Агадот — Невероятные числа в высказываниях мудрецов

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

2795
числа

Правила понимания высказываний мудрецов: Смысл чисел

1. «На Царской Горе было шестьсот тысяч деревень» — она подходила для этого благодаря благословению.

Мудрецы приводят (Гитин, 57а): «У царя Яная было шестьсот тысяч деревень на Царской Горе, и в каждой из них было столько жителей, сколько людей вышло из Египта (то есть шестьсот тысяч взрослых мужчин в каждой)… Ула сказал: “Я видел это место — в нем не поместилось бы даже шестьсот тысяч стеблей тростника!”… [Раби Ханина ответил на это]: “О Земле Израиля сказано (Ирмияу, 3:19): ’земля оленя’, ибо она схожа с кожей оленя, которая недостаточно велика для его тела. Подобно коже оленя, Земля Израиля, когда в ней живут, раздается; когда в ней не живут — сужается”». Раби Ханина утверждает, что Земля Израиля расширяется, и площадь ее увеличивается согласно численности населения. Причина этого в том, что Земля Израиля была создана для еврейского народа. Если еврейский народ становится многочисленным, а также приобретает цельность в духовном смысле, — Земля Израиля может вместить всех. Тем не менее названное Талмудом число, шестьсот тысяч деревень, умноженное на шестьсот тысяч жителей в каждой из них — триста шестьдесят миллиардов жителей — громадное число! Как это следует понимать?

Маараль пишет об этом («Нецах Исраэль», гл. 6): «Очень тяжело представить себе, что в Царской Горе, которая является лишь частью Земли Израиля, было такое количество деревень, и в каждой деревне было такое количество людей, и что народ Израиля был столь многочислен».

«Знай, что это тоже вещь скрытая, и в ней содержится чрезвычайно глубокая мудрость. Она заключается в том, что по Высшему Благословению, данному ей, Царской Горе подобает, чтобы в ней было столько места». Благословение Всевышнего снизошло на это место особым образом, и из-за этого там было очень большое население. «Поэтому сказано, что в Царской Горе было это число жителей. Это означает, что ей подобало содержать такое число в соответствии с ее особыми качествами. И это то, что мы упомянули выше, — ей полагалось особое благословение». И по этой причине мудрецы привели столь колоссальные числа — так как, благодаря сущности данного этому месту благословения, ему подобало иметь такое население. Мудрецы говорили именно о благословении, не упоминая наличие каких-либо побочных факторов, которые помешали бы исполнению этих благословений. Они не сказали, каково было население этих мест фактически. Ибо иногда сыны Израиля грешат, или возникает какая-либо другая причина, по которой нет того числа людей, которое должно было бы там быть. В любом случае мудрецы сообщили, какой подобало быть Царской Горе. И это важнейшее правило для понимания слов мудрецов: они обсуждали уникальную сущность этого места.

Мы иногда обнаруживаем, что мудрецы описывают количество чего-то в невероятно громадных числах, которых просто не может быть в природе. При этом цель мудрецов — показать, что с точки зрения духовного содержания, это количество должно было бы существовать, но материальная природа по разным причинам накладывает на него свои ограничения. И поэтому фактически такое количество существовать не может. Тем не менее реальное количество значительно превышает то, что можно было бы предположить, или то количество, которое существует в обычной ситуации. И поэтому Царская Гора зовется «землей оленя» — из-за того, что в ней было большое население, хотя там и не было тех многих миллиардов людей, о которых говорит буквальное понимание этого отрывка Талмуда.

2. Шестьсот тысяч — это самое большое полное обобщающее число

[Далее Маараль объясняет, что все числа, названные Талмудом, вовсе не случайны. Каждое число несет особый смысл, который выражает сущность обсуждаемого феномена. Во многих случаях, когда Талмуд приводит некое количество, в действительности подразумевается качество.

В частности, Маараль оперирует понятиями «полное число» и «обобщающее число». «Полное число» — это число, которое указывает на законченность и полноту группы или объекта. «Обобщающее число» — число, при котором группа объектов объединяется в некое целое, обладающее новым статусом. Например, когда десять молящихся собираются вместе, образуется миньян — объединение, обладающее особым статусом, которым не обладает ни один из его участников в отдельности.

