Агадот — Правила понимания высказываний мудрецов — Благословение или проклятье?

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

2515
правила понимания

Правила понимания высказываний мудрецов

Введение

Когда мы начинаем объяснять слова мудрецов как аллегории и намёки, не понимая их буквально, следует помнить, что этот подход справедлив только в отношении высказываний, которые в высшей степени затруднительно понять в буквальном смысле. Маараль в книге «Беер а-Гола» объясняет только те высказывания, которые вызывали затруднения в его время. Некоторые его современники, считавшие себя большими умниками, нападали на слова мудрецов и утверждали, что они неверны. Такого типа высказывания Маараль объясняет как иносказания. Но те высказывания, которые несложно понять буквально, не следует интерпретировать иносказательно и говорить, что они являются аллегориями. [Хотя в них, несомненно, также содержатся и более глубокие пласты смысла.]

Что касается высказываний мудрецов, которые затруднительно понимать в буквальном смысле, мы не можем самостоятельно «изобретать» для них свои собственные объяснения. Для того, чтобы их верно понять, нам необходим учитель и наставник. Требуется изучать слова Маараля, Мааршо, Виленского Гаона (а-Гро), книги «Эйн Яаков» и других великих мудрецов последних поколений, чтобы найти там объяснение или хотя бы фундамент, на котором мы смогли бы выстроить верное понимание слов мудрецов.

Конечно, этот принцип создает сложности при понимании тех слов мудрецов, которые невозможно понять в буквальном смысле. Дело в том, что у нас совсем немного комментаторов, которые объясняют нам эту часть Торы. Маараль — это почти единственный из великих светочей Торы, которые оставили большое количество материала, связанного с этими высказываниями. Поэтому, находя каждое объяснение сложных и непонятных высказываний мудрецов, мы испытываем великую радость, как человек, который обнаружил огромный клад!

Приведенные ниже примеры отличаются тем, что мы удостоились получить объяснения и комментарии на эти отрывки от великих знатоков Торы предыдущих поколений — Маараля и других. Эти комментарии показывают нам, насколько глубок смысл того, что передали нам мудрецы. Чтобы понять хотя бы малейшую часть этого скрытого смысла, нам необходим ярчайший свет, который раскрывают в словах мудрецов объяснения и комментарии светочей Торы.

Глава 1

1. «Это люди, обладающие формой»

Сказали мудрецы (Моэд Катан 9а): «Раби Йонатан бен Асмай и Раби Йеуда бен Гейрим изучали тему обетов в доме у раби Шимона бар Йохая. Вечером они распрощались с ним. Утром они пришли к нему и снова попрощались с ним. Раби Шимон бар Йохай сказал им: “Разве вы уже не попрощались со мной вчера вечером?” Они ответили ему: “Наш учитель обучал нас, что ученик, который попрощался со своим учителем и остался ночевать в том же городе, должен попрощаться с ним ещё раз. Ведь написано (Млахим 1, 8:66): ‘на восьмой день праздника Суккот, т. е., в день Шемини Ацерет, двадцать второго числа месяца Тишрей он отпустил народ; и благословили они царя’. И написано (Диврей а-Ямим 2, 7:10): ‘и в двадцать третий день месяца седьмого, месяца Тишрей [т. к. отсчёт месяцев начинается с месяца Ниссан] он отпустил народ’. В этих двух стихах идёт речь о двух днях подряд. Из этого следует вывод, что ученик, который попрощался со своим учителем и остался ночевать в том же городе, должен попрощаться с ним ещё раз”. Сказал раби Шимон бар Йохай своему сыну, раби Элиэзеру: “Сын мой, эти сыны человеческие являются людьми, обладающими формой”».

Что значит «люди, обладающие формой»? Может быть это означает, что они хороши собой, и обладают красивыми чертами? Комментарий Раши объясняет: «То есть мудрецы». Из этого мы узнаем, что мудрец называется «человеком, обладающим формой». [Это в определённой степени напоминает русское слово «образованный».]

