Гиюр – засадить виноградник Израиля

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2023
виноградник

Часть вторая

В первой части Гиюр — связь с праотцом Авраамом мы написали, что гер обязан принять на себя соблюдения всей Торы, так, как мы получили её от предыдущих поколений. Гиюр может считаться действительным только при условии, что и сам гер, и раввины, которые его принимают, строго соблюдают все сопряжённые с процедурой гиюра законы. В противном случае фиктивный гиюр наносит огромный вред как самому геру, так и еврейскому народу. История подтверждает, что все попытки принять геров, которые не принимают на себя полного соблюдения Торы, окончились полным отходом этих геров от еврейства.

Во второй части мы показываем, почему не следует поддаваться на давление неортодоксальных групп, которые требуют признания в Израиле. Мы не должны принимать их как легитимные альтернативы настоящему иудаизму. Мы также не должны признавать за евреев людей, которые прошли гиюр у невежественных или неортодоксальных раввинов.

Уже несколько десятилетий определённые группы диаспоры оказывают давление на израильский религиозный истеблишмент, требуя от него признать «альтернативные» формы иудаизма и сопутствующие этим формам процедуры гиюра. Давайте присмотримся к этим группам более внимательно, и выясним, чьими представителями они являются.

Большая часть мировой еврейской общины, в принципе, признаёт, что единственно истинный и аутентичный иудаизм — это ортодоксальный иудаизм. Даже еврей, который сам ничего не соблюдает, знает, что настоящий раввин — это ортодоксальный раввин, а настоящая синагога — это ортодоксальная синагога. Однако из этого правила есть одно очень значительное исключение. В Америке многие люди верят, что в иудаизме существует три основных течения — реформисты, консерваторы и ортодоксы. Так как по численности и влиянию еврейская община США является лидирующей общиной диаспоры, эти взгляды оказывают влияние на всех. Кроме того, лидеры неортодоксальных течений считают своим долгом громогласно заявлять о себе при каждой возможности, пытаясь таким образом расширить своё влияние и навязать свои взгляды евреям, не обладающим устоявшимся мировоззрением.

Иллюзия существования альтернативных форм иудаизма обусловлена двумя факторами. Первый из них — это дремучее невежество, а второй — история еврейской эмиграции в США.

Начнём со второго фактора. Евреи, в том числе ортодоксальные евреи, жили в Америке с самых ранних стадий европейского завоевания. Но их было сравнительно немного. Потом, во второй половине девятнадцатого века началась массовая иммиграция евреев из Германии. Большинство из них было «просвещёнными» и в немалой степени ассимилированными евреями, очень далёкими от Торы и еврейской традиции. Они открыли для себя «храмы», в которых субботняя молитва велась в воскресение, играл орган, а «раввин» ходил с непокрытой головой.

Эти евреи оказали огромное влияние на экономику США. Они открыли банки, газеты и заводы. Но как евреи они были гораздо менее успешны. Их потомство почти полностью ассимилировалось. В Америке до сих пор есть произошедшие от них богатые семьи с еврейскими фамилиями. Но кроме фамилий, в этих семьях ничего еврейского не осталось. Этнически, культурно, религиозно они не имеют к евреям никакого отношения. Многие из них отличаются резко негативными взглядами на иудаизм и на государство Израиль.

Если первая волна еврейских иммигрантов почти полностью ассимилировалась и исчезла, откуда сегодня в Америке столь влиятельное реформистское движение? Дело в том, что следующая волна иммигрантов — евреи из восточной Европы, которые переехали в США в начале XX века, попала в достаточно недружелюбную среду. Еврейских школ для детей не существовало. Сильнейшее влияние на тогдашнюю эмиграцию оказал тот факт, что днём отдыха в Америке было воскресение, и не работать в субботу было очень и очень затруднительно.

Не устояв перед соблазнами и тяготами иммигрантской жизни, они огромными массами влились в ряды реформистов. Эта трансфузия не только спасла реформистское движение в Америке от демографического кризиса и краха, но и сделала его чрезвычайно многочисленным и богатым. Восточноевропейские евреи, в большинстве своём получившие традиционное еврейское образование, повлияли на реформистскую синагогу, сделав её менее похожей на церковь. Служба была перенесена обратно на субботу, мужчинам (а заодно и женщинам) разрешили носить во время молитвы традиционную ермолку, в некоторых синагогах даже появились талиты. (Более поздние поколения реформистов вновь отдалились от традиции и стали делать вещи, которые, наверное, привели бы в ужас даже радикальных основоположников движения. Например, среди реформистских «раввинов» есть женщины, открытые гомосексуалисты и трансгендеры.)

В то же самое время ортодоксальных евреев было совсем мало. Во всей Америке действовали лишь одна или две настоящие ешивы. Многим казалось, что будущее еврейства — это реформа. Как мы увидим ниже, сегодня ситуация изменилась самым коренным образом.