Следует помнить, что не везде, где упоминаются числа, подразумеваются эти понятия. Во многих случаях числа следует воспринимать буквально. Например, все числа, связанные с установлением закона, надо понимать в прямом смысле. (Пример тому: благословение «Мудрец тайн» произносят только при условии, что видят не менее шестисот тысяч евреев.)

Кроме того, в некоторых случаях само число влечет качественное изменение. Например, выход из Египта стал возможен благодаря тому, что число подходящих для выхода сынов Израиля достигло шестисот тысяч. В данном контексте также следует воспринимать число в буквальном смысле.]

Маараль объясняет смысл числа «шестьсот тысяч», которое является большим и обобщающим числом. Шесть — это полное частное число, и, словами Маараля: «Причина того, что шесть — это полное число, известна. Дело в том, что материя обладает полнотой из-за того, что она распространяется в шести направлениях, а именно, вверх, вниз и в четыре стороны света. И нет большего распространения, чем распространение в этих шести направлениях… Поэтому, объект, обладающий шестью сторонами, является полным» («Гвурот а-Шем» ч. 5, гл. 3).

Таким образом, шесть — это полное частное число. Десять же — это число обобщения. Следовательно, их произведение, шестьдесят, — это полное обобщающее число. Маараль объясняет: «Так как шесть — это полное число, соответствующее шести направлениям, которые являются законченным объектом. Число шестьдесят — это шесть раз по десять; это число является полностью законченным, так как каждая из [шести] сторон обладает числом десять, которое является обобщающим числом» (комментарий к агадот, Бава Меция, 84б.) Таким образом, шестьдесят — это полное обобщающее число. В другом месте Маараль объясняет: «И если к нему прибавится один, он аннулируется в отношении обобщающего числа, и один ничего не прибавляет к обобщению» («Беер а-Гола», колодезь 5, стр. 89). Это правило находит отражение в вопросах закона: когда запрещенная пища аннулируется в большом количестве разрешенной пищи, она аннулируется в пропорции один к шестидесяти. Если же против одной части запрещенной пищи в смеси содержится всего лишь пятьдесят девять частей разрешенной пищи (и, таким образом, запрещенная пища составляет одну шестидесятую часть смеси), то аннулирование не происходит. [Прим. редакции: это правило действует не во всех случаях. Кроме того, даже в тех случаях, когда оно действует, запрещено специально смешивать запрещенную пищу с разрешенной даже в минимальной пропорции.]

В святом языке есть слово рибо, означающее «десять тысяч». Рибо — это наибольшее число, которое в святом языке можно выразить одним словом. На святом языке не говорят «десять тысяч». Вместо этого используют слово рибо. Но если требуется назвать большее число, уже нельзя обойтись менее чем двумя словами. Например, для того, чтобы назвать число 100.000 требуется два слова — «сто тысяч». Можно также сказать «десять рибо». В любом случае, с помощью одного слова это число назвать нельзя. (Таких слов, как «миллион», «миллиард» и пр. в святом языке нет.) Объединив полное обобщающее число шестьдесят и самое большое число рибо, получаем наибольшее полное обобщающее число. Поэтому, когда число сынов Израиля достигло шестисот тысяч, они стали народом, вышли из Египта и приобрели возможность получить Тору. Доказательство того, что это полное число, подобающее народу Израиля, в том, что, когда весь народ вновь пересчитали после сорока лет странствований по пустыне (гл. Пинхас), их число почти не изменилось — их было шестьсот тысяч (см. Маараль, «Гвурот а-Шем», гл. 3).

Получается, что число «шестьсот тысяч» — это выражение самого большого полного числа. Потому мудрецы сказали, что духовная сущность Царской Горы такова, что ей подходит благословение, благодаря которому в ней могло бы жить огромное население — шестьсот тысяч поселений по шестьсот тысяч человек. И хотя фактически в каждой деревне не жило шестисот тысяч человек, мудрецы говорили не о демографических фактах, а о духовной силе благословения, благодаря которому в этой местности действительно было очень большое население — больше, чем можно было предположить.

