Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Твуна — Глава 10 — Еще о качестве упования на Всевышнего

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1106
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Твуна

Глава 10. И еще об этом качестве – полагаться на Всевышнего

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

В действительности, хорошо подумав обо всем этом, человек должен устыдиться: как мы можем не полагаться на Всевышнего? И прежде всего я хочу привести мое объяснение слов пророка (Йешаяу, 26:4): «Полагайтесь на Г-спода адей ад – вовеки, ибо в Б-ге Г-споде твердыня вечная». Я объяснял, что слова адей ад учат нас, что и в наши дни, когда мы видим некоторое сокрытие лика [Всевышнего] и нет открытого правления Его, как прежде, во времена Храма, и поэтому есть немало отрицающих Всевышнего и восстающих против Него, – мы должны, несмотря на это, полагаться на Него.

Чему это можно уподобить? Был царь, один – над сотнями стран, и правил он державой своей с великой мощью и великолепием, так как имел достаточно, чтобы давать пропитание [подданным своим] повсюду, куда распространялась царская власть его, – всем вельможам и чиновникам, подвластным ему, с великой славой и мощью. Со временем нашлись отдельные люди в каком-то городе, очень малым числом, которые высокомерно восстали против царя, и ему это стало известно. И вот, в тот час, когда еще сидят судьи в креслах своих, решая о наказании для восставших, царь отправляется на прогулку поутру в свой виноградник. И слышит там голос птицы – посвист-пересвист сладчайший, и также вид у птицы той – краса необычайная. И приказал царь одному из рабов: сегодня же, немедля, взять эту птицу оттуда и поместить ее в его тронном зале, чтобы наслаждаться ему ее голосом и видом. И было так сделано; и когда несли ее в тронный царский зал, запела она голосом сладким и приятным. И поднял голос свой один из глупцов, и сказал: «О птица, милая и приятная! Как велико мое желание видеть тебя и слышать прекрасный звук твоей песни! И как велика моя скорбь при мысли о горе великом, ожидающем тебя! Ибо откуда же придет к тебе теперь пропитание твое, если мы слышим, что есть люди, восставшие против царя?»

Отвечает ему царский раб и говорит: «Ну и глупец же ты и простофиля! Да неужели возле царя, который властвует над сотнями стран и сокровищницами бессчетными, той птице, видом которой наслаждается тот царь и радуется сладким трелям голоса ее, придется беспокоиться о нескольких зернышках, которые нужны ей для жизни? Из-за того лишь, что в какой-то стране, в маленьком городе, нашлись двое или трое восставших против царя?»

Тем более это тысячекратно верно в нашей теме, если подумаем об этом хорошо. Всевышний сотворил этот мир, мир материальный, и высший мир. И известно, что высший мир включает в себя множество миров, практически бесчисленное, – но обычно говорят о трех мирах. Первый – называемый олам а-ецира [букв. «мир обретения форм»], и это мир ангелов; над ним – олам а-брия [букв. «мир сотворения»]; а над всеми – олам а-ацилут, где находится нечто «излучаемое» Святым Творцом. Сказали наши мудрецы, что об этом говорится в Писании (Йешаяу, 43:7): «Все названное именем Моим [олам а-ацилут], – во славу Мою сотворил Я его [олам а-брия, в котором находится Трон Славы Его], создал Я его [олам а-ецира, и там находятся хайот а-кодеш, которых видел пророк Йехезкель, и весь мир ангелов] и сделал Я его [наш мир и все небесные сферы]». И известно, что наш мир и все его небесные сферы – как ничто в сравнении с олам а-ецира, так как в олам а- ецира есть неисчислимое множество легионов ангелов, и в каждом легионе – неисчислимое множество ангелов, как сказано (Даниэль, 7:10): «Тысячи тысяч служат ему, и десять тысяч десятков тысяч стоят перед ним». И сказали наши мудрецы (Хагига, 13б), что это – об одном лишь легионе, а легионам этим нет числа, как сказано (Йиов, 25:3): «Есть ли число отрядам Его?» И см. там, в Гемаре, еще объяснения на эту тему. И сказано в «Тана де-вэй Элияу» (гл. 31), что четыреста девяносто шесть тысяч по десять тысяч ангелов служения освящают имя Всевышнего постоянно, и от восхода солнца до захода говорят: «Свят, свят и т. д.», а от захода солнца до восхода его говорят: «Благословенна слава и т. д.». И известно, что все сотворенные, даже высшие из высших, нуждаются во влиянии на них Всевышнего [духовном питании], как сказано (Нехемия, 9:6): «Ты сотворил… и Ты даешь им всем жизнь». Но питание, которое дает Он творениям высшим, не подобно нашему: оно духовное и утонченное, как сказано (Теилим, 78:25): «Хлеб могучих ел человек» [ман, который ели сыны Израиля в пустыне]. И сказали наши мудрецы (Йома, 75б), что это хлеб, которым питаются ангелы служения [то есть ман – это материализованный хлеб ангелов служения].

