Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Твуна — Глава 7 — Осторожность в том, чтобы не возводить обвинение на Израиль

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1235
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Твуна

Глава 7. Сколь важна осторожность в том, чтобы не возводить обвинение на Израиль, и какова наградо того, кто находит ему заслуги

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора, курсивом – примечания переводчика и редактора]

В предыдущих главах мы обсуждали [запрет говорить плохое] об отдельном человеке – и тем более нужно чрезвычайно остерегаться не возводить вину на всю общину Израиля. Ибо это очень большой грех, как сказали наши мудрецы (Псахим, 87б): «Что означает сказанное в Писании (Мишлей, 30:11): “Не доноси на раба пред господином его”; (и далее там, 30:11): “Род, проклинающий отца своего и не благословляющий матери своей”? Даже в поколении, “проклинающем отца своего и не благословляющем матери своей” – “не доноси на раба [еврейский народ] пред господином его” – то есть Всевышнему».

И смотри, что сказал Йешаяу, увидев в пророческом видении Славу Всевышнего (Йешаяу, 6:5): «И сказал я: горе мне! Погиб, ибо я – человек с нечистыми устами, и среди народа, чьи уста нечисты, живу я, – а глаза мои видели Царя, Г-спода Воинств!» Он не хотел сказать постыдное об Израиле, поскольку перед этим и о себе самом сказал то же самое. Но сказано далее (там, 6:6, 7): «И подлетел ко мне один из серафимов, и в руке его рицпа – уголь пылающий, который взял он щипцами с жертвенника. И коснулся он им уст моих, и сказал: вот, коснулось это уст твоих, и грех твой снят будет, и вина твоя будет искуплена». Объясняют мудрецы, что рицпа – слово, составленное из двух: рцоц пе – «сокруши уста» [приказ Всевышнего тому ангелу] – «за то, что сказал дурное о сынах Моих». И впоследствии, смерть пророка была связана с этим. Рассказывают наши мудрецы (Йевамот, 49б), что, когда Менаше [царь, совершивший множество грехов в первую половину своего царствования] хотел убить Йешаяу, тот произнес особое имя Всевышнего и вошел в ствол дерева; стали пилить это дерево, и когда дошли до рта Йешаяу, он умер.

[Примечание автора. Ритво спрашивает: ведь было искуплено Йешаяу, как сказал ему ангел: «И грех твой снят будет, и вина твоя будет искуплена». И объясняет, что искуплено было только сказанное пророком перед Всевышним, но после того он еще раз говорил то же самое – перед Израилем, и за это был наказан вторично. Но, по моему скромному мнению, можно сказать, что не было греха в том, что пророк говорил те слова народу Израиля, поскольку ими он хотел показать, насколько велика любовь к Израилю у Властелина Всего. Однако в действительности, когда Всевышний сказал ангелу: «сокруши рот», Он имел в виду наказание, которое свершится в будущем, а не только касание раскаленным углем. И касание это не означало полного искупления греха, а только отодвигание наказания до последнего срока в случае, если не будет до того полного исправления, подобно тому, о чем сказали мудрецы: страдания «подвешивают», то есть наказание откладывается с этим условием, а смерть искупает. И верным свидетелем тому – сказанное ангелом после того, как он коснулся пылающим углем уст Йешаяу: «Вот, коснулось это уст твоих, и грех твой снят будет, и вина твоя будет искуплена», – в будущем времени, подобно сказанному (Йешаяу, 11:13): «И снята будет ревность Эфраима». Точно так же и «будет искуплена» – тоже в будущем времени, чтобы показать, что пока еще вина не полностью искуплена, и сейчас, с прикосновением пылающего угля, только началось искупление; и, в конце концов, снята будет вина посредством этого угля. И не открыл ангел Йешаяу намерение Всевышнего.

Другое объяснение: можно сказать, что в словах «и грех твой снят будет» имеется в виду обвинитель, порожденный тем грехом: он не будет больше обвинять его. Подобное этому мы находим о царе Давиде (Шмуэль-2, 12:13): «И сказал Натан Давиду: и Г-сподь снял грех твой» – то есть обвинителя, как объясняют наши мудрецы. А сам по себе грех прощен был пророку в конце, как сказано: «И вина твоя будет искуплена» – в будущем времени. Но первое объяснение вернее].

