Ховот а-Левавот — 5 — Врата упования — Вступление, Разделы 1-2

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1386

[Вернемся к обсуждению того, каким образом упование на Всевышнего возвышает служение человека Ему]. Это возвышение проявляется также и в том, что полагающийся на Г-спода, если он владеет имуществом, торопится уплатить посредством этого имущества, с охотой и щедростью, свои долги Б-гу и людям. Если же он беден, то он проникнется пониманием того, что отсутствие имущества – это одно из благ, которыми удостоил его Всевышний. Оно избавляет его от тех обязанностей перед Б-гом и людьми, которые накладывает обладание имуществом, а также от забот, связанных с его сбережением и управлением им. Рассказывают об одном праведнике, который говорил: да избавит меня Б-г от душевного разброда! Спросили его: что такое душевный разброд? Ответил: это то, что было бы у меня, если бы я имел товары по всем портам и собственность по всем городам! О том же говорили благословенной памяти наши мудрецы (Авот, 2:7): «Множащий имущество – умножает заботы», и также сказали (там, 1:4): «Кто богат? Тот, кто рад своей доле!» Полагающийся на Г-спода получит то, ради чего существует имущество, то есть материальное обеспечение, но будет избавлен при этом от забот, одолевающих владельца имущества, и от его постоянных волнений, как сказал мудрец (Коэлет, 5:11): «Сладок сон труженика, мало ли он съел или много, а богатому пресыщение не дает уснуть».

Еще преимущество в служении состоит в следующем: тому, кто полагается на Г-спода, даже большое богатство не становится в этом деле преткновением, ибо он не полагается на свое имущество. Богатство для него – словно вещь, отданная ему на хранение, с приказанием использовать ее определенным образом, для определенных целей, в течение ограниченного времени. И если оно задерживается в его руках, он не забывает из-за него Б-га, не напоминает о своих благодеяниях тому, кому был обязан помогать из своих средств, и не требует за свою помощь благодарности и похвал. Но он благодарит Творца благословенного за то, что через него были совершены добрые дела. Если же он лишится своего богатства, то не станет ни волноваться, ни печалиться из-за этого. Он будет благодарить Б-га, который забрал у него доверенную на хранение вещь, так же, как он благодарил, когда получил ее, и будет рад своей доле, и не будет желать ущерба другим людям, и не станет желать чужого, как сказал мудрейший из людей (Мишлей 13:25): «Праведный ест – и насыщается…» [доволен тем, что есть у него, не беспокоясь о завтрашнем дне и не завидуя другим].

Обратимся теперь к тем преимуществам, которые дает упование на Всевышнего в делах этого мира. Прежде всего – это сердечный покой вопреки тревогам этого мира, безмятежность вместо душевных мук из-за неудовлетворенных телесных вожделений. Человек пребывает в тиши, ощущает себя в безопасности и благоденствии [уже] в этом мире, как сказано (Ирмияу, 17:7): «Благословен муж, который полагается на Г-спода, и будет Г-сподь ему опорой», и также сказано (Ирмияу, 17:8): «И будет он как дерево, посаженное над водами; пускает свои корни над потоком».

Преимущество состоит также и в том, что упование дарует душевный покой, освобождая от необходимости пускаться в дальнюю дорогу, изматывающую тело человека и сокращающую его жизнь, как сказано (Теилим, 102:24): «Истощил Он в пути мою силу, сократил мои дни». Рассказывают об одном праведнике, отстранившемся от дел этого мира, как он, тогда еще в начале своего служения, отправился в далекую страну в поисках пропитания, и встретил там в одном городе идолопоклонника. Сказал ему: сколь же вы слепы и неразумны в вашем идолослужении! Спросил его тот: а кому же служишь ты? Ответил ему праведник: я служу Творцу, Всемогущему, Тому, кто дает все необходимое для жизни, Единому, Питающему всех, и нет Ему подобного! Сказал ему идолопоклонник: слова твои расходятся с твоими делами! Спросил праведник: почему? Тот ответил: если бы то, что ты говорил, было правдой, то [твой Б-г] питал бы тебя в твоем городе так же, как он питает тебя здесь, и ты бы не утруждал себя ехать сюда, в такую даль. Праведнику нечего было ответить на это. Он вернулся в свою страну; с того времени он отстранился от дел этого мира и больше не покидал свой город.

И еще упомянутая польза состоит в отдохновении души и тела от тяжких дел и от работы, изнуряющей тело. Тот, кто полагается на Г-спода, оставляет службу [при дворах] правителей, чтобы не иметь дела с их церемониями и не терпеть обид от их приближенных. Он ищет такой источник пропитания, который давал бы покой телу, хранил бы его доброе имя и причинял поменьше сердечного беспокойства. Дело, которым он занимается ради своего пропитания, должно максимально способствовать исполнению обязанностей, возлагаемых на него Торой, и прочим принципам его веры. Ведь само по себе оно ничего не добавляет к тому, что он получает для своего пропитания, и ничего не отнимает, ибо пропитание человек получает согласно постановлению Б-га благословенного, как сказано (Теилим, 75:7-8): «Ибо не с восхода и не с заката, и не из пустыни [куда вы отправляете торговые караваны в погоне за богатством (Раши) приходит] величие. Ибо лишь Б-г – судья: этого принизит, а того возвысит», и также сказано (Теилим, 23:2): «Среди лугов прекрасных уложит Он меня; к тихим водам Он приведет меня».