Известно, что ущерб славе Всевышнего из-за того, что есть какие-то глупцы, отрицающие Его или восстающие против Него и говорящие (Малахи, 3:14): «Какая польза, что исполняли мы службу Его», причиняется только в нижнем материальном мире, у обитателей которого глаза из плоти. А наверху, в высшем мире, все ангелы венчают короной имя Его, признают Его славу и то, что Он оживляет и правит ими, как сказано в Писании (Нехемия, 9:6): «И воинство небесное преклоняется пред Тобою», и сказано (Млахим 1, 22:19): «Видел я Г-спода, сидевшего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, справа и слева от Него», и еще сказано (Йешаяу, 6:2, 3): «Срафим стоят пред Ним… И взывал один к другому, и сказал: “Свят, свят, свят Г-сподь Воинств! Полна вся земля славы Его!”». И потому есть у Всевышнего имя Цвакот – [Б-г] Воинств, многократно упоминаемое в Торе. И если вдумаемся как следует, то действительно увидим, что наш мир даже меньше, чем горчичное зернышко в сравнении со всеми высшими мирами [ибо много миров есть вверху, как сказали наши мудрецы в первой главе трактата Авода Зара (3б), и Всевышний путешествует каждый день по восемнадцати тысячам Своих миров, как это объясняется, в частности, в святой книге Зоар в нескольких местах]. И если восстанут, не дай Б-г – считается это как ничто; и в недрах этого мира нашел Всевышний народ Свой, Израиль, любимый Им чрезвычайно, – до того, что назвал его «сыновьями», как сказано (Дварим, 14:1): «Сыны вы Г-споду, Б-гу вашему». И сладки Ему голоса их, как сказано (Шир а-Ширим, 2:14): «Дай мне услышать голос твой, ибо голос твой сладок». И как не стыдиться нам самих себя, если мы не будем полагаться, не дай Б-г, на имя Его, когда Он оживляет все миры и всех ангелов, которых – десятки тысяч раз десятки тысяч в каждом легионе! И не сошел, не дай Б-г, ни один из ангелов небесных с того часа, когда создал Всевышний все миры, чтобы сообщить, что недостает ему немного влияния [духовного питания]!

И известно, что есть ангелы, размер которых – несколько тысяч парса [парса – мера длины, около 4 км. Здесь и далее идет речь о понятиях и реалиях духовных миров, а не нашего материального]. Так, например, сказали наши мудрецы в трактате Хулин (91б), что размер ангела Габриэля – две тысячи парса, как это следует из книги Даниэля, где сказано, что он видел ангела, размер которого – как Таршиш, а размер моря Таршиш – две тысячи парса. И есть ангелы гораздо более высокие, как сказали, например, наши мудрецы о Сандалфоне, что он превышает ростом других ангелов «на пятьсот лет» [ходьбы – притом, что обычный человек проходит в день десять парса. Подсчитай, чтобы получить обо всем этом представление].

И этот маленький человек, которого даже как горчичное зернышко невозможно представить себе в сравнении с теми ангелами, – как он может постоянно переживать и волноваться: откуда возьмется пропитание мое и откуда придет ко мне помощь? И когда мы задумаемся как следует об этом – поневоле удивимся еще больше, чем по поводу мнимых страданий птицы, о которой говорилось выше. И не остается нам ничего другого, как укрепляться всемерно, чтобы исполнять волю Всевышнего и ни о чем не беспокоиться – как не нужно беспокоиться царскому сыну, что ему вдруг не хватит буханки хлеба, – поскольку сказано в Торе: «Сыны вы Г-споду, Б-гу вашему».

И все, о чем мы говорили, заключено вкратце в словах Писания, как сказано (Йешаяу, 26:4): «Полагайтесь на Г-спода адей ад – вовеки». Это означает: даже тогда, когда Иерусалим разрушен и Израиль пребывает в изгнании, и из-за этого есть множество восстающих против Всевышнего, – несмотря на это, полагайся на Него! И Он поможет тебе, ибо могущество Его – при нем, как и прежде! И также Он наверняка не устранил полностью, не дай Б-г, желаний Своих, относящихся к этому миру, ведь иначе все сотворенное исчезло бы без следа! Ведь, как известно, Всевышний оживляет Свое творение каждые миг, как говорится в установленном для нас мудрецами благословении «Йоцер»: «Обновляющий по благости Своей каждый день дело миротворения», и как сказано (Нехемия, 9:6): «И Ты оживляешь всех», – но не сказано: «оживил» (как говорится об этом в святой книге Зоар). И об этом говорит Писание в завершении стиха (Йешаяу, 26:4): «…Ибо в Б-ге, Г-споде – цур – твердыня вечная». [Первое из упомянутых здесь имен Всевышнего – из двух букв, י – йуд и ה – эй], и сказали наши мудрецы, что Всевышний сотворил наш мир второй буквой ה – эй – этого имени, а будущий мир – первой буквой י – йуд. А цур – твердыня – означает «крепость»; и данное имя в целом означает, что Всевышний до сегодняшнего дня [как и в прошлом, и в будущем] – Тот, Кто поддерживает миры. И говорится в «Отийот де-раби Акива», что края неба и земли подписаны святыми именами Его (см. там). И если бы Он устранил желание Свое от сотворенного – оно вернулось бы в ничто, как до его создания.

