Ожидание Машиаха и ложные мессии

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1602
грядущий Машиах

Мы начали читать книгу Торы Шмот. У этой книги есть ещё одно название – сефер Геула (книга избавления).

Это немного странно. Ведь освобождению из египетского рабства посвящены только первые четыре главы книги. Пятая глава книги Шмот – Итро — также имеет отношение к освобождению, так как именно принятие на себя бремени изучения и исполнения Торы освобождает человека от всевозможных зависимостей в этом мире. Но как связано с избавлением строительство переносного Храма? Это объясняет Рамбам. Он пишет, что истинное избавление – это возвращение нашего народа в то возвышенное духовное состояние, в котором он находился, когда в шатрах наших праотцов присутствовала Шехина. Это состояние соответствует выходу из изгнания нашей Б-жественной души, и присоединения её к своему Источнику, Возвращением Шехины в среду нашего народа завершается книга Шмот – книга избавления.

Сказали наши мудрецы: «В Нисане были избавлены – в Нисане и будем избавлены».

Вдумаемся в порядок Пасхальной Агады. Как в ее начале, так и в конце переплетаются между собой выход из Египта и окончательное Избавление еврейского народа. Связь эта просматривается уже в последней главе книги Берешит – Ваехи. Недельная глава Торы Ваехи начинается описанием последних дней жизни Яакова. Эта глава называется парша стума («закрытая глава»). То есть отсутствует обычное при написании Торы разделение между ней и соседними главами. Объясняет Раши: «…и жил Яаков. Почему этот раздел “закрыт”? Потому что после смерти нашего отца Яакова глаза и сердца (сынов) Исраэля “закрылись, замкнулись” из-за предчувствия бед грядущего порабощения. Другое объяснение: (раздел “закрыт”), потому что (Яаков) пожелал раскрыть своим сыновьям конец (т. е. окончательное избавление), но было “закрыто” от него [“Берешит Раба”, 96]» (Берешит, 47:28. Раши там).

На мой взгляд, между двумя этими объяснениями есть несомненная связь. Поскольку после ухода Яакова для народа Израиля в Египте должно было начаться началось полноценное изгнание, он хотел поведать потомкам о грядущем избавлении: «И призвал Яаков сыновей своих, и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в конце дней» (Берешит, 49:1). Объясняют наши комментаторы (Раши, Рамбан), что речь здесь идёт об окончательном избавлении (Рамбан, там). Однако здесь возникает вопрос, почему он решил рассказать о конечном избавлении, а не о избавлении от грядущего египетского изгнания. Пишет Рамбан, что египетское изгнание стало для еврейского прототипом изгнания Эдома, в котором мы находимся сейчас.

Так же, как братья Йосефа сами привели себя в изгнание своими деяниями (продажей Йосефа), Маккавеи впоследствии привели в Землю Израиля римлян в качестве своих союзников в междоусобных войнах друг с другом.

Здесь важен ещё один момент. Еврейскому народу было обещано изгнание и порабощение продолжительностью в 400 лет (Берешит, 15:13), однако на самом деле изгнание продлилось, как объясняет Раши, только 210 лет (Раши, там), а порабощение – и того меньше. О том, что время окончания египетского изгнания было «пересчитано» в сторону уменьшения, упоминает и Пасхальная агада. Разумеется, для еврейского народа это было величайшей милостью Всевышнего. Однако есть мнение, что если бы евреи дотерпели все 400 лет египетского изгнания и порабощения в буквальном его понимании, то при исходе из Египта они бы удостоились окончательного освобождения. Всевышний сократил срок египетского изгнания именно потому, что еврейский народ не был в состоянии вытерпеть все первоначально установленные 400 лет.

При этом, для исправления того, что мы не исправили в себе в Египте, Всевышний уготовил нам следующие изгнания.

Таким образом, можно сказать, что, говоря о избавлении «в конце дней», Яаков имел в виду египетское изгнание (при условии, что еврейский народ выдержит его все уготованные ему 400 лет), а также последующие изгнания (если 400 лет в Египте он не выдержит). К тому же, здесь можно сказать, что даже при установленной заранее продолжительности изгнания, дата его окончания зависит от способа подсчёта, исходя из того, что берётся за точку отсчета.

В трактате Мегила описывается, как цари Вавилона пытались подсчитать, когда должно наступить окончание вавилонского изгнания, предсказанное пророком Ирмияу, чтобы определить, что время его истекло, но освобождение еврейского народа не наступило. И тогда они могут без последствий для себя использовать храмовую утварь (Мегила, 22б; Ирмияу, 29:10). Они неоднократно ошибались, так как не поняли, с какой даты отсчитывать 70 лет вавилонского изгнания, поскольку стихи Писания можно было понять двояко. Так и этот стих из книги Берешит: «И сказал Он Авраму: “Знай же, знай, что чужаком будет потомство твое на земле, не им (принадлежащей), и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет”» (Берешит,15:13), — можно понять по-разному. Например, по поводу места изгнания и продолжительности порабощения в рамках изгнания (Раши, Рамбан, «а-Эмек Давар», там).

Рав Моше Шапиро говорил, что Всевышний лишил Яакова возможности определить время и передать потомкам путь окончательного избавления.

Сказано в Талмуде: «Пусть оставит дух вычисляющих конец [времени изгнания]» (Санедрин, 97б). Однако, при этом мы видим, что в нашей традиции зафиксированы попытки мудрецов вычислить время прихода Машиаха. Этому есть следующее объяснение. Есть время ещё более благоприятное для освобождения еврейского народа, при условии тшувы всего народа. В принципе, можно было пытаться понять, когда наступит это время, руководствуясь данным им духом святого постижения Письменной и Устной Торы. Однако приведённое выше высказывание из трактата Санедрин Рамбам приводит, как закон. Почему? Пишет Рамбам, что, узнав о предстоящем времени (более благоприятном), народ ожидает скорейшего прихода избавления, а когда оно не наступает, и Машиах не приходит, то народ отчаивается.