«Раби Шимон сказал своему сыну: “иди к ним, чтобы они благословили тебя”». Из этого можно сделать вывод: чтобы обладать способностью благословлять, недостаточно быть человеком, изучающим Тору. В дополнение к этому, мудрецу Торы требуется особое качество, быть «человеком, обладающим формой». Талмуд продолжает: «Он пошел и обнаружил, что они обсуждают противоречие между двумя стихами. В одном месте (Мишлей, 4:26) написано: “взвесь стезю ног своих, и все пути твои будут тверды” — это означает, что в случае, когда появляется возможность выполнить одну из двух заповедей, следует выполнить более важную. В другом месте (Мишлей, 5:6) написано: “не взвешивай путь жизни” — любую заповедь, которая представится возможность выполнить, следует выполнять сразу, не раздумывая, какая из заповедей более значительна. В действительности, это не представляет собой затруднения, утверждают раби Йонатан бен Асмай и раби Йеуда бен Гейрим. В первом стихе речь идет о заповедях, которые могут быть выполнены другими людьми, и тогда надо избрать для себя наиболее важную из заповедей. Во втором стихе, речь идет о заповедях, которые не могут быть выполнены другими людьми. В этом случае следует выполнять ту заповедь, которая можно выполнить первой.

Потом они обсуждали ещё одно противоречие: в одном месте (Мишлей, 3:15) написано об изучении Торы: “она дороже жемчуга, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею”. Написано именно “желаемое тобою”, из этого можно заключить, что то, что желаемо Небесами — выполнение заповедей — может сравниться с нею, с изучением Торы. В другом месте (Мишлей, 8:11) написано: “все желанное не сравнится с нею” — и это включает даже то, что желанно Небесам. Из этого следует, что даже исполнение заповедей не может сравниться с изучением Торы. Но и это противоречие раби Йонатану бен Асмаю и раби Йеуде бен Гейрим удалось разрешить. Во втором случае речь идет о заповеди, которую могут выполнить другие — и ради выполнения такой заповеди не следует прерывать изучение Торы. В первом случае речь идет о заповеди, которую не могут выполнить другие — ради выполнения такой заповеди следует прервать изучение Торы.

Они сказали ему — раби Элиэзеру сыну раби Шимона — “что тебе нужно здесь?” Тот ответил им: “Отец сказал мне: ’Иди к ним, чтобы они благословили тебя!’” Те сказали ему: “Да будет воля Творца, чтобы ты посеял и не пожал; внес и не вынес; вынес и не внес; чтобы твой дом был разрушен, а твоя гостиница — заселена; чтобы на твоем столе был беспорядок; и чтобы ты не увидел нового года”.

Когда раби Элиэзер сын раби Шимона пришел к своему отцу, сказал ему: “Они меня не только не благословили, а опечалили меня”.

Раби Элиэзер не сказал, что его прокляли, так как он тоже понимал, что они не могли дать ему проклятия вместо благословений. Он сказал, что они огорчили его тем, что сказали ему странные вещи, и у него нет ни малейшего представления, что они имели в виду.

Раби Шимон сказал ему: “Все, что тебе сказали эти два мудреца — это благословения!” Он объяснил своему сыну их смысл: “Чтобы ты посеял и не пожал” означает, что у тебя родятся дети, и они не умрут. “Внёс и не вынес” означает, что введёшь в свой дом невесток, и твои сыновья не умрут, и тебе не придётся отсылать своих невесток из дома. “Вынес и не внёс” означает, что у тебя родятся дочери, которых ты вышлешь из дома, когда они выйдут замуж, и их мужья не умрут, и тебе не придётся брать их обратно в дом из-за того, что они овдовели. В благословении “чтобы твой дом был разрушен, а твоя гостиница — заселена”, слово “гостиница” намекает на этот мир, а слово “дом” намекает на Грядущий мир. Это означает, что они дали Раби Элиэзеру благословение на долголетие. “Чтобы на твоем столе был беспорядок” — чтобы он был приведён в такое состояние многочисленными сыновьями и дочерями. Когда в доме много детей, они создают беспорядок. “Чтобы ты не увидел нового года” — это благословение, чтобы твоя жена не умерла, и ты не женился на другой женщине. Ведь если он женится на другой женщине, ему снова придётся посвятить ей год, как сказано (Дварим, 24:5): “Если кто возьмёт жену новую, то пусть не идет в войско, и да не будет на него ничего возложено: свободен да будет он для дома своего один год и да увеселит жену свою, которую взял”».