Еще польза от упования в том, что оно помогает избежать излишних огорчений и переживаний, постигающих человека в торговых делах, когда у него [к примеру] залеживается партия товара, или он не может взыскать долг, или случится ему заболеть. Ведь он знает, что Творец благословенный ведет его дела лучше, чем он сам, и делает выбор во благо ему правильнее, чем он сам делает его для себя, как сказано (Теилим, 62:6): «Лишь на Б-га уповай в молчании, душа моя, ибо на Него надежда моя».

Упомянутая польза проявляется также в радости, с какой [человек, который полагается на Г-спода] встречает все, что Он ему посылает, и даже то, что противоречит его природе. Ведь он уверен, что Б-г делает ему только то, что является для него благом во всех отношениях, подобно матери, которая, жалея своего ребенка, моет, обертывает, запеленывает и распеленывает его против его воли, как сказал Давид, мир ему (Теилим, 131:2): «[Ведь Ты знаешь, Г-споди], что уподобил я себя младенцу, уповающему на свою мать; душа моя [при Тебе] подобна младенцу [у матери]».

После того, как я объяснил на нескольких примерах, какую пользу приносит как в делах, связанных с Торой и служением, так и в делах этого мира то, что человек полагается на Б-га, я намереваюсь объяснить семь вещей, относящихся к этому.

1. Что означает «полагаться на кого-либо»?

2. Каковы условия, необходимые для того, чтобы человек мог полагаться на других людей.

3. Предпосылки, обуславливающие [с одной стороны] – обязанность человека полагаться на Б-га, а [с другой стороны] – обязанность его заниматься делами, создающими [материальные] причины [для осуществления его надежд].

4. В чем же конкретно человек полагается [на Б-га], в каком обстоятельствах это будет похвальным, а в каких – нет.

5. Различие между тем, как добывает себе пропитание человек, полагающийся на Б-га в этом деле, и тем, как это делает тот, кто не полагается на Него.

6. Причины, по которым следует осуждать людей, которые намереваются растратить многие годы своей жизни в погоне за наслаждениями, и, лишь дойдя до предела своих желаний, принять на себя служение Б-гу; такого рода люди называются «требующими залог» [у Б-га].

7. О том, что препятствует человеку полагаться на Б-га, о других делах, касающихся всего этого, о которых следует сказать, и вкратце – о «составных частях» упования.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Когда человек полагается на кого-либо, суть этого выражается в его душевном спокойствии. Его сердце уверено, что тот, на кого он надеется, будет действовать хорошо и правильно в том деле, в котором он на него полагается, в меру его возможностей и познаний там, где он действует во благо полагающемуся на него. Однако главный фактор, от которого зависит возможность полагаться на кого-либо, и при отсутствии которого этой возможности нет, состоит в следующем: уверенность, что тот, на кого полагаются, исполнит сказанное, и сделает то, за что поручился, и будет думать о благе полагающегося на него [даже] в том, о чем они не договаривались и относительно чего не было никаких обещаний и обязательств, – [также и в этом] он проявит свое великодушие и добродетельность.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Существует семь условий, необходимых для того, чтобы человек мог полагаться на других людей.

1. Милосердие, жалость и любовь. Когда человек знает, что кто-то другой чувствует к нему милосердие и жалость, он полагается на него и спокоен за все свои дела, которые возлагает на него.

2. Человек должен знать, что тот, из-за любви к нему, не будет уклоняться и не поленится сделать для него то, что нужно; он знает, что тот, напротив, действует старательно и с желанием. Ведь если человеку не будет ясно, что тот именно таков, его уверенность не будет полной из-за известной ему [человеческой склонности] к отлыниванию и лени в делах других людей. И когда станет ясно человеку, что тот, на кого он полагается, обладает упомянутыми двумя качествами: [с одной стороны] – питает великое милосердие к нему, а [с другой стороны] – внимательно надзирает и управляет его делами, он, безусловно, будет полагаться на него.

3. [тот, на кого полагаются] должен быть сильным. Невозможно, чтобы ему не удалось что-то, чего он желает, и ничто не может воспрепятствовать исполнению просьбы того, кто полагается на него. Если он слаб, тогда, даже если ясно, что он милосерден и надзирает [за теми, кто полагается на него], уверенность в нем не может быть полной из-за неудач, которые возможны у него в большинстве его дел. Но чем больше будет в нем тех трех качеств, о которых мы говорили выше, тем более он будет достоин того, чтобы на него полагались.

4. [тот, на кого полагаются] должен понимать, в чем состоит польза человека, который на него полагается, в разных ее аспектах. Нужно, чтобы от него не укрывалось то, что является для того человека пользой, будь оно скрытым или видимым, и что принесет ему благо. И пока не будет знать всего этого, не может быть спокойной душа того, кто полагается на него. Но когда этот последний убедится в его познаниях относительно того, что хорошо и полезно, в его способности воплотить эти познания в реальность, в его неусыпном надзоре и в его милосердии к нему, его упование, несомненно, поднимется на новую ступень.

