Орхот хаим – Пути жизни — Третий день — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рабейну Ашер бен Йехиэль

562

Третий день

Примечание. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рабейну Ашера бен Йехиэля, обычным – комментарий рава Александра Каца.

38. Следует сосредоточенно произносить благословения перед едой и питьём, а также и после них. Когда упоминается имя Б-га, голова должна быть покрыта.

Не следует проходить [даже] расстояние в четыре локтя с непокрытой головой – из почтения к Шехине (Шулхан арух, Орах хаим 2:6, Рамо). И есть законоучители, утверждающие, что запрещено произносить имена Творца с непокрытой головой (там же 91:3).

Виленский Гаон в своем комментарии к кодексу Шулхан арух, приводя многочисленные доказательства, утверждает, что не существует категорического запрета ходить с непокрытой головой – но запрещено произносить, не покрыв голову, имя Б-га. И если так, то слова Роша о том, что при упоминании имени Творца «голова должна быть покрыта», следует понимать буквально. Но если все же, как считают некоторые другие законоучители, существует запрет вообще находиться с непокрытой головой, то в словах Роша подразумевается дополнительный головной убор, возлагаемый поверх кипы (р. Й. Сарнэ, Июним).

Вместе с тем, если человека принимают на работу лишь на условии, что он будет находиться в офисе с непокрытой головой, ему это разрешено. Однако вне места работы ему необходимо сразу же надеть любой головной убор, принятый в данной стране (р. М. Файнштейн, Игрот Моше, Орах хаим 4:2, с. 1-2, Хошен мишпат 1:93 с. 158).

Некоторые законоучители разрешают человеку, постепенно приближающемуся к соблюдению заповедей, на первых порах ходить и даже произносить благословения без кипы – если он пока еще стесняется носить головной убор. Ведь принуждение к этому может отдалить его от Торы, а тогда он вообще перестанет и благословлять, и учиться (Бина ве-даат 1:43/118/ от имени р. Н. Карелица). И в частности, можно облегчить в этом вопросе, если человек, еще далекий от соблюдения заповедей, просто слушает урок, приближающий к Торе (там же 3:16).

Когда принимают в доме еврея, пока еще вообще не соблюдающего законы Торы, то, угощая его, следует в деликатной форме предложить ему покрыть голову и благословить. Но если из-за проблемы с покрытием головы он вообще откажется и от благословения, и от еды, то предпочтительнее, чтобы он все-таки благословил – пусть даже с непокрытой головой (р. Ш. Вознер, Шевет а-леви 8:47; р. М. Штернбух, Тшувот ве-анагот 2:138; Бина ве-даат 5:3/15/). И тем более можно облегчить в отношении покрытия головы, если гость произносит благословение не на святом языке, а, например, по-английски (или по-русски) (р. М. Файнштейн, Игрот Моше, Орах хаим 2:25, с. 197).

И старайтесь прикрывать глаза, когда говорите с Ним – чтобы лучше сосредоточиться.

Рош указывает, что следует прикрывать глаза при произнесении молитв и благословений – чтобы видимый мир не отвлекал человека, и он смог бы стать верным слугой Тому, Кто видит, но Сам невидим (р. Йерухам Лейвович из Мира, Даат хохма умусар 3, с. 203).

На первый взгляд, это указание Роша подходит не всем людям и относится не ко всем случаям – ведь порой можно лучше сосредоточиться, прикрыв глаза, а порой – глядя в сидур. Но Рош имеет в виду следующее: поскольку молитва предполагает существование скрытого мира, нужно постараться отдалить от себя видимый мир – так легче приблизиться к подлинной молитве (там же 1, с. 139).

При произнесении благословений особенно важно прикрыть глаза при произнесении имени Творца – это помогает верному молитвенному настрою (р. М. Штернбух).

Не уподобляйтесь тому, о ком сказано (Йешая 29:13): «Почитал Меня на словах, а сердцем был далёк от Меня». 

Предсказание не сбылось

Астрологи предсказали матери рава Нахмана бар Ицхака: «Твой сын станет вором».

Стремясь предотвратить это предопределение Небес, мать не позволяла ребенку обнажать голову, говоря: «Покрывай голову, чтобы у тебя был трепет перед Творцом!» – и с годами ее сын стал мудрецом и праведником (ВТ, Шабат 156б).

Над головой

Знаменитый вавилонский мудрец рав Уна бар Йеошуа никогда не проходил с непокрытой головой даже минимальное расстояние в четыре «локтя». Он объяснял, что поступает так из почтения к Шехине, пребывающей над головой человека (ВТ, Кидушин 31а).

Для чего нужна шляпа?

Ученики знаменитого машгиаха ешивы Мир рава Йехезкеля Левинштейна вспоминают, что перед любым благословением, даже самым коротким, он всегда надевал поверх кипы шляпу.

Рав Левинштейн поступал так не только по причине Б-гобоязненности, но и видел в этом также подготовку к благословению или к молитве. Он часто говорил, что если человек не подготовил себя к молитве, то он произнесет ее лишь устами, а его сердце не будет с ним (Ор Йехезкель).

39. Перед молитвой и едой необходимо омывать руки.

После посещения туалета благословляют Ашер яцар, а благословение Аль нетилат ядаим произносят только в том случае, если при посещении туалета дотрагивались до мест, которые обычно скрыты под одеждой, и сразу после омовения рук собираются молиться – только тогда благословляют и Аль нетилат ядаим.

Однако другие законоучители считают, что на омовение рук благословляют только перед утренней молитвой – но не перед послеполуденной (минха) и вечерней (маарив). И закон установлен в соответствии с таким мнением (Тосафот Йом-Тов; см. Шулхан арух 7:1, Мишна брура 3). А перед утренней молитвой предпочтительнее поступать так: омыв руки после пробуждения, следует подождать с благословением на омовение рук до того, как человек завершит все утренние гигиенические процедуры и будет готов к молитве. Тогда, после посещения туалета, омывают руки и произносят два благословения: עַל נְטִילַת יָדָים («на омовение рук») и сразу вслед за ним – благословение после посещения туалета אֲשֶׁר יָצַר (Мишна брура 4:4, Беур алаха, «Ваафилу»; Ишей Исраэль 5:2; Тфила кеилхата 9:5).

«Ашер яцар»

Выдающийся кабалист рав Ицхак Кадури произносил благословения, как правило, только по сидуру. Он четко выговаривал каждое слово, как будто пересчитывая драгоценные жемчужины – с воодушевлением и радостью. Даже такое короткое благословение как Ашер яцар, произносимое после посещения туалета, он читал по сидуру – и это медитативное «чтение» занимало у него немалое время.

И хотя в последние годы жизни, далеко перешагнув столетний рубеж, он говорил еле слышным шепотом, – тем не менее, когда он произносил благословения, они были слышны даже на лестничной клетке, за дверьми его дома (Иквета ди-Мешиха).

Без компромиссов

Глава манчестерской ешивы рав Й.-З. Сегаль придерживался следующего правила: каждое благословение он произносил по маленькому сидуру, который всегда носил с собой.

Даже в середине ночи, когда ему было необходимо прочитать благословение Ашер яцар, он зажигал свет и читал по сидуру. А субботними ночами, чтобы не отступить от своего правила, он специально спускался на нижний этаж, где горел дежурный свет. Он придерживался этого обычая, даже в очень преклонном возрасте, – до конца своих дней.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом и комментарием к книге «Орхот Хаим» на русском языке, готовящейся к выходу в свет. Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!

http://www.beerot.ru/?p=53623