Трудности в изучении Торы — как с ними бороться

Дата: | Автор материала: Зисси Скаржинская

1601

От составителя. В статье использованы материалы рава Пинхаса Браера (машгиаха в ешиве «Довер Шалом») из книги «Леитанег бейн котлей аешива», рава Шалома Швадрона, и другие.

Если учиться стало тяжело…

Бывает, что урок Торы просто «зажигает» атмосферу в аудитории – ученики вступают в полемику друг с другом или с равом-учителем, обсуждение накаляется. Бывает и наоборот – урок интересный, но голос у рава монотонный, или вентилятор шумит над ухом, или просто не раскрытые вовремя проблемы с концентрацией внимания.

Способности к обучению, как и способности к преподаванию, у всех разные. Кто-то обладает выдающимся талантом – схватывает на лету, другие берут усидчивостью и повторением. Первые уже вначале ловят мысль учителя и идут за ним, а вторые участвуют в уроке пассивно. А если мысль урока утеряна – возникает разочарование, возможно, закрадывается мысль: зачем вообще сидеть на уроке? Все равно из меня не получится ничего великого, я не стану большим раввином, гением… Я не стану известным законоучителем, судьей в народе, главой собственной ешивы (может прийти еще мысль, что и по возрасту уже поздновато). Так зачем вообще вкладывать в учебу свои силы?

Рассказывается о гаоне раве Айзеке Шере, главе ешивы Слободка, что однажды он стоял возле окна и смотрел на улицу. Потом сказал товарищу: «То, что ты видишь – не что иное, как кладбище». Улица же внизу под окнами была полна снующих туда-сюда евреев, торговцев и покупателей, и просто прохожих. «Да-да», – продолжил рав Шер, – «Видишь вот этого человека? У него большой талант, он мог бы быть великим главой ешивы. Но пришло его дурное начало и сказало ему, что стоит заняться торговлей, разбогатеть. Теперь он – человек, в котором умер глава ешивы, он – ходячий памятник, на котором написано: здесь покоится глава ешивы Такой-то. А вот другой человек. Его Всевышний тоже наделил большим талантом – чувствовать, сопереживать людям. Он мог бы быть великим машгиахом в ешиве и вырастить поколения учеников. Но пришло дурное начало и посоветовало ему стать скрипачом. И так мы потерялимашгиаха. И, значит, снова перед нами ходячая могильная плита, на которой высечено: здесь покоится великий машгиах, вырастивший многих достойных людей. А в чем разница между этим кладбищем, где шумно и весело, и погостом на окраине города, где слышны только птицы? В том, что на том кладбище мертвых хоронит хевра кадиша, здесь же человек сам хоронит себя…»

Это чрезвычайно губительный подход: «все или ничего». Это доводы йецер а-ра, чтобы подвести человека к черте отчаяния. Нужно подсчитывать каждый свой успех, даже самый маленький, и осознавать, насколько он важен в глазах Всевышнего. А с трудностями нужно бороться и преодолевать. Постепенно и скрупулезно. Каждая победа над своими сложностями дает ни с чем не сравнимое чувство внутренней уверенности. Стоит попробовать разными способами помочь себе.

Возможно, стоит временно сменить преподавателя. У каждого учителя свой стиль, поэтому есть вероятность, что другой стиль преподавания поможет лучше включиться в учебу. Рамбам, комментируя мишну (Авода Зара, 19), объясняет: «”И будет как дерево, пересаженное (шатуль) на источники вод” – слова из дома [учения] раби Яная: “Как дерево пересаженное, а не как дерево посаженное (натуа). Каждый, кто учит Тору у одного рава – не видит знака благословения никогда”. Раши объясняет: “Натуа – обосновался, и не двигается оттуда, то есть как дерево пересаженное пусть ведет себя ученик, пусть идет и учится у любого человека, а не как дерево посаженное, засидевшись у одного рава”».

Возможно, следует сменить систему изучения, временно или постоянно. Сменить ритм.

