Хафец Хаим — Законы лашон а-ра и рехилут — 29 — Правило 9 — «Пыль злоязычия»

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1883

Законы лашон а-ра: Правило 9

Это правило разъясняет закон «пыль злоязычия» во всех его деталях; в нем 6 пунктов.

(1) Есть разговоры, запретные как подпадающие под определение авак лашон а-ра – пыль злоязычия. Например: «Кто бы мог сказать о таком-то, что он будет таким, какой он сейчас?», или: «Молчите о таком-то! Не хочу рассказывать, что произошло, и что будет», и тому подобное. Также запрещено рассказывать похвальное о ближнем тем, кто не любит его. Это тоже «пыль злоязычия», поскольку приводит к тому, что не любящие начнут говорить о нем плохое. [Примеч. автора. Из этого мы выводим запрет для всех такого рода случаев: если человек хочет говорить о ком-то, но предполагает, что собеседник не совсем хорошо относится к тому человеку и потому после рассказа может сказать о нем что-то плохое, то не следует говорить с ним о том человеке]. И запрещено умножать похвалы, даже не перед теми людьми, которые не любят обсуждаемого, поскольку обычно сам рассказчик переходит, в конце концов, к осуждению, говоря: «…кроме такого-то дурного качества, которое есть у него», или же слушатели скажут: «Почему Вы его так расхваливаете? Ведь у него есть такие-то и такие-то дурные свойства!»

(2) И все это – если рассказчик не хвалит перед публикой; но публично запрещено хвалить любым образом, поскольку среди множества людей обычно оказываются и хорошо относящиеся к обсуждаемому, и плохо относящиеся, и завидующие ему, которые, услышав похвалы, начнут в ответ на них осуждать. [Примеч. автора. Но если рассказчик предполагает, что не начнут осуждать, например, из-за того, что они не знакомы с тем человеком, то можно хвалить его даже при многих, – но только в меру]. А если говорящий желает хвалить того, кто уже известен и признан многими как человек достойный и праведный, в котором нет зла и нет на нем вины, то его можно хвалить также перед не любящим и завидующим, поскольку тот не сможет осуждать, а если и станет, то все будут знать, что речи его – пустые.

(3) Также нельзя хвалить ближнего, если это обернется ему в убыток, как, например, в ситуации, когда гость выходит на улицу и начинает рассказывать всем подряд, как хорошо кормил и поил его хозяин и как трудился для него, – ведь после этого соберутся к тому дому люди пустые [лишенные человеческих достоинств] и проедят достояние хозяина. О подобном говорит Писание (Мишлей, 27:14): «Кто благословляет ближнего своего громким голосом рано поутру – проклятием ему зачтется». Из этого также можно сделать вывод, что подобным же образом, если один человек взял в долг денег у ближнего, ему тоже нельзя рассказывать всем подряд, какое великое благо сделал ему тот ближний, так как очень возможно, что и здесь насядут на него проходимцы, и не сможет он отделаться от них. Человек обязан беречь свои уста и язык, чтобы его слова не вызывали подозрения, и его не причислили к занимающимся злоязычием. Если довел себя до такого рода подозрений, то это и есть «пыль злоязычия».

(4) Нельзя жить в районе, где живут привычные к злословию, и тем более – сидеть с ними и слушать их речи. И даже если нет намерения принять услышанное – все равно запрещено слушать; и см. выше, правило 6 п. 2 [о ситуациях, когда можно слушать, не принимая].

[Примечание автора. Из этого мы можем сделать вывод: тем более человек должен чрезвычайно остерегаться, чтобы его постоянное место в синагоге или Доме Учения не оказалось рядом с такими людьми. Ведь кроме того, что они обучат и его своим дурным обычаям – разносить дурную молву о людях – из-за них нередко упускают момент ответить Амен! Йеи шмей раба…, а также слушание чтения Торы и повторения молитвы кантором, и совершают немало других тяжких грехов, как я объяснял во Введении, повелительные заповеди, 7, см. там. И особенно, если у человека выделено постоянное время для изучения Торы – он должен чрезвычайно остерегаться и не иметь в это время с ними никакого дела, ибо много потеряет из-за них. И в то небольшое время, какое останется от выделенного на учебу, не будет у него в ней никакого успеха, не дай Б-г, так как он будет постоянно прерываться, – и все это помимо известного большого наказания, положенного всякому, кто прерывает изучение Торы ради разговоров, как сказали об этом наши мудрецы. И мы будет говорить об этом подробно, по воле Всевышнего, далее, во 2-й части книги.]

Если человек знает об одном из своих учеников, что он – из привычных к злословию, то должен отдалить его от себя, если полагает, что тому ученику не помогут упрек и назидание.

Порой человек в силу обстоятельств вынужден находиться в группе привычных к злословию и слышит его от них. Если он полагает, что, возможно, его упрек и поучение подействуют и они прекратят злословие –он безусловно обязан по закону Торы обратиться к ним с увещеванием. Но даже если он думает, что слова его не смогут остановить их, но и не принесут вреда, он тоже не имеет права молчать, чтобы они не сказали, что он такой же, как они, и согласен с тем, что они говорят. Обязанность дать отповедь тем людям вытекает также из необходимости вступиться за честь невинного и праведного человека, которого они обсуждают. И это одна из причин, по которым человек обязан оставить общество злодеев: ведь он будет наказан, если будет слушать их и не отвечать.

(5) Знай, что даже если человек слышит злословие от своего маленького сына или дочери, заповедь для него – отчитать их и заставить прекратить, согласно сказанному (Мишлей, 22:6): «Воспитывай юношу сообразно пути его», как это объясняется в Орах Хаим (343:1); и это относится ко всем запретам Торы.

[Примечание автора. И насколько же должен отец наставлять своих детей, постоянно и с малого возраста, в охране уст от злоязычия! (И подобным же образом – относительно других запретов, как, например, раздоры и ложь). Пишет Виленский Гаон, что обуздание языка и приобретение добрых качеств требуют большой тренировки и приучения, и привычка к каждой вещи – овладение ею. И действительно, если хорошо вдумаемся, найдем, что причина распространения тяжкого греха злоязычия в том, что каждый привык с малых лет говорить все, что ему захочется, без того, чтобы кто-то протестовал, и не приходит ему в голову, что нужно при этом опасаться запрета. И потому, даже если впоследствии ему станет известно, что в этом есть запрет, ему будет чрезвычайно тяжело свернуть с пути, который давно уже стал частью его природы. Другое дело, если отец постоянно предупреждал детей и с малолетства приучал их не злословить ни о ком из народа Израиля (а также не проклинать и не обманывать). Ведь тогда благодаря приучению все это естественным образом было бы посеяно в их душах. В дальнейшем им было бы легко совершенно оградить себя благодаря овладению этим святым качеством – хранить свои уста, и удостоиться таким путем будущего мира и всех благ в этом мире, как сказано (Теилим, 34:13 – 14): «Кто он – человек, человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро? Стереги язык свой от зла и уста свои – от лживых слов»].

(6) Если человек рассказал о чем-то своему ближнему, тот может пересказывать услышанное другим только с разрешения первого, и только если в этом нет злоязычия.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=15736