Хафец Хаим — Законы лашон а-ра и рехилут — 20 — Правило 6 — Часть 2

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1443

Законы лашон а-ра: Правило 6  (продолжение)

Это правило разъясняет запрет принимать злоязычие и слушать его, а также – как следует человеку в соответствующих ситуациях стараться вести себя изначально. И как вести себя, если оказался в дурном обществе злословящих, чтобы исполнить свой долг согласно Торе, и еще многие вопросы. В правиле этом – двенадцать пунктов.

(5) А теперь вернемся к тому, о чем говорилось выше, в п. 2. Даже слушание злоязычия запрещено по Торе только в случае, когда человек сам идет, чтобы услышать его. Но если он сидит в группе людей, которые для чего-то собрались, и начали вести запрещенные разговоры, и он полагает, что протесты его будут совершенно напрасными, – должен поступить так. Если у него есть возможность уйти от них или закрыть уши пальцами, то этим он исполнит великую заповедь, как сказали наши мудрецы (Ктубот, 5а). [Стих из Торы (Дварим, 23:14): «И ятед – колышек – да будет у тебя сверх озенеха – оружия твоего» трактует Бар Капра следующим образом: «колышек» трактует как «палец», по сходству формы того и другого, а «оружие твое» – как «ухо», по сходству звучания этих слов на языке Торы. И получается «палец на ухе» – намек на то, как следует вести себя, когда слышишь нечто запретное. Примеч. перев.]. Но если уйти невозможно, а закрывание ушей в той ситуации – тоже нечто очень тяжелое, поскольку человек понимает, что его поднимут на смех, и он никогда не решится на это, – тогда, во всяком случае, пусть он соберется с силами, чтобы устоять в войне с дурным побуждением, чтобы не преступить хотя бы запрет Торы слушать и принимать злоязычие [даже если он не в состоянии заткнуть уши, согласно повелению наших мудрецов]. И ему придется чрезвычайно остерегаться для этого в трех вещах:

а) Он должен принять твердое и окончательное решение не верить тому дурному, что будут рассказывать о ближнем.

б) Он будет испытывать нежелание слушать эти запретные речи.

в) Он будет твердо намерен не делать никаких движений, выглядящих как знак согласия с услышанным, и будет сидеть неподвижно, как камень. А если сможет показывать недовольство и несогласие выражением лица, то это будет еще лучше.

(6) О какой ситуации шла речь выше? Такой, что в момент, когда человек присоединился к той компании, еще не было запретных разговоров, а когда они начались, он уже не может уйти. Но если в момент, когда он вознамерился присоединиться к ним, уже начались запретные разговоры; или же есть возможность уйти, а он из-за лени не уходит… Или он знает тех людей, они привычны к злоязычию и во всякий час жаждут осуждать других… И он все-таки приходит и усаживается с ними, – тогда, даже если он совершенно не помогает им [вставляя свое слово, либо одобрительным выражением лица, жестами и т. п.] и плохо чувствует себя среди них, – называется грешником, подобным им, преступившим слова мудрецов, повелевших отдаляться от слушанья негодных речей. И тем более – если собирается слушать их. Тогда грех его непростителен, и будет тот человек записан на небесах в памятную книгу как злодей и привычный к злоязычию, как сказано в «Пиркей де-раби Элиэзер», в завещании раби Элиэзера. В нем он велит своему сыну следующее: «Сын мой! Не присоединяйся к обществу, в котором говорят дурное о ближнем! Ведь когда слова эти поднимаются к небесам, они записываются в книгу, а все присутствующие там записываются как “нечестивое общество” и “привычные к злоязычию”». И потому человек должен всемерно отдаляться от подобной дурной компании.

(7) И знай также следующее. Как мы писали от имени законоучителей, есть запрет Торы верить сказанному в осуждение ближнего. Таков закон: даже если слушающий знает, что рассказанное – правда, но есть при этом возможность склонить суждение к обвинению или к оправданию, и рассказчик склонял к обвинению – и обвинил, то у слушающего, как известно, есть [в этой ситуации] заповедь судить к оправданию (и это – закон Гемары (Швуот, 30а), а по мнению ряда законоучителей – это повелительная заповедь Торы). И если человек нарушает эту заповедь и не склоняет к оправданию, а соглашается с рассказчиком, который обвиняет, то он не только преступает сказанное в Торе (Ваикра, 19:15): «В лучшую сторону суди ближнего твоего», но и включается в категорию «принимающих злоязычие»: поскольку он не судил ближнего, стремясь оправдывать его, тот остается со всеми возведенными на него обвинениями.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=11282