Затронутая тема имеет отношение к нашим сегодняшним реалиям.

После последних выборов, приведших к формированию в Израиле «право-религиозного» правительства, в некоторой части религиозной прессы наблюдается определённая эйфория. Разумеется, слава Б-гу, мы удостоились избавления от прошлого антиеврейского правительства, которое вредило последние полтора года. Это действительно была большая радость.

Но думать, что мы уже освобождены, мягко говоря, рановато.

Когда в Израиле пришёл к власти Менахем Бегин при поддержке религиозных партий, подобная эйфория уже наблюдалась. Он обещал тогда полностью финансировать ешивы. Рав Шах отказался от этого, чтобы ешивы не попали в материальную зависимость от государства. Тем не менее, это было окончанием монополии левых антирелигиозных кругов на власть в стране, и вызывало энтузиазм в том числе, и среди религиозных евреев.

Рав Шах сказал тогда, выступая перед учащимися ешивы Поневеж, что не нужно думать, что гейном (ад) Менахема Бегина намного лучше гейнома Голды Меир. Его правительство просто является меньшим злом, чем предыдущее, и ни в коем случае не началом эпохи Машиаха. И это при том, что Бегин был гораздо лучше нынешних правителей, был человеком верующим.

Сегодня тоже иногда складывается впечатление, что на фоне послевыборной эйфории не все понимают, что мы не вышли из нашего изгнания среди несоблюдающих Тору братьев.

Нужно понять, что наше сегодняшнее изгнание среди наших братьев, отрицающих в той или иной форме истинность Торы, продолжается. Слава Б-гу, что мы избавились от направленных против нас постановлений предыдущего правительства. Однако нужно понимать, что это, мягко говоря, далеко не то, к чему мы должны стремиться. В связи с этим расскажу историю, связанную с именем великого человека, раби из Цанз-Клойзенбурга Йекутиэля Йеуды Альберштама. Он пережил нацистские лагеря, трижды был расстрелян, и выжил чудом, соблюдая Тору в этих тяжелейших условиях. Лагерь, в котором он находился, освободили англичане, ребе из Клойзенбурга впоследствии сказал об этом: «Разве мы ждали англичан? Мы ждали Машиаха»!

Сегодня мы в Земле Израиля тоже должны ждать Машиаха, а не правительство Нетаньяху. Гимн государства Израиль называется «Атиква» (надежда). Это, безусловно, правильное слово. Однако многие поколения нашего народа в изгнании хранили в сердце надежду совсем не на то, что окружает нас сегодня в Израиле. Это необходимо хорошо понимать. У нас есть особая заповедь — надеяться на приход Машиаха. Мы должны иметь это в виду, упоминая о грядущем избавлении в молитве.

Есть также одна очень болезненная тема, связанная со всей историей евреев в Изгнании. Это тема ложных мессий. Самый известный из них – это основатель христианства. Бар Кохба также был ложным мессией, которого считал истинным сам раби Акива. Лжемессий было немало. От них было очень много вреда. Например, Шабтай Цви.

Есть одна общая причина появления лжемессий.

Народ Израиля устал от столетий изгнания и жаждет освобождения. Но здесь есть одна проблема: тонущий человек цепляется даже за соломинку. Именно поэтому за Машиаха принимали людей в еврейском народе, обладающих особыми качествами, которые были, однако, чрезвычайно далеки от уровня, определённого Торой, каким должен быть Машиах. Рамбам писал: «Если появится царь из рода Давида, изучающий Тору и выполняющий заповеди, как предок его Давид, в соответствии с Письменной и Устной Торой, и заставит он весь Израиль следовать ей, будет исправлять то, что требует исправления в ее соблюдении, и воевать с врагами Всевышнего, то можно будет предположить, что это — Машиах (выделение от ред.). И если он преуспел в своих начинаниях, и победил все окружающие народы, и построил Храм в предназначенном для него месте, и собрал евреев из стран рассеяния, то это, несомненно, Машиах. Если же не преуспел до такой степени или был убит – очевидно, что это был не тот, чье появление обещано Торой, а просто один из царей династии Давида, праведных и достойных, которые скончались. А появление его Всевышний сделал испытанием для народа, как сказано: “И даже среди разумных будут ошибившиеся, которые будут сочетать, и выяснять, и прояснять, пока не придет срок; ведь времени еще много”» («Мишнэ Тора», Рамбам, Законы о царях).

Совершенно очевидно, что ни один из лжемессий не приблизился к этому уровню. Мы уже привели выше одну из причин, по которой наши мудрецы сказали, что пусть оставит дух вычисляющих конец (согласно объяснению Раши то, что отсутствие Машиаха в даты, вычисленные заранее, вызывает отчаяние в нашем народе). Такое же отчаяние вызывали и лжемессии. Кроме того, были лжемессии, которых обожествляли, перед которыми преклонялись и служили им. Они были полной противоположностью истинному Машиаху. Машиах объединит наш народ и побудит весь мир служить не себе, а Всевышнему и только Всевышнему.

В своей книге «Законы царей и их войн» Рамбам пишет, что основоположники христианства и ислама пришли в этот мир для того, чтобы весь мир заговорил о Машиахе, а, когда он придёт, все поймут, что именно он – истинный Машиах. Приход Машиаха обусловлен тшувой нашего народа, и это – истинный путь приближения его прихода: побуждение себя и других к тшуве, а также укрепление изучения и исполнения Торы. Дай Б-г нам всем удостоиться прихода Машиаха в наши дни.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=88571