Законы изучения Торы — Что нужно делать, кроме изучения Торы

Дата: | Автор материала: Рав Гершон Эдельштейн

1190

В заповеди изучения Торы есть две части: первая – заниматься Торой, а вторая – знать ее. Виленский Гаон, как известно, говорил, что мог бы всю жизнь изучать одну мишну, и ему никогда это не надоело бы из-за большого удовольствия, которое приносило ему изучение Торы. Но есть также и заповедь знать Тору. Мудрецы говорили (Кидушин, 30а): «”И заучи их” – чтобы слова Торы были у тебя на устах, так, что, если человек спросит тебя о чем-либо, ты не будешь запинаться, а сразу же скажешь ему». Про Тору сказано, что «длиннее земли мера ее», и нужно знать ее всю. Значит, кроме обязанности заниматься Торой, нужно еще делать это так, чтобы занятие привело к успеху и познаниям в ней. Поразмыслим о том, каковы пути, ведущие к этому.

В Пиркей Авот (гл. 6) мудрецы перечислили сорок восемь средств, помогающих овладеть Торой. Мы остановимся на трех из них: шимуш хахамим (буквально: «обслуживание мудрецов») – это включает в себя максимальный контакт с ними, что позволяет научиться жить по Торе и постигать сложные и противоречивые места в ней; дибук хаверим (близкая связь людей, объединенных изучением Торы) и пильпуль талмидим – обсуждать с учениками, вникая в ход их мыслей. Эти идеи упомянуты также в Гемаре (Макот, 10а): «Сказал Раби: многому я научился у моих учителей, от товарищей по учебе – еще больше, а от учеников – больше всего». Требуется объяснение, как можно выучить от товарищей по учебе и учеников больше, чем от учителей.

Дело в том, что знания и вправду получают от учителей, но благодаря товарищам и ученикам достигают понимания и большей ясности. Когда вместе с товарищем повторяют то, что слышали от учителя, идеи проясняются полнее. А обсуждение предмета с учениками добавляет ясности самому раву. Ведь когда он говорит ученику алаху, тот находит противоречие в другом месте или не понимает логику, которая кажется ему противоречащей буквальному смыслу текста. Тогда учителю приходится повторять и объяснять, пока тот не поймет эту логику. Благодаря этому вся тема проясняется и для него самого.

Был случай с одним гаоном, которого попросили преподавать Гемару детям одиннадцати и двенадцати лет. Он пошел с вопросом к Хазон Ишу, и тот сказал, что ему стоит их обучать, поскольку есть много простых вещей, на которых он не останавливается, когда учится сам. А когда станет преподавать детям, они начнут спрашивать и об этих простых вещах, о которых сам он не думал. Ему придется отвечать и объяснять им, и благодаря этому он получит дополнительное понимание и ясность в изучаемом материале.

Даже при учебе в хавруте (паре) каждый может достичь успеха по принципу «от учеников – больше всего». В жизни бывает так, что приходится учиться в паре с теми, кто обладает меньшими способностями. Им нужно объяснять, как ученикам. Благодаря этому объясняющий и сам получает большую пользу. У каждого человека это зависит от его натуры. Мы уже упоминали, что сказанное в Пиркей Авот (4:15): «Будь хвостом львов и не будь головой лисиц» – это качество благочестия для людей, находящихся на высоком уровне [которые в состоянии быть хвостом львов]. Но иногда пользу извлекают как раз из того, что становятся «головой лисиц». Благодаря этому можно научиться от своих учеников больше, чем от всех остальных.

Я помню, в ешиве был ученик, который по натуре был способен учиться только с теми, кто слабее него. Но сам он этого не знал, и учился с отличниками и наиболее талантливыми. Он чувствовал, что учеба ему не дается, и в итоге ушел на какой-то период в другую ешиву, более низкого уровня. Там он весьма преуспел, а потом, вернувшись в нашу ешиву, почувствовал себя нехорошо. Он пришел ко мне, и я посоветовал ему учиться в паре только с теми, кто слабее него. Он так и поступил, и действительно достиг большого успеха.

Нужно знать этот принцип учебы с хаврутой (напарником) – не искать непременно тех, кто обладает большими талантами. Часто пользу получают как раз от более слабых. Впрочем, есть и такие, кто способен учиться с более одаренными товарищами. Им хватает терпения выслушивать то, что объясняет другой. У каждого это зависит от его натуры.

Как бы то ни было, основная польза, которую получают от товарищей и учеников, связана с дополнительным пониманием. Когда в паре повторяют то, что слышали от учителя, достигают большей ясности. Для памяти это тоже полезно. Поэтому очень важно каждый день повторять уроки, услышанные в ешиве. Даже если это занимает время, стоит вкладывать в это силы, потому что повторение добавляет качество пониманию. Если хотят успевать изучать другие вещи и продвигаться также и в количестве, можно найти для этого другое время, и делать это не в ущерб повторению уроков.