Из всего этого мы можем понять, сколь велико упование, которое должен человек возлагать на Всевышнего.

[Примеч. перев и редактора. Читатель может спросить: верно, что сила и возможности Всевышнего беспредельны абсолютно во всем, и в пропитании всех сотворенных им точно так же, как в их сотворении, и с этой стороны, действительно, не может быть у нас никакого беспокойства.

Но ведь это еще не все! Не вся проблема! Ведь мы знаем, что многие миллионы людей в мире умирают от голода! И у Всевышнего, несомненно, есть веские и важные причины допускать это, как вообще есть у Него причины существования в нашем мире самых разных видов зла на этом этапе существования мира, как пишет об этом Рамхаль. Может спросить человек: кто сказал, что в отношении меня тоже не найдется у Него какая-то причина, как она нашлась и найдется еще в будущем для миллионов других людей, будь то на путях награды и наказания или, по непостижимым для меня сокровенным расчетам Всевышнего, на путях моего мазаля, – причина того, чтобы я лишился пропитания, страдал и голодал?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять и разобраться: во что же мы должны верить? В этом нет ничего нового. В единство Всевышнего: в то, что и творение, и дальнейшее существование мира, от древности до наших дней и до конца времен, проникнуто и пронизано Его неизменным стремлением к добру, и только к добру – для всех людей и для каждого человека, включая грешника. Действительно, нет гарантий, что со мной ничего не случится плохого; но что бы ни случилось – гам зу ле-това так же и это к добру – как говорил великий учитель великого раби Акивы. Зло, сколь бы велико оно ни было, даже такое, как Катастрофа – всегда локально и временно, и имеет своей конечной целью добро. И единственный выход для человека – укрепиться и распространить такой свой подход, такое восприятие в полной мере, так же и на все связанное с пропитанием! И это не означает самогипноз или самообман: наоборот, это уход и бегство от ошибки.

И за счет самого знания и уверенности, что у Всевышнего нет ограничений, что Он желает нам добра и заботится о нас подобно тому, как царь заботится о чудесной птице, – Его правление и забота о нас могут проявляться более открыто (см. следующую главу в нашей книге).

Трудность в отношении пропитания в том, что человеку кажется, будто здесь все в его руках и зависит от него. Больше свобода выбора, и потому больше мучительных сомнений: все ли я делаю и делал, и правильно ли? Какова для меня разумная мера усилий, необходимых в силу проклятия: «В поте лица…»? В этой кажущейся свободе и ощущении «силы своей руки» – источник страданий. И наоборот: чем больше человек полагается на Всевышнего и понимает, что все его материальные дела, по сути, целиком зависят не от его усилий, а от Всевышнего – тем меньше выпадает на его долю мук и сомнений, и тем больше будет его успех в служении Всевышнему.

И человек должен иметь при этом в виду, что в сфере духовной, в сфере служения ситуация обратная. Здесь от него зависит все и он за все отвечает, и он должен постоянно спрашивать: все ли я делаю и делал? – как сказали наши мудрецы: «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами».

Вот что говорится в книге рава Шломо Лоренца «В кругу великих», рассказывающей о наших учителях, величайших мудрецах Торы последних поколений (имеется в русском переводе), о гаоне раве Ицхаке-Зееве из Бриска (в гл. 1 раздела о нем, стр. 210):

Известен тот постоянный страх, который сопровождал нашего учителя на каждом шагу, временами непостижимый для человека нашего поколения. Он жил в постоянном напряжении, проверяя себя ежеминутно, действительно ли он исполняет свой долг подобающим образом, и непрерывно размышляя над тем, чего требует от него Тора в данный момент. И, однако, все сказанное о постоянном страхе – «о словах Торы сказано»!

Не было у него даже чего-то близкого к напряженному состоянию души, вызванному обычным для человека страхом перед всякого рода естественными факторами, могущими угрожать благополучию человека в этом мире. Весь его великий трепет связан был лишь с делами, относящимися к Торе и страху перед Б-гом. Однако в отношении самого себя, своей чести и имущества – а в определенной мере также к своему здоровью – у него можно было видеть лишь безмятежность и спокойствие.]

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=11585