Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Твуна — Глава 9 — Душевное качество уверенности во Всевышнем и установление постоянного времени для изучения Торы

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1346
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Твуна

Глава 9. Душевное качество уверенности во Всевышнем и установление постоянного времени для изучения Торы

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Человек также должен видеть необходимость укреплять в себе уверенность во Всевышнем. Ведь, кроме того, что качество это – святое и абсолютно необходимое на путях служения вообще, оно очень необходимо также тем, что помогает хранить уста от запретных разговоров. Нередко ведь бывает, что человек сердится на ближнего, и дурное побуждение подстрекает его идти и рассказывать всем, какой он мерзавец и негодяй, поскольку думает, что тот причинил ущерб его деловому предприятию или задел его честь, – и очень тяжело человеку справиться с этим. И он должен хорошо усвоить то, о чем сказали наши мудрецы, – что никакой человек не может затронуть то, что приготовлено с Небес другому, даже на толщину волоса. Каждому дано будет то, что назначено ему с Небес, как почести, так и имущество, как сказали наши мудрецы (Йома, 38а): «Сказал бен Азай: по имени твоему позовут тебя, и на место твое усадят тебя, и из твоего дадут тебе и т. д.» И тогда он сможет справиться с дурным побуждением.

Попутно немного поясним душевное качество опоры на Всевышнего, после чего перейдем к нашей основной теме. Царь Давид, мир ему, сказал (Теилим, 37:3): «Полагайся на Г-спода и твори добро; живи на земле и храни верность». Сначала он предупреждает о том, что нужно полагаться на Всевышнего, а после этого – о необходимости творить добро, поскольку умение полагаться на Него – это прочная основа, на которой может быть построено любое здание.

Так, например, святая Тора повелевает нам постоянно остерегаться в изучении Торы, и, как минимум, устанавливать постоянное время для учебы; и то же самое относится к помощи бедным, и к исполнению заповедей, сопряженных, как кажется человеку, с материальным ущербом. И дурное побуждение сбивает его с пути, говоря: «Что я буду делать в будущем, если не приложу сейчас всех усилий в моих деловых предприятиях? И как раз теперь; ведь именно сейчас – лучший момент поехать и пойти туда-то и туда-то; и если не сейчас, то когда?» Таким путем дурное побуждение мешает человеку заниматься Торой в установленное время.

Подобными же доводами оно мешает исполнять заповедь цдака – помогать бедным. И потому Писание предупреждает: «Полагайся на Г-спода», – на то, что Он наверняка сполна даст тебе все, что должно прийти к тебе. «И твори добро», – благодаря этому сможешь творить всякое добро. Об этом сказано в Иерусалимском Талмуде (Сота, гл. 9): «Один человек занимался Торой, а ему кричали, чтобы он выходил продавать свой товар. Он отвечал: я не пропускаю время, выделенное для Торы, ради материальной выгоды. Если должен прийти мне заработок – он придет сам от Всевышнего, даже после того, как я завершу учебу в выделенное для этого время».

И вот это, несомненно, наш разум обязывает нас принять. Разве может быть, чтобы Всевышний лишил человека пропитания, которое назначил ему в Рош а-Шана, из-за того, что тот не захотел отменить изучение Торы в назначенное для этого время? И даже если случилось, что из-за того, что было выделено время на Тору, он упустил в тот день какую-то выгоду, – он не должен волноваться из-за этого! Ведь у Всевышнего – много возможностей создать любые причины для всего, что Ему угодно, и если Он не дал чего-то человеку в один день – вернет ему это в другой! И человек должен знать как твердую истину, что до истечения времени, на которое выделено ему пропитание в данном году – до Рош а-Шана, как сказали наши мудрецы – наверняка будет дополнено ему до той суммы, которая была ему установлена с Небес. И никакие усилия, никакое усердие и расторопность не помогут нисколько, ибо человек наверняка ничего не добавит себе тем, что нарушит волю Всевышнего и не использует на изучение Торы выделенное на это время. То же самое – с пожертвованием на бедных, – если только он не из тех, которые отрицают совершенно Всевышнего и Его правление в мире и о которых сказано (Дварим, 7:10): «И воздающий ненавидящим Его в лицо им, чтобы погубить их».

И даже если человек видит, что есть такие, кто совершенно не занимается учебой и преуспевает в своих деловых предприятиях, – пусть он как следует присмотрится к их делам. Он увидит, насколько нередки у них происшествия, отнимающие у них немало добра: нападения воров, разбойников и т. п. Отнимающие у тех, кто накопил чужое добро, как сказал пророк (Ирмияу, 17:11): «Наживший богатство не по справедливости – в средине дней его уйдет оно от него». Или у тех, кто нажил его во время, которое не ему принадлежало, и нужно было посвятить его Торе и служению, как сказано в «Авот де-раби Натан» (29:2): «К каждому, кто уклоняется от занятий Торой, посылают тех, которые отвлекут его [от дел, которыми он занимался вместо Торы]: и лев, и волк, и тигр, и гепард, и змея, и разбойники приходят и окружают его, и взыскивают, как сказано (Теилим, 58:12): “Да, есть Б-г, судящий на земле”». И это – по принципу «мера за меру»: тот человек уклонялся от Торы и трудился, и составил себе большое состояние, – и теперь посылают ему тех, кто отвлечет его от того, над чем он до сих пор трудился. Ведь даже если и не убьют его лев и волк – причинят, во всяком случае, ущерб имуществу его: он, например, должен будет бежать от них, бросая свое добро, или лечиться от нанесенных ими ран. А нередко приходят к нему с Небес страдания и тяжкие болезни, на которые он потратит деньги, которые не хотел давать в помощь бедным, по слову наших мудрецов: дом, который был закрыт для бедных, будет открыт для врачей. То же постигает временами и за уклонение от Торы, как сказали наши мудрецы (Брахот, 5а): «Если видит человек, что приходят к нему страдания – пусть проверит дела свои; проверил и не нашел [ничего греховного] – пусть видит причину в пренебрежении Торой».

И если это так, брат мой – зачем тебе собирать и копить деньги, которые не твои, или удерживать те деньги, которые ты должен отдавать в удел Всевышнему – на помощь бедным? Зачем тебе отнимать грабежом время, которое ты должен посвящать Всевышнему – Торе Его, и тратить это время на накопление денег, которые будешь вынужден потом вернуть – из-за страданий и бед [разбойников, болезней, не дай Б-г, и тому подобного], радуясь только тому, что остался жив? Ведь в целом все обстоит так: мир и все, что его наполняет, принадлежит Всевышнему, и Он создал все творения во славу Свою, как сказано в Писании (Йешаяу, 43:7): «Каждого, названного именем Моим, во славу Мою сотворил Я его, создал Я его и сделал Я его». И нет сомнения, что не будет у Него недостатка в причинах [естественных, создаваемых Им], даже в этом мире, чтобы исполнил Он волю Свою, по-доброму или нет. И об этом сказало Писание (Теилим, 37:3): «Полагайся на Г-спода и твори добро».

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=11369