Уже в конце XIX века среди реформистов Америки возникли фракции, желающие восстановить более традиционное еврейское соблюдение. Примерно в середине XX века они образовали собственное течение, под названием «консервативный иудаизм». Это течение было задумано как компромисс между свойственным реформистам тотальным отходом от всех традиционных мировоззрений и законов, с одной стороны, и свойственным ортодоксам верой в Б-га и соблюдением законов Торы, с другой стороны. Вначале лидеры консервативного движения робко пытались сохранить соблюдение закона хотя бы в самой расслабленной и разбавленной его форме, но вскоре выяснилось, что у консервативных раввинов нет на это ни желания, ни сил. Сегодняшние консерваторы не считают, что законы Торы обязывают их к чему-либо, но отличаются от реформистов тем, что стараются хотя бы внешне сохранять схожесть с истинным иудаизмом. (Интересно отметить, что благодаря этому минимальному исполнению традиций, ассимиляция среди консервативных евреев проходит в несколько раз медленнее, чем среди реформистов.)

Таким образом, успешно исчезнув с лица Земли, немецкие реформаторы оставили нам два очень впечатляющих течения, которые чрезвычайно преуспели, выдавая себя за полноправные формы иудаизма.

Но только непросвещённые могут воспринимать их заявления серьёзно. Тот, кто хоть немножко знаком с еврейской историей, знает, что еврейский народ получил Тору на горе Синай тридцать три века назад и с тех пор соблюдает её законы. Он знает, что все сохранившиеся до сегодняшнего дня разрозненные общины диаспоры верили и продолжают верить в одни и те же принципы, соблюдают одни и те же законы. Он знает, что у ортодоксальных евреев есть тексты, относящиеся ко всем периодам нашей многовековой истории, и подтверждающие непрерывность полученной нами традиции. Только дремучий невежда может воспринять всерьёз заявление о том, что движения реформистов и консерваторов являются формами иудаизма в той же степени, что и ортодоксальный иудаизм.

Тем не менее, пользуясь легендой о «трёх иудаизмах» и потрясая миллиардными бюджетами, американские реформисты добиваются признания и равноправия в Израиле.

Но весь этот шум и угрозы производят очень слабое впечатление. Дело в том, что уже как минимум двадцать лет назад стало совершенно ясно, что дни реформистов и консерваторов сочтены. Статистические данные, собранные в 2016 году, показывают, что около 80% реформистов женятся или выходят замуж за неевреев. Ситуация в реформистской общине усугубляется тем, что средний реформист имеет намного меньше детей, чем даже средний американец (1.7 против 2.1). Очень большой процент реформистов вообще не создаёт семью, а среди тех, кто находит себе пары, большой процент принимает решение не иметь детей. Те немногие, что создают еврейскую семью, обычно рожают детей очень поздно. Фактически, это означает, что с каждым поколением количество реформистских евреев уменьшается примерно наполовину, а новое поколение производится на свет, когда родителям уже сильно за тридцать, а то и за сорок. Это цифры на данный момент. В будущем, ситуация ухудшится, так как к этой катастрофической демографии добавляется ещё несколько факторов.

Во-первых, реформисты уже давно вполне официально принимают в свои ряды «евреев» по отцу, нееврейских супругов членов своей общины и людей, прошедших реформистский «гиюр» (который не обязывает «гера» абсолютно ни к чему и не претендует даже на минимальный уровень легитимности). Поэтому, даже посещая реформистский «храм» или участвуя в общинных мероприятиях, реформистская молодёжь рискует познакомиться и войти в брак с неевреями. За всеми статистическими данными скрывается тот неудобный факт, что очень большой, и постоянно растущий, процент членов реформистских синагог и общин евреями не является.

Во-вторых, всё больший и больший процент реформистов — это евреи только по матери или по бабушке. Хоть по закону они и являются евреями, статистически у них гораздо меньше шансов жениться на еврее и сохранить хотя бы минимальную связь с еврейской общиной.

В-третьих, из-за разбавленного и пресного характера реформизма немалый процент членов просто теряет интерес и уходит из общины. Некоторые выбирают полный атеизм. Другие, наоборот, увлекаются поиском своих корней и становятся ортодоксами.

В-четвёртых, имеет место постоянное и стремительное падение количества евреев в абсолютных цифрах и в процентном отношении как в отношении населения в целом, так и внутри общин. Из-за этого у евреев шансы найти себе еврейскую пару постоянно уменьшаются. Соответственно, уменьшение числа реформистов происходит не в геометрической, а в экспоненциальной прогрессии.