«О троих плачет Всевышний каждый день: о том, кто мог бы заниматься Торой, но не занимается, о том, кто не может – и занимается, и о лидере, который возносится над общиной» (Хагига, 5б). Рав Шалом Швадрон пишет от имени своего отца: «На первый взгляд, высказывание неясно. Понятно, что Всевышний плачет о том, кто мог бы заниматься, но не занимается, поскольку тот жесток к самому себе. Он мог бы приобрести для себя жизнь вечную, и не делает этого. Если сам он себя не жалеет, кто сжалится над ним? Но о том, кто не может заниматься Торой, и все равно учится, разве Всевышний не должен радоваться и хвалить его каждый день? Почему же Всевышний плачет о нем?» И отвечает рав: «Здесь не говорится о том, что один учится, а другой не учится. Оба, несомненно, учатся. Но есть тот, кто занимается, и тот, кто не занимается. Имеется в виду заниматься Торой как делом, как бизнесом. Есть человек, которому некоторый вид бизнеса подходит, а есть другой человек, гораздо более талантливый, возможно, но ему этот тип занятий не подходит. Есть человек с прямым аналитическим умом, у него большой талант: понимание, анализ, он умеет задавать правильные вопросы и отвечать на них. Но из-за лености говорит себе: мне подходит учить бкиют(проходить много материала, не углубляясь), и все его способности растрачиваются впустую. И наоборот, есть тот, кому подходит учить на первых порах только бкиют, ему не подходит пока проходить материал бе-июн (углубленно), и все равно он хочет походить на своего товарища (соответственно, разочаровывается, ощущает себя недостаточно хорошим учеником), и не видит благословения в этом деле никогда! Оба они совершают одну ошибку».

А если ослабло желание учить Тору? Как помочь?

Каждый еврей, сын избранного народа, удостоился обязанности, являющейся особым правом: еврей должен исполнять заповеди всегда – есть у него желание и настроение, или нет. Перед дарованием Торы был у народа Израиля выбор: хотят они Тору или нет. Однако с того момента, как все души всех поколений ответили «сделаем и послушаем», Тора стала постоянной и всеобщей обязанностью. «Всевышний занес над ними гору, как корыто: получите Тору – хорошо, нет – там будет ваша могила» (Шаббат, 87).

Еврей никогда не перестает быть обязанным соблюдать все 613 заповедей Торы и все добавления и охранные установления мудрецов. Даже если еврей изменил своей вере, обязанности остаются.

Однажды Рамбам увидел одного вероотступника, который ел без благословения, и сделал ему жесткое замечание. Тот засмеялся и сказал: «Я нарушаю все строжайшие запреты Торы, с аппетитом ем свинину в Йом Кипур, а ты делаешь мне замечание за такую мелочь, как еда без благословения?» Рамбам ответил: «Не воображай, что избегнешь Суда за это нарушение под тем предлогом, что ты был вероотступником и большим злодеем. Ведь за каждую вещь тебе придется отвечать, даже за еду без благословения. Наказан будешь ты и за легкую заповедь, и за тяжелую».

Когда человек осознает свою обязанность и понимает, что «иначе быть не может», меняется его подход и отношение к ней. То, что нужно, следует сделать – хочется или нет, есть настроение или нет. Напротив, вещи, которые являются свободным выбором человека, делаются только под настроение. Это правило действует в отношении как материального, так и духовного.

Пример: каждый глава семьи знает, что его обязанностью является добыть для домашних пищу и кров. Человек будет очень стараться обеспечить своей семье все необходимое. Однако добывать для них всякого рода «излишества» – это уже вопрос исключительно его желания, ведь это зависит от его выбора, захочет ли он прикладывать дополнительные усилия.

Однако изучение Торы не зависит от нашего выбора, для этого мы, еврейский народ, существуем.

Однажды к адмору из Цанз-Клойзенбурга пришел юноша попросить благословения. На вопрос адмора, учится ли юноша, тот честно ответил, что недостаточно. Когда же адмор поинтересовался, почему так, юноша просто ответил, что на него влияет дурное начало, и у него нет желания учиться. Вместо ответа адмор стукнул по столу и закричал: «Йецер а-ра?! Дурное начало?! Ты для этого создан! Ты для этого создан!!» Этот юноша потом рассказывал, что в святых словах адмора почувствовал оглушительное по силе порицание: абсолютно не важен йецер а-ра, нет оправдания в отсутствии желания. Ведь изучение Торы – это единственная цель в мире, нет иной! Если ты создан для этого – учись в любой ситуации.