Также от нашего учителя Моше, из-за того, что он сказал (Бемидбар, 32:14): «Потомство мужей грешных» [о сынах Гада и Реувена, просивших не переводить их через Ярден], произошел Швуэль, сын Гершома – служитель идолов, как сказали наши мудрецы (Бава Батра, 109б) [то есть, недостойное потомство – по принципу «мера за меру»]. И более того –Элияу сказал (Млахим-1, 19:10): «Весьма возревновал я о Г-споде, Б-ге Воинств, потому что оставили завет Твой сыны Израиля, жертвенники Твои разрушили и пророков Твоих убили мечом» – из-за этого его оставило пророчество, и Всевышний приказал ему сделать своим преемником в пророчестве Элишу, как сказали об этом наши мудрецы (приведено в Ялкут Млахим).

[Когда арамейцы осаждали Шомрон, там был сильнейший голод, и Элиша предсказал по слову Всевышнего великое чудо – изобилие и дешевизну еды на следующий день]. Царский сановник, услышав это от Элиши, сказал (Млахим-2, 7:19): «Даже если бы Г-сподь открыл окна небесные [то есть высшие источники], – может ли быть такое?» [И он был наказан за свои слова, по слову пророка: увидел ту еду, но не ел ее, так как был убит].

«Сефер Харедим» (лист 51) пишет, ссылаясь на мидраш: «[Тот сановник имел в виду, что] несомненно, Всевышний может так сделать. Но это поколение подобно поколению потопа, и достойно оно, чтобы открылись источники небесные [как в поколении потопа] (Берешит, 7:11): “И окна небесные отворились”. Как же для такого грешного поколения может быть сотворено великое чудо [внезапного изобилия]? Элиша ответил: за то, что тот обвиняет Израиль, он увидит ту еду, но есть ее не будет».

И смотри, брат мой, до чего сильно и образно сказано об этом в «А-тана де-вэй Элияу», гл. 7: «Сыны Израиля уподобляемы винограднику, как сказано (Йешаяу, 5:7): “Ибо виноградник Г-спода Воинств дом Израиля”. И потому раби Элиэзер а-Гадоль говорил: “Дом Израиля – виноградник Всевышнего, не подсматривай в него” [то есть: глазом даже не смотри на них не по-доброму]. А если подсматривал – не заходи в него; а если вошел – не пользуйся им для своей выгоды; а если пользовался – не ешь плодов его; а если подглядывал, и входил, и пользовался, и ел плоды его, – быть тому человеку искорененным из мира».

«Даже самый большой в мире праведник, если пожалуется на Всевышнего или скажет плохое об Израиле – его наказание будет тяжелее, чем у всех остальных. Во всех поколениях не было праведника большего, чем Элияу – но, сказав плохое об Израиле, он содеял великое зло перед Ним [Всевышним]. Смотри, что сказано там (Млахим 1, 19:6): “И взглянул он, и вот: у изголовья его лепешка, испеченная на углях”. Что означают эти угли? Сказал Всевышний: “Этими [пылающими углями] следовало бы накормить того, кто говорит плохое о Моих сыновьях”. Сказал раби Ицхак: “Не сдвинулся оттуда Элияу, пока не поклялся Всевышнему постоянно говорить хорошее в заслугу Израиля”. И когда кто-нибудь делает доброе дело, он [Элияу] опережает его и говорит перед Всевышним: “То-то и то-то делает сейчас такой-то!” И не уходит, пока это не будет записано [в книгу заслуг] того человека» («Зоар Хадаш», лист 21б).

Из всего этого мы можем видеть, насколько осторожным должен быть человек, чтобы не судить об Израиле к обвинению. Напротив, он должен приучить себя постоянно пробуждать милосердие к Израилю и напоминать о его заслугах. И за это он будет любим Всевышним, как мы находим в трактате Йома (77а, см. там версию текста по Баху): [ангел] Гавриэль стоял перед завесой [перед внутренней обителью Творца] и говорил в заслугу Израиля; сказал Всевышний: кто это говорит в заслугу сыновей Моих? И ввели его [Гавриэля] внутрь.