5. Тот, на кого полагаются, должен быть единственным, кто опекает человека с самого начала его бытия и роста – в младенчестве его, в детстве, в юности, в зрелости, в старости и до конца его дней [автор имеет в виду: полагаться безраздельно, до конца, более, чем человек может полагаться на своих родителей, наставников, друзей и т. п.]. И когда человеку становится ясно, что тот, на кого он полагается, удовлетворяет всему сказанному, он должен обрести душевный покой в своем уповании и опоре на него, памятуя об уже полученных от него благах, великих и постоянных. И все это должно создать у него основу крепкой веры и упования.

6. Все дела того, кто полагается на другого, должны быть отданы в руки того [на кого он полагается]. Никто другой не может ни повредить, ни помочь ему, ни облагодетельствовать его, ни отвратить от него ущерб, кроме того [на кого он полагается]; в этом он подобен рабу, заключенному в темнице у своего господина. И если он подобным же образом вверит себя в руки того, на кого он полагается, у него будет еще больше оснований для этого.

7. Тот, на кого полагаются, должен быть в высшей степени щедрым и добродетельным, как с теми, кто достоин того, так и с теми, кто недостоин. Его щедрость и добродетельность должны быть постоянными и непрерывными. Тот, у кого это есть, наряду со всеми теми качествами, о которых шла речь ранее, удовлетворяет в полной мере условиям, необходимым, чтобы можно было полагаться на него. И человек, который знает, что некто обладает всеми названными качествами, обязан полагаться на него, и душа этого человека должна быть спокойна в открытых проявлениях своих и в скрытых, и должно [воцариться спокойствие] в сердце его и прочих органах, и обязан человек предать себя ему, и принимать с желанием его приговоры и решения, оправдывать все законы и дела его.

Когда мы проанализируем указанные семь условий, мы обнаружим, что они не могут осуществиться в существах сотворенных, но все они реализуются у Творца благословенного:

– Он жалеет свои творения, как сказано (Теилим, 103:8): «Жалостлив и милосерден Г-сподь…», и также сказано (Йона, 4:11): «Разве не пожалею я Нинве, город большой?..»

– Он не отстраняется [от заботы о Своих творениях], как сказано (Теилим, 121:4): «Вот, не дремлет и не спит страж Израиля».

– Он мудр и непобедим, как сказано (Иов, 9:4): «Мудр сердцем и могуч силой; кто боролся с ним и уцелел?», и также сказано (Диврей а-Ямим 1, 29:11): «Твое, Г-сподь, величие и могущество, великолепие, победа и краса…», и еще сказано (Цфания, 3:17): «Г-сподь, Б-г твой – среди тебя; могуч, спасет Он…»

– Он – Тот единственный, кто опекает человека с самого начала его бытия и роста, как сказано (Дварим, 32:6): «…Ведь Он – отец Твой, обретший тебя; Он создал тебя и обустроил», и также сказано (Теилим, 71:6): «На Тебя я полагался от чрева, из недр матери моей извлек Ты меня…», и еще сказано (Иов, 10:10): «Не Ты ли, как молоко, вылил меня и, подобно сыру, сформовал меня?»

– Прибыль и ущерб не во власти человека; они в руке одного лишь Творца превознесенного, как сказано (Эйха, 3:37-38): «Кто [тот глупец], что скажет: свершилось то, чего Г-сподь не повелел? [И кто тот глупец, что скажет]: не из уст Всевышнего исходят зло и благо [а по произволу людей]?», и еще сказано (Йешаяу, 40:8): «Засыхает трава, увядает цветок, а слово Б-га нашего осуществится вовек», и еще сказано (Йешаяу, 40:7): «…поистине народ этот – трава», и выше, в третьей части нашей книги, было уже достаточно сказано об этом.

– Его щедрость распространяется на всех сотворенных и добродетельность охватывает всех, как сказано (Теилим, 145:9): «Благ Г-сподь для всех и милосерден ко всем творениям Своим», и также сказано (Теилим, 136:25): «Он дает пищу всякой живой плоти, ибо извечна щедрость Его», и еще сказано (Теилим, 145:16): «Открываешь руку Свою и насыщаешь все живое».

Разум подсказывает, что семь перечисленных условий могут осуществиться у Творца благословенного и только у Него, но никак у сотворенных, поэтому я привел стихи из Писания лишь для напоминания [но не в качестве доказательства].

И когда все сказанное прояснится для человека, и укрепится в нем осознание истинной доброты и благости Творца, он будет полагаться на Него и предаст себя Ему, и предоставит Ему вести себя, и не станет подозревать Его в неправом суде, и не будет негодовать из-за выбора, который Он для него делает, как сказал царь Давид, мир ему (Теилим, 116:13): «Чашу спасения подниму и к имени Г-спода воззову», и еще сказал (Теилим, 116:3-4): «…Горе и скорбь приму. И к имени Г-спода воззову…»

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=20872