3. Шестьдесят в одной утробе — продуктивный потенциал

Следуя этому же правилу, Маараль («Гвурот а-Шем», 12) объясняет следующее высказывание мудрецов («Шмот Раба», 1:8 на стих Шмот, 1:7: «А сыны Израиля расплодились, и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими та земля»): «Слова “и усилились” по одному из мнений говорят о том, что было шестьдесят в одной утробе» [то есть, женщины рождали шестьдесят близнецов при каждых родах]. Маараль пишет об этом: «Тебе, может быть, сложно понять, как такое могло быть, что одна женщина рождала шестьдесят младенцев. Ведь новорожденный младенец обладает человеческим обликом. Если предположить, что одна женщина рожала столько младенцев одновременно, каждый из них должен был быть примерно размером с палец! Чтобы столько младенцев вместилось в матку одной женщины, каждый из них должен был бы быть чрезвычайно маленького размера. Невозможно предположить, что младенец такого размера мог бы обладать человеческим обликом».

Ответ на этот вопрос заключается в следующем: «Ничего не мешало им со стороны возможности рожать. Их сила размножения была чрезвычайно велика — она была достаточна для того, чтобы у них рождалось шестьдесят младенцев… Но было нечто, что мешало им с другой стороны, — ведь невозможно рожать такое количество младенцев. Тем не менее, сила размножения позволяла рожать до шестидесяти». То есть мудрецы сказали, что с точки зрения силы размножения, у них была возможность одновременно рожать шестьдесят младенцев. Но есть другие факторы, которые ограничивают количество детей, — в матке нет достаточно места, чтобы вместить шестьдесят эмбрионов. Тем не менее, насколько это позволяла анатомия, женщины рожали более шести младенцев за один раз. (В противоположность первому мнению, высказанному в «Шмот Раба», по которому они рожали лишь шесть близнецов за один раз.)

4. Раа — находясь в Вавилоне, видит землю Израиля

Подобным образом Маараль («Беер а-гола», колодезь 5) объясняет еще одно высказывание мудрецов (трактат Хулин, 63б): «Почему эта птица называется раа [что означает “видящий”]? Так как она обладает необыкновенно острым зрением. Один из мудрецов говорит: “находясь в Вавилоне, она видит падаль в Земле Израиля”». Конечно, можно предположить, что эта птица обладает чрезвычайно острым зрением и видит на большие расстояния. Тем не менее расстояние между Вавилоном и Землей Израиля настолько велико, что, находясь в одном из этих мест, совершенно невозможно увидеть другое. Кроме того, прямая линия между любыми двумя точками, находящимися в этих странах, проходит ниже линии горизонта, поэтому, находясь в одной точке, совершенно невозможно увидеть другую, даже с помощью самой мощной оптики. Но этот аргумент не является причиной отрицать слова мудрецов. Словами Маараля: «Ведь мы уже объяснили тебе… что мудрецы говорили только о сущности вещей». Мудрецы говорили о духовном корне, из которого исходит удивительная способность этой птицы видеть на большом расстоянии. Ведь у каждого живого существа есть своя собственная индивидуальная черта. У каждого живого существа есть своя сущность, свойственная именно этому виду живых существ. Данное существо, называемое раа, обладает наиболее острым зрением, насколько это возможно. До такой степени, что с точки зрения силы чувства зрения, находясь в Вавилоне, она могла бы увидеть тушу, находящуюся в Земле Израиля. Но в материальной составляющей вещей есть факторы, которые мешают этому. И поэтому фактически птица раа не видит на такое расстояние. Но если бы ее чувство зрения было отделено от материи, оно было бы таким». Данная ей духовная сила зрения, не ограниченная физическими факторами, достаточна для того, чтобы преодолеть такое расстояние. «И слова мудрецов относятся к ее чувству зрения с точки зрения его собственной сущности». Тора и мудрецы обсуждают сущность и корни вещей, даже если в материальном воплощении этих вещей есть факторы, которые мешают определенным качествам проявиться в полной мере. Из слов мудрецов следует, что птица раа, несомненно, видит на большее расстояние, чем любая другая птица.

Подготовил — рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=40480