Подобное этому мы находим в нескольких местах в «А-тана де-вэй Элияу», например, в 19-й главе 1-й части, где много говорится в заслугу Израиля: «Властелин мира! Воззри на бедствия наши и вступайся за нас в нашей борьбе [с врагами], и да предстанут перед Тобой наши обиды, что чинятся нам всякий час! И вспомни, сколько в Израиле есть семейств, лишенных самого насущного, а отцы их занимаются Торой – каждый день, постоянно! Вспомни, сколько есть в Израиле бедняков, у которых идолопоклонники снимают плоть с их костей [налогами и всякого рода тяготами] – а они занимаются Торой, каждый день, постоянно! Вспомни, сколько есть в Израиле детей, не различающих правое и левое – и занимаются Торой, каждый день, постоянно. [Ибо ее изучают все, даже малые дети – и она дарует мудрость всем, как сказано: «Свидетельство Г-спода (Тора) верно, умудряет неразумного» (Теилим, 19:8)]. Вспомни, сколько в Израиле есть старцев и стариц, заполняющих рано утром и поздно вечером Дома молитвы и Дома учения – и они страстно желают и ждут от тебя освобождения, каждый день, постоянно!…

Отец наш, Который на небесах! Вспомни о Твоем завете, который Ты заключил с праотцами – тремя праведниками: Авраамом, Ицхаком и Яаковом… И также написал Ты нам в Своей Торе (Ваикра, 25:35): “И если обеднеет брат твой и придет в упадок у тебя, то поддержи его”. [Это означает: потому и Ты поддержи нас, чтобы не упасть нам никогда].

Отец наш, Который на небесах! Вспомни, сколько есть в Израиле хромых и слепых, у которых нет пропитания, – а они, несмотря на это, нанимают учителей, чтобы те обучали сыновей их Торе!

Отец наш, Который на небесах! Вспомни об Израиле, о том, что он – приобретение Твое навеки, как сказано (Дварим, 32:6): “Не Отец ли Он твой, обретший тебя?”, и также сказано (Мишлей, 8:22): “Г-сподь создал меня в начале пути Своего”.

Отец наш, Который на небесах! Вспомни, сколько есть в Израиле вдов и сирот, занимающихся Торой и заповедями – каждый день, постоянно и т. д.», см. там.

Из всего этого любой может понять, насколько должен стараться каждый пробудить у Всевышнего милосердие к народу Израиля – приведенными здесь словами или подобными им. Ибо и сегодня есть заслуги, упомянутые выше и подобные им, как известно тем, кому знакомо бедственное положение Израиля в наше время. Ведь несмотря ни на что, все-таки есть, благодарение Б-гу, много изучающих Тору и исполняющих заповеди, и много тех, кто поддерживает Тору, занимается делами милосердия и помощью бедным – буквально повсюду.

Сказано в Торе (Дварим, 16:18): «И будут судить народ судом праведным». Объясняют мудрецы (Танхума, гл. Шофтим): «Сказал раби Йеуда бен раби Шалом: это означает, что они должны стремиться оправдывать Израиль перед Всевышним. У кого следует учиться этому? У Гидеона бен Йоаша, в дни которого Израиль был в большой беде. И Всевышний искал человека, который будет напоминать перед Ним о заслугах Израиля – и не находил, так как то поколение было бедным в отношении заповедей и добрых дел. И когда Он обнаружил такое качество в Гидеоне, который говорил перед Ним о заслугах Израиля, тотчас же открылся Гидеону ангел, как сказано (Шофтим, 6:11): “И пришел ангел Г-спода…”, и далее (там, 6:14): “И обратился к нему Г-сподь, и сказал: иди с этой силой твоей и спаси Израиль”, – с силой той заслуги сынов Моих, о которой ты говорил [предо Мною]». Сказано: «И будут судить народ судом праведным», – это означает: будут приводить доводы в оправдание своего поколения.

Из всего этого мы можем понять, сколь высоко стоит тот, кто оправдывает [народ Израиля перед Всевышним]. Таким образом, он становится «колесницей» (колесница несет всадника к задуманной цели; так и праведники, по замыслу Творца, раскрывают Его присутствие и качества [атрибуты] в этом мире), несущей свет святого «чертога заслуг» (цель Его – озарить светом из всех чертогов Своих все миры), в котором напоминают о заслугах Израиля, как сказано в «Сефер Харедим».

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=9685