное будет ненавистно ему – это злоязычие.

(7) И знай, что так же, как запрещено говорить дурное о ближнем, запрещено говорить дурное о его вещах (рабейну Элиэзер из Меца в «Сефер Йереим»). А это очень часто бывает, из-за многих наших грехов, – когда, например, лавочник охаивает товар другого лавочника и т. п. из-за зависти и неприязни к нему; и это – в полной мере злоязычие согласно Торе.

(8) Запрет Торы на злоязычие – разглашение дурного о ближнем, даже если рассказ правдив, – действителен, даже когда рассказывает один, и тем более – двое. Грех в этом случае еще больше, чем при одном рассказывающем, поскольку люди будут верить больше, и больше позора обсуждаемому в глазах людей, когда они слушают из уст двоих. И всюду, где говорится просто о запрете злоязычия, имеется в виду, что оно запрещено любым образом, если только не оговорено явно обратное.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=10829