Необходимо понять, почему раби Шимон бар Йохай нашел нужным послать своего сына получать благословение у «людей, обладающих формой». Кроме того, надо выяснить, почему благословение было дано в такой странной, непонятной форме.

«Форма» — это то, что придает смысл материи, посвящает её служению определённой цели. Когда берут неотёсанное бревно — материю, и делают из него стол, у древесины появляется определённое назначение, она начинает исполнять избранную для неё роль. Это называется «придать форму материи». На каждую вещь можно смотреть двояко. Поверхностный взгляд, который в основном замечает только внешние проявления — это взгляд на материю. Большинство людей смотрит на мир именно таким образом. Глубинный взгляд изучает форму — внутреннее содержание каждой вещи. Такой взгляд свойственен мудрецам Торы.

2. Благословение — молитва о получении подходящих инструментов, которые помогут в служении Всевышнему

Для того, чтобы дать человеку благословение, недостаточно обладать поверхностным взглядом, который охватывает лишь материальный аспект вещей. Необходимо видеть их внутреннюю форму. Давайте вдумаемся, что такое благословение! Это молитва Всевышнему, чтобы Он дал тому, кто это благословение получает, инструменты и возможности исполнить свое предназначение в жизни, в соответствии с его душевными качествами и чертами характера.

Конечно, при поверхностном взгляде на вещи, человеку хорошо и приятно быть богатым. Богатому человеку доступны все удобства быта, он может позволить себе испытывать все наслаждения этого мира. Но вполне возможно, что какого-то конкретного человека обилие денег может привести к духовному упадку.

Однажды я был на свадьбе у любимого и почти единственного родственника рава Элияу Элиэзера Деслера, живущего в Земле Израиля. Нет никаких сомнений, что сердце рава Деслера переполнялось радостью, и он горел желанием благословить молодоженов. Я помню, что он произнес речь, и закончил её благословением в адрес пары. В чём же заключалось это благословение? «Я благословляю тебя, чтобы ты никогда не стал богатым!» [Этот родственник впоследствии рассказал мне, что это пожелание исполнилось сполна!] Все присутствующие были чрезвычайно удивлены сказанным. Разве такое благословение ожидают услышать молодожены в день свадьбы? Да ещё от рава Деслера, который был известен как человек, беспрерывно делающий людям, и особенно своим родственникам, добро. В действительности же тут можно наблюдать, что такое «люди, обладающие формой». Мой учитель рав Деслер понимал, что для этого родственника лучше не быть богатым. Это было лучше для его семьи и для воспитания его детей. И поэтому, из истинной любви к этому человеку, рав Деслер дал ему благословение, которое ему в действительности подходило.

Таким образом мы обрели понимание, что такое «люди, обладающие формой». Это те, кто не довольствуется поверхностным взглядом на вещи, а проникает в их внутренний смысл. Поэтому человек, относящийся к этой категории, может давать благословения и подходит для этого. Именно по этой причине раби Шимон бар Йохай послал своего сына к «людям, обладающим формой» — чтобы он получил благословение от людей, которые действительно знают и понимают, как и чем следует его благословить.

Их глубинное восприятие вещей также явилось причиной того, что они дали свое благословение в столь странной форме. Они хотели научить его мыслить и понимать внутренний смысл благословений. На первый взгляд, их пожелания не выглядели положительно. Но он должен был, хорошенько подумав, понять, что в действительности они являются великими благословениями. Например, то, что они сказали ему «чтобы на твоём столе преобладал беспорядок» с поверхностной точки зрения не звучит как нечто хорошее. Но подумав, можно прийти к выводу, что, если в доме много детей — это настоящее благословение. И именно этого они пожелали ему.

В любом случае, мы узнали, что одно из определений мудрецов Торы — это «люди, обладающие формой», люди, которые проникают в глубинный смысл вещей и не удовлетворяются поверхностным взглядом на жизнь. [Приведённый здесь отрывок также помогает нам обрести верный взгляд на другие агадот мудрецов — они написаны сложным для нас языком, чтобы заставить нас задуматься об их глубоком смысле.]

По этой причине мудрецы иногда пользуются непонятными и даже странными выражениями. Но когда «люди, обладающие формой» изучают слова мудрецов, они задумываются об их внутреннем содержании и приходят к ясному пониманию.

Продолжение следует

Перевод — рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=38675