В ешивах есть много взрослых учащихся, которые слушают ежедневный урок, поскольку от этого они получают большую пользу. Не надо опасаться, что потом они не смогут учиться сами. Именно с помощью уроков, где много информации в правильном понимании, они учатся учиться, и в итоге могут стать преподавателями Торы. Известно, что именно те, кто слушали уроки, более востребованы в качестве преподавателей, так как у них есть много знаний и правильное понимание. Они могут обучать других согласно тому пути, который они усвоили от своих учителей.

Поэтому важно повторять уроки в ешиве, и также перед уроком готовить Гемару, Раши и Тосафот. Благодаря этому можно понять урок ясно и получить удовольствие от него, а заодно увидеть, как урок добавляет ясности в изучаемую тему. На это можно обратить внимание, только если готовить материал предварительно.

Что же касается способа подготовки к уроку, есть проверенный и испытанный совет, который также хорошо помогает во всем, что учат. В первый раз не задерживаться слишком долго, потому что многие вещи, непонятные вначале, с легкостью прояснятся при повторении. Лучше сначала изучить по-простому, а на следующий день повторить еще раз. Тогда будет легче понять детали, которые остались неясными с первого раза.

Был случай с двумя юношами, которые учились вместе на втором седере. Они подходили ко мне с вопросами, и я не всегда мог ответить им. Я говорил им возвращаться на следующий день снова, и тогда они увидят, как изучаемый предмет проясняется. Они так и делали, и действительно видели, что все, что не понимали, прояснялось для них при повторении. Они решили поступать так постоянно – к каждому разделу, который они изучали, возвращались повторно на следующий день. Так они самостоятельно поняли все, что вызывало затруднение.

Много времени они не приходили с вопросами. В один прекрасный день они подошли ко мне и попросили объяснить сказанное рабейну Нисимом в трактате Недарим. Я удивился: ведь они уже привыкли учить все по два раза. Что же случилось, что они вдруг пришли с вопросом? Они сказали, что эту тему уже проучили дважды, но она все еще непонятна. Я взглянул и увидел, что и сам не понимаю. Тогда я сказал им, чтобы завтра попробовали вернуться к этому месту в третий раз и посмотрели, станет ли оно яснее. Они так и сделали и на следующий день сказали, что все прояснилось. Поскольку этот раздел был гораздо запутаннее, чем обычно, проучить его два раза было недостаточно. Понадобилось третье повторение, чтобы все детали прояснились.

То же самое происходит, когда готовят тему перед уроком: следует готовиться по ней, по меньшей мере, два раза в течение двух отдельных дней. Благодаря этому предмет прояснится лучше. Каждое повторение вносит вклад в качество понимания.

В последние годы мы успеваем на уроках не так уж много. Я помню прежние годы, когда в ешиве изучали лист в день, и это было нерушимым законом. Рав из Поневежа следил за тем, чтобы не отставали от этого темпа. Но он умер в 5729 (1969) году, и начался спад, и сегодня мы успеваем только половину страницы в день. Это мало в сравнении с тем, что успевали пройти в нашей и в других ешивах в прежние годы. В Воложинской ешиве у наших учителей рава Хаима Соловейчика и рава Нафтали Цви Йеуды Берлина (Нецива) за ежедневный урок успевали пройти лист. Они проходили по порядку весь Талмуд, проводя шесть уроков в неделю – три урока давал Нецив, три урока – рав Хаим. Все, что Нецив сказал на своих уроках, было издано в его книге «Меромей Саде». Некто рассказывал мне, что учился в Барановичах у гаона рава Элханана Вассермана, и там на уроках успевали пройти лист в день. Краткие заметки, изданные в книгах «Ковец Шиурим», взяты из того, что рав Элханан говорил на ежедневных уроках. А то, чему там дается длинное объяснение, – это из обобщающих уроков (шиурим клалиим). Мой дед, автор книги «Хидушей Бен Арье», в возрасте тринадцати лет установил себе учебу в паре, и они проходили каждый день семь листов, намереваясь вместе закончить весь Талмуд. Но через полгода его товарищ заболел и не мог продолжать учиться дальше. Тогда мой дедушка продолжил учиться один, и сам завершил весь Талмуд. В течение жизни он еще много раз повторял его целиком, но говорил, что основное знание он приобрел из того, что выучил в тот период. Это было «учение детства».

Перевод – рав Б. Ариэли


http://www.beerot.ru/?p=8798