Как пишет рабейну Йона: «”Не тебе [полагается] закончить всю работу, но ты и не свободен от нее” – чтобы ты не подумал: “Я не обладаю широким сердцем, и не смогу закончить ее, а какой прок тогда в труде моем, и чем поможет трудиться?” Не тебе ее закончить, но самим трудом своим ты выполняешь заповедь. Чтобы не сказал ты: “Раз я не должен закончить [всю работу], я не буду заставлять себя, буду учиться по часу в день”. Это неверно. Ведь как купленный раб ты (у Всевышнего), чтобы работать над ней и трудиться днем и ночью, и тогда преуспеешь на пути своем, и станешь мудрее».

И однако «нет более свободного человека, чем занимающийся [изучением] Торы». Написано (Берешит, 4:7): «На входе грех лежит» – как только рождается человек, оплетает его йецер а-ра и склоняет его к грехам, как написано в трактате Сукка (52б): «Сначала дурное начало как прохожий, который ходит туда-сюда, потом как гость, который хочет переночевать, в конце же становится он полновластным хозяином над человеком». Поскольку в юности человек управляется дурным началом, позже он не может отделить свои желания от желаний дурного начала, и с течением времени становится его пленником. Разумом он не понимает, что стал рабом дурного начала. Все это до той поры, пока не начнет он заниматься изучением Торы. Когда же он начинает изучать ее и трудиться над ней, его разум освобождается от закабаления дурным началом. Человек получает прямоту мышления и настоящее «мнение Торы». И тогда начинает отделять свое истинное желание от желания дурного начала, кажущегося его собственным. Таким образом, истинной свободой является состояние, когда человек полностью контролирует разумом желания своего сердца и провокации своего дурного начала.

Одна из трудностей в постоянстве изучения Торы заключается в рутине, особенно это касается аврехим, для которых Тора – их постоянное занятие, можно сказать, ремесло. Как правило, они начинают учебу в определенные часы и заканчивают в определенные часы. Об этом написано в Иерусалимском Талмуде (Брахот, конец 9 главы): «Делающий [изучение] Торы рутиной нарушает завет, как написано (Теилим 119:126): “Время действовать ради Г-спода: они нарушили Тору Твою!”» И каждый изучающий Тору должен распределить себе сутки так, чтобы быть в одном из этих состояний: ест, пьет, спит, молится или учится. И тот, кто так воспитает себя – хорош его удел.

Тора не была дана ангелам. Моше рабейну спорил с ними перед тем как забрать Тору на землю, и привел свои доводы, решающим из которых был аргумент о дурном начале. «Есть ли у вас дурное начало?» – спросил Моше рабейну. Вы и так высшие ангелы, и вам не нужна Тора, чтобы изменить свою природу, чтобы справиться с дурным началом и подниматься все выше и выше в исправлении своих качеств! Тора должна быть на земле, чтобы человек мог, изучая ее, подняться над материальным и стать подобным ангелам или даже выше.

Примечание рава Игаля Полищука. Однако основа успеха и роста в Торе – учиться так, чтобы учеба доставляла нам радость и удовлетворение. Поэтому мудрецы предписали человеку изучать то, к чему влечет его сердце, что его интересует, актуально для него.

Это очень емкое постановление, оно включает в себя все аспекты изучения Торы. Безусловно, подразумевается человек, уже умеющий учиться, уже имеющий опыт учебы в разных областях Торы. Тора называется огнем, и называется светом (Рамхаль, «Путь Древа жизни»). Это греющий огонь и чрезвычайно радующий свет. Поэтому исключительно важно, чтобы учителя умели нести огонь и свет Торы, в частности, начинающим ученикам. Также очень важно, чтобы каждый изучающий Тору, сталкиваясь с чем-то заинтересовавшим его, разобрался в этом. Так пусть учится всю жизнь – и будет он далек от рутины и полон удовлетворения и радости.

Наши мудрецы включили в текст Биркат а-Тора – благословения на Тору – удивительные слова, которые не встречаются ни в одном другом благословении на исполнение заповедей: «Сделай желанными слова Твоей Торы в наших устах». В этом видится замечательная вещь: для того чтобы удостоиться почувствовать великолепный «вкус» слов Торы, надо молиться, просить об этом – ежедневно.

Перевод и подбор материала З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=15271