Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Твуна — Глава 13 — О дурных привычках, приводящих человека к нарушению запрета злоязычия — Часть 2

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1184
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Твуна

Глава 13. О дурных привычках, приводящих человека к нарушению запрета злоязычия (окончание)

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Бывает еще злоязычие как плод насмешничества: человек приучил себя насмехаться над другими и к компании склонных к этому – и тянется к тому, чтобы высмеивать людей и рассказывать о них дурное.

Поэтому желающий очистить себя должен задуматься над тем, сколь велик запрет насмешничества, в нескольких аспектах. Ведь кроме того, что насмешник грешит сам – а грех этот является одним из четырех, из-за которых грешники не встречают ликШехины, как сказали наши мудрецы (Сота, 42а), – он также вводит в этот грех и многих других. Известно, сколь велико наказание вводящего в грех многих людей. Ему не дают вернуться к Всевышнему, как сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 5:18). И кроме всего этого, занимающийся пустыми делами, даже и не запрещенными, теряет время, в которое он мог бы заниматься Торой и приобрести себе жизнь в будущем мире. Из этого видно, что он презирает в своей душе слова Всевышнего и награду будущего мира – ведь сказали наши мудрецы по поводу стиха Торы (Бемидбар, 15:31): «Ибо слово Г-спода презрел» в главе Хелек (Санедрин, 99а), что речь в нем идет о каждом, кто имеет возможность заниматься Торой и не занимается ею.

И пусть поучится человек уму-разуму, глядя на узников в тюрьме, когда их ведут к судье на допрос – как они хранят свои уста, чтобы не сказать ни одного неосмотрительного слова, связанного с их делом! И как они принимают все побои и унижения, но не признают истину – хотя и знают, что хоть так, хоть так не будут они жить вечно, и даже если признаются – скорее всего не умрут, поскольку к смертной казни приговаривают очень немногих; и при всем этом, они готовы принять на себя любые муки ради возможности, пусть и весьма отдаленной, продления своей временной земной жизни. Так насколько же больше должны стыдиться те люди, которые сидят в обществе насмешников часами – притом, что никто не бьет их и не принуждает к этому! И если воздержатся от запрещенных разговоров, то удостоятся жизни вечной, как говорит об этом мидраш: за каждое мгновение, в которое человек заграждает свои уста, он удостаивается сокрытого света, такого, что ни один ангел и никто другой из сотворенных не могут себе представить. И также наоборот: будет наказан за каждое запрещенное речение, как писал Виленский Гаон в своем святом послании «Алим ли-труфа»:

 «Весь труд человека в этом мире – ради рта своего» (Коэлет, 6:7). Сказали наши мудрецы, что все заслуги человека в исполнении заповедей и изучении Торы не покрывают грехи его речи (Коэлет Раба, там). Искусство человека в этом мире – научиться быть немым (Хулин, 89а), – так пусть же сомкнет свои уста, как два жернова. И весь каф а-кела [буквально «праща» – орудие для метания камней, и так называется одно из тяжких наказаний души после ее ухода из этого мира, еще до того, как она попадет в геином – ад; см. об этом в «Решит Хохма», «Шомер Эмуним» и других книгах] – наказание за пустые и праздные разговоры: за каждую пустую фразу «перебрасывают» душу из одного конца мира в другой. И такова тяжесть этого наказания лишь за лишние, пустые слова; а за запрещенные, как, к примеру, злословие, насмешки, клятвы, обеты, распри и проклятия, и в особенности за те из них, которые были сказаны в синагоге, в субботу и в праздники, душу опускают глубоко-глубоко вниз, в самый глубокий из отделов ада. Невозможно постичь тяжесть страданий, которые человек испытывает из-за одной фразы. Не будет упущено ни одного слова – все записывается! «Крылатые писцы» – ангелы – следуют за каждым человеком и не покидают его ни на секунду, записывая каждую его фразу, ведь «птица небесная разнесет слух, и крылатый расскажет» (Коэлет, 10:20). И сказали (Авода Зара, 18б): «Каждый насмехающийся падает в геином».

[Примечание автора. Считаю нужным разъяснить, почему именно нофель – «падает», а не иполь – «упадет», опираясь на то, что сказал Виленский Гаон в комментарии к следующим стихам Мишлей (1:22 – 23): «Доколе… насмешники будут услаждаться насмешкою своей…? Обратитесь к моему наставлению…» Сказал Гаон по поводу насмешников, имеющих вожделение великое говорить пустое и насмешничать, хотя и нет от этого удовольствия телесного: «Причина в том, что всему, что человек ни делает, дух дается из высших миров, и дух этот не успокаивается, пока не сделает [тот человек] еще подобные дела, – и человек получает от этого удовлетворение, как от заповеди, так и от греха. Об этом и сказано в Пиркей Авот (4:2): ”Грех влечет грех, а заповедь влечет заповедь“. И чем больше грех, тем сильнее дух, который с ним приходит, и тем больше желание человека совершить его еще. Так и с исполнением большой заповеди: приходит дух из места святого чрезвычайно, и человек сильно вожделеет к той заповеди, и очень наслаждается ею. И известно, что величайшая из заповедей – изучение Торы, а пустые разговоры и насмешки – это нечто противоположное Торе. И потому удовольствие от этих вещей у человека больше, чем от всех грехов: хоть и не приобретает он от них ничего в этом мире, но, поскольку дух нечистоты чрезвычайно силен – он как источник обильный, противоположность Торе, которая и есть источник обильный».

Известно, что дух нечистоты, порожденный грехом, сам наказывает человека после смерти в геиноме. Потому и сказали наши мудрецы «падает в геином» – научить нас, что в момент, когда человек насмешничает, над ним витает сильный дух нечистоты, о котором говорилось выше, и человек буквально нофель – «падает» [другими словами,шохен – «располагается», как сказано в стихе Торы (об Ишмаэле, Берешит, 25:18): «перед лицом всех своих братьев нафаль – расположился»] в геином живым, не дай Б-г. Так же сказано в «Нефеш а-Хаим», Врата 1, гл. 12, и здесь нет места говорить об этом подробнее.]

Также и в этом мире из-за привычки к насмешкам постигают человека мучения, как сказали наши мудрецы (Авода Зара, 18б): «Всякого привычного к насмешкам постигают мучения, как сказано (Йешаяу, 28:22): ”А ныне – не насмешничайте, чтобы не утяжелились страдания ваши“, и сказал Рава мудрецам: ”Прошу вас, не насмешничайте, чтобы не постигли вас мучения“ (и см. Рабейну Йона, «Шаарей Тшува», что нельзя насмешничать даже изредка, по случаю; в отношении этого мудрецам пришлось предупредить учеников, поскольку многие оступались именно таким образом)».

Также и пропитание человека уменьшается из-за этого, как сказали мудрецы там в Гемаре, и весь мир получает наказание из-за него, как сказали там: «Каждый привычный к насмешкам приносит в мир гибель».

И даже если человек не насмешничает сам в компании любителей этого зла, а только сидит с ними – это тоже запрещено, как сказано (Теилим, 1:1): «И в собрании насмешников не сидел». И сказано в «Авот де-раби Натан» (30:3): «Приставший к компании совершающих грех, хотя сам не и не совершает дел, подобных их делам, получает возмездие подобно им». И потому человек должен отдаляться от такого рода людей, от пребывания в их обществе, чтобы не учиться у них. Но должен сидеть в обществе говорящих слова Торы – и тогда ему будет хорошо и в этом мире, и в будущем.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=13400