Неужели мы должны идти на поводу у лидеров, которые довели свои общины до такого состояния?! Неужели мы должны отказываться от проверенных тысячелетиями традиций и законов в пользу процедур, которые не ведут ни к чему, кроме полной ассимиляции? Раве это то, в чём нуждается еврейский народ?

Но это не единственная причина, по которой нам не стоит поддаваться на призывы реформистов диаспоры.

Бытует мнение, что мы должны пойти на компромисс с реформистами в отношении гиюров, чтобы не портить с ними отношения. Ведь иначе они перестанут давать деньги Израилю!

Выше мы уже объяснили, что компромисс в законах принятия гиюра не имеет никакого смысла. Мы не можем навязывать Всевышнему свои компромиссы. Тот, кто принимает гиюр по закону, становится потомком Авраама. Тот, кто не принимает, — не становится.

Но дело не только в этом. Сама угроза о сокращении бюджетов — это пустые слова. Реформисты всегда отрицательно относились к Израилю. Одно из первых изменений, принятых реформистами – удаление из молитвенника всякого упоминания о Иерусалиме, Сионе и Израиле. «Зачем нам какой-то дикий Израиль, с жарким климатом и полудиким населением, когда нам так хорошо здесь в Германии?» — сказали они. «Мы стали полноправными гражданами этой страны, и у нас нет никакой причины уезжать отсюда — ведь немцы нас так любят и уважают!»

Отказ от Израиля не ограничился словами. Реформисты всеми силами препятствовали еврейской эмиграции в Святую Землю, декларации Бальфура и созданию государства Израиль. Потом, когда их поставили перед фактом существования еврейского поселения и государства на Среднем Востоке, они внешне смирились с этими фактами. Но только внешне.

Реформисты делают очень мало в пользу Израиля, и очень много ему во вред.

Не секрет, что Демократическую партию США содержат богатые нерелигиозные евреи. Также хорошо известно, что подавляющее большинство реформистов голосует за демократов. Это означает, что реформисты своими силами обеспечили победу президента Обамы. Их не смутило резко негативное отношение Обамы к Израилю и его поддержка антиизраильских резолюций в ООН. Им не помешало даже то, что Обама дал Ирану возможность создать ядерное оружие, объявленная цель которого — полное уничтожение Израиля и всех его жителей. Получается, что бюджеты реформистов уже сейчас идут не на помощь Израилю, а на его аннигиляцию. Их нисколько не смущает, что их деньги тратятся на убийство их братьев, живущих в святой Земле.

Известно, что в антисемитском движении BDS, направленном на делегитимизацию Израиля, участвует непропорционально большое количество евреев. В каждой демонстрации за права палестинцев и в каждом антиизраильском митинге самые ярые участники — это ненавидящие самих себя еврейские атеисты и реформаторы, которые из кожи лезут, чтобы выслужиться перед неевреями и исламистами.

Поэтому угроза перестать помогать Израилю, вышедшая из уст лидеров реформизма, звучит очень неубедительно. Вспоминается старинная пословица: «с такими друзьями мне и враги не нужны»!

С какой стати мы должны принимать в свою среду людей, «гиюр» которых сводится к тому, что они сами объявляют себя евреями и платят взносы в своей реформистской синагоге-храме? Где это видано, чтобы ни к чему не обязывающая и не имеющая никакого отношения к закону декларация обеспечивало человеку право на членство в общине и гражданство? Если я захочу стать швейцарцем, разве мне достаточно заявить, что я чувствую себя швейцарцем, или что в глубине души у меня всегда был маленький швейцарец? Всем прекрасно известно, что реформистские гиюры — это чистая фикция. Реформистам такие «геры» нужны для того, чтобы хоть как-то смягчить резкое сокращение в числах. Но зачем они нужны нам?

Пророк Ирмияу (30:21-22) говорил о прозелитах: «”Кто же это, кто посвятил своё сердце приближению ко Мне?” — сказал Г-сподь. “Будьте народом Моим, а Я буду вам Б-гом”».

Тот, кто стремится приблизиться к Б-гу Израиля, выполняя все заповеди Торы и мудрецов в соответствии с нашей традицией, действительно заслуживает стать гером и навечно соединить свою судьбу с судьбой еврейского народа. Тот, кто принимает таких герим, выполняет большую заповедь.

Но тот, кто принимает герим, которые не верят во Всевышнего и в Его Тору, вредит и им, и их детям. Он вредит себе и вредит народу Израиля. Неумолимый суд истории обязательно покажет, кто воистину стал потомком праотца Авраама, а кто — нет. Но каждый из нас здесь и сейчас должен сделать выбор, хочет он помочь народу Израиля или нанести ему ущерб, хочет он засадить «виноградник Израиля» вкусными, сочными лозами – или ядовитыми ягодами и колючками.


http://www.beerot.